
Но самое интересное ждало ребят в конце смены. Организаторы решили провести зачет в форме квеста, в ходе которого участникам предстояло выполнить целый ряд довольно необычных операций. По легенде некой преступной хакерской группировке удалось получить доступ к заброшенной советской пусковой шахте комплекса «Периметр» («Мертвая рука» по классификации НАТО) и произвести запуск ракеты. Ребятам надо было отследить путь злоумышленников до истечения обратного отсчета и отключить аппаратуру. Задача осложнялась тем, что хакеры оказались достаточно осторожны, чтобы заблокировать все системы безопасности. Поэтому, чтобы попасть в импровизированный центр управления системами обороны страны, участникам понадобилось сначала найти wi-fi-трансмиттер и получить к нему доступ, используя перехватчик сигнала, установленный на квадрокоптере. Затем надо было подобраться к защищенному серверу в пусковой шахте, проникнуть через автоматические двери, изготовив специальный ключ. А перед тем как обезвредить взведенную и готовую к запуску боеголовку, им пришлось отключить резервные системы, которые могут ускорить ее активацию.
И это далеко не все испытания! Например, попутно участники смены выполняли даже такое необычное для их возраста задание, как поиск уязвимости бортового компьютера автомобиля Tesla (предположительно, на нем злоумышленники и приехали), чтобы отследить логи поездки и скачать записи с камер заднего вида.
В совокупности этот квест вполне тянет на полноценный детектив. Как утверждают организаторы, такие испытания – вполне себе жизненные ситуации, с которыми может столкнуться каждый.
- Задания квеста мы разрабатывали вместе с Ростелекомом, - рассказывает Михаил Елизаров, один из организаторов квеста. - Мы ориентировались на те уязвимости, которые сейчас существуют в реальном мире. Мы хотим, чтобы дети научились не только проводить аудит безопасности, но и защищать, то есть не только ломать, но и создавать что-то. Все эти дети – будущие специалисты в области IT, поэтому они должны уже сейчас понимать уровень реальных проблем и пытаться предлагать свои решения. Изначально у нас была идея разделить всех участников квеста на две команды – одни проводят пентест, другие защищают. Но потом мы решили, что пусть поиском уязвимости занимаются все, а в отчете о своей работе изложат свои способы защиты. И каждый из них должен будет рассмотреть проблему с разных сторон.
Почему же для пентеста была выбрана именно Tesla, которая у нас ассоциируется с торжеством инженерной мысли Запада? По словам Михаила Елизарова, тут нет никакого подтекста и тем более личной неприязни к Илону Маску. На самом деле компьютеры всех автомобилей примерно одинаковы, а, найдя уязвимости в одном, можно подобраться и к другим. Tesla же в данном случае наиболее защищена, ибо ее производители очень часто выпускают новые прошивки и оперативно закрывают выявленные уязвимости. Однако, как показал квест, компьютер этого автомобиля поддался даже школьникам, которые стали победителями олимпиады «Кибервызов». При этом мы не пытаемся сделать из этого какой-то тайны, наоборот, информация обо всех уязвимостях, найденных ребятами в прошивках Tesla, уже отправлена производителям и принята ими к сведению.
Что же касается оценки кибербезопасности военной системы «Периметр»… Разумеется, военные применяют совсем иные способы защиты, вряд ли известные широкому кругу людей, и чтобы получить доступ к ним, мало быть даже очень хорошим программистом. Но в любом случае уязвимости есть везде, другое дело - важно понять сам принцип организации безопасности систем и защиты от несанкционированного доступа.
Надо отметить, что для Ростелекома это первый крупный проект, в котором задействовано такое количество школьников.
- Нам проще работать со студентами, чем с учениками, потому что путь от вуза до нашей компании короче, чем от школы, - рассказывает Георгий Георгиев, директор по управлению талантами компании. - У нас также есть многочисленные стажерские программы. На Таганке, во всем известном сталинском «бункере-42», мы организовали киберпространство и устроили иммерсивный квест, в результате которого происходил отбор претендентов для годичной стажировки в Ростелекоме. Причем в нем приняли участие студенты не только технических, но также экономических и юридических вузов. А для школьников у нас есть проект «Лига роботов», в рамках которого мы обучаем их программированию. Конкретно здесь, в «Сириусе», сейчас собрались самые перспективные для нас дети, поскольку кибербезопасность – ключевое направление для Ростелекома. И мы, конечно же, постараемся повлиять на выбор их профессии, чтобы они поступили в тот вуз, где сильная кафедра кибербезопасности, а потом пришли к нам на стажировку и работу. Очень надеюсь, подобные мероприятия помогут повысить интерес школьников к данной профессии.
- Итоговая работа ребят связана с разработкой системы защиты и мер по устранению уязвимостей, - говорит Юлия Куклина, руководитель направления по работе с талантливой молодежью компании «Ростелеком». - Могу сказать, что для школьников никто ничего подобного никогда не делал. Стенды, имитирующие бункер комплекса «Периметр», в таких масштабах никто не строил, это я точно знаю. И, мне кажется, это большое упущение, потому что для большинства детей кибербезопаасность – понятие абстрактное, оно сводится к стандартной картине: кто-то сидит за компьютером и что-то делает, а что именно, никто не знает. На самом же деле информационную безопасность можно и нужно сделать максимально наглядной, приближенной к реальности. Для этого мы построили стенд, привезли машины, чтобы ребята могли потрогать их руками и посмотреть, как оно работает и как защищено. Мы учим детей именно защите, а не нападению. А чтобы объяснить, как это делать, надо сначала рассказать, как это устроено. Я считаю, обо всем этом должны знать все школьники страны. И я бы хотела, чтобы подобные курсы были реализованы во всех образовательных организациях, потому что сегодня у всех ребят есть компьютеры, гаджеты, все школы имеют сайты, а все это надо защищать от несанкционированного проникновения.
Что же думают обо всем этом сами дети, участники смены? На самом деле для них этот квест не просто проверка их способностей, но и очередной повод проверить свои возможности, чем они, по сути, занимаются постоянно.
Ученик 7-го класса одного из лицеев Санкт-Петербурга Юрий Гришин самый молодой из участников смены. По его словам, программированием он занимается с 9 лет, а «проверка на прочность» тех или иных сайтов для него давно превратилась в увлекательное занятие.
- Здесь, в «Сириусе», я нашел серьезную уязвимость в электронном дневнике центра и пришел к выводу, что его несложно полностью вывести из строя, - делится мальчик своими достижениями. - Плюс ко всему здесь установлено большое количество принтеров, доступ к которым относительно свободен. При желании это тоже может быть использовано во вред, поэтому хорошо бы поставить защиту. У себя дома мы с ребятами как-то раз искали уязвимости на одном сайте, который организует праздники и вечеринки, и нашли там дыры, позволяющие либо его заблокировать, либо пользоваться его услугами совершенно бесплатно. Точно так же я нашел уязвимости на сайте соседней школы (свой собственный трогать не стал), но, как и во всех остальных случаях, никому не сказал об этом, кроме своих друзей. Мы делаем это вовсе не для того, чтобы как-то и чем-то злоупотребить себе на пользу, для нас это чисто спортивный интерес. Хотя, мне кажется, обрушить сайт, на котором торгуют наркотиками, - это правильно. Главное, чтобы его хозяева не смогли отследить, кто это сделал.
Удивительно, однако, то, что Юра фактически самоучка. Изучает специальную литературу, общается с теми, кто «в теме», посещает семинары и мастер-классы гуру программирования. По его словам, любимых предметов в школе у него нет, учебники он уже давно прочел. Поэтому участие в олимпиаде «Кибервызов» стало для него глотком свежего воздуха, возможностью пообщаться с такими же неординарными людьми, как и он сам. В будущем он планирует заниматься кибербезопасностью профессионально, а параллельно бороться с распространением вредоносных сайтов.
Теодор Арсений Ларионов-Тришкин учится в 11-м классе в одной из московских школ, отнюдь не физико-математической, а языковой. В ней углубленно изучают прежде всего русский, английский и испанский, а уже потом все остальное.
- Но я не хочу жаловаться на нехватку уроков по ИКТ, все-таки это не технический лицей, - уточняет школьник. – Тем более что иностранные языки мне очень помогают получать информацию по теме кибербезопасности, общаться с носителями языка в социальных сетях. Честно говоря, я не думаю, что кибербезопасность должна быть интересна всем и тем более что ее, как тут предлагали, надо преподавать как отдельный предмет или курс. Вполне достаточно, если в школе этим будут владеть несколько человек, и уже они смогут оказать остальным все необходимые консультации по вопросам защиты аккаунтов, оборудования, сетей и так далее.
А Григорий Копелиович учится в обычной школе Владимира, в выпускном классе. Тут есть профильные классы, благодаря чему можно углубленно изучать те или иные предметы.
• Григорий Копелиович (Владимирская область);
• Дмитрий Чермных (Пермский край);
• Леонид Головырин (Свердловская область).
В квесте лучшими признаны:
• Виктор Поздов (Нижегородская область);
• Дмитрий Чермных (Пермский край);
• Никита Стрыгин (Воронежская область);
• Леонид Головырин (Свердловская область);
• Георгий Комаров (Калужская область).
Лучше всех домашнее задание выполнили:
• Николай Раков (Камчатский край);
• Теодор Арсений Ларионов-Тришкин (Москва);
• Никита Стрыгин (Воронежская область);
• Григорий Копелиович (Владимирская область);
• Виктор Поздов (Нижегородская область);
• Леонид Головырин (Свердловская область);
• Владислав Сажин (Владимирская область);
• Дмитрий Чермных (Пермский край);
• Илья Прищепа (Новосибирская область);
• Георгий Кучерин (Архангельская область);
• Евгений Великоиваненко (Воронежская область);
• Леонид Безвершенко (Саратовская область).
И, наконец, в программировании больше всех баллов набрали:
• Юрий Худяков (Челябинская область);
• Владислав Сажин (Владимирская область);
_________________________________________