Недавно на телевидении прошли сразу две громкие премьеры: многосерийный фильм «Годунов» - историческая драма о конце правления Рюриковичей - Ивана Грозного и его сына Федора; и сериальная экранизация романа Алексея Иванова «Ненастье», повествующая о разрухе 90‑х годов, бандитских разборках, обнищании народа, потере идеалов и развале умов. Безысходность сюжета и персонажей, самоубийство общественного устройства и полное деструктивное разрушение понятия человечности оставляют у зрителей депрессивное впечатление. Это уже не страшно тем, кто знает, что Россия в очередной раз возродится из пепла, как птица Феникс.
Подробнее остановимся на фильме «Годунов», отражающем переходную эпоху конца ХVI века (сродни 90‑м годам ХХ века), которая начинается со знаменитой опричнины и опалы благородных династий Руси, тяжелейшего кризиса власти, неопределенности и утраты ориентиров, падения действующего, выражаясь современным языком, режима. Несмотря на сходство ситуации, герои сериала «Годунов» даже в атмосфере кризисных времен не несут такого безудержного и всепоглощающего негатива, который присущ персонажам «Ненастья». Наоборот, несмотря на жуткие обстоятельства тогдашней эпохи, создается позитивная направленность в мужественных, решительных и дерзких действиях Годунова и его сподвижников, они стараются найти верный подход, порой балансируя на краю «пропасти».
Первый сезон сериала «Годунов» рассказывает о возвышении одноименного главного персонажа, будущего царя, о его продвижении к власти в те времена, когда было невозможно представить мелкого дворянина в роли самодержца. Вокруг родовитые династии рушатся одна за другой, опричники без суда и следствия карают любого, заподозренного в измене. Иван Грозный теряет старшего сына и сам скоропостижно умирает, оставляя страну на плечах оставшегося наследника - больного полумонаха Федора, который не способен управлять государством. Процветает воровство коварных чиновников всех мастей, казна пуста, а высшие сановники жируют.
В таких условиях ушлый и расчетливый неродовитый дворянин из провинции, которого кличут Бориска, прокладывает себе дорогу во власть. Причем создатели телефильма представили Годунова как человека, не жаждущего занять трон, как фактического правителя по прихоти случая. Он показан неким спасителем Руси, умным и добрым, в то же время осторожным и хитрым, но никак не жестоким. Образ Годунова противопоставлен ворам и казнокрадам, расхищавшим богатства страны, нерадивым чиновникам и купцам-разбойникам. Конечно, такой правитель заслуживает славу и любовь простого народа, он достойно отвечает на интриги придворных подхалимов, разыгрывая буквально шахматные комбинации.
Выдающегося деятеля Бориса Годунова исполняет не менее известный актер Сергей Безруков, в галерее его ролей присутствуют многие легендарные личности - от Христа и Пушкина до Есенина и Владимира Высоцкого. Возможно, внешнего сходства с историческим прототипом нет. Реальный Годунов, по свидетельствам исторических документов, обладал другими внешними данными: выделялся ростом, статью и крупным телосложением, соответственно и властностью во взгляде. Однако характер передан в духе героя своего времени: положительного, умного и справедливого.
В целом сериал «Годунов» выглядит весьма достойной работой отечественной киноиндустрии и снискал массу положительных, даже восторженных, отзывов зрителей, поделившихся своим мнением в соцсетях и на других площадках Интернета. Правда, заметен художественный подход к отображаемому историческому времени с налетом пафосного героизма и патриотизма, что в наше время не лишнее. Кстати, в этом направлении сериал, что называется, не перегнул палку.
Подобную сериальную продукцию не стыдно продавать за рубеж, как в свое время нам импортировался с успехом прошедший «Великолепный век» или, чуть ранее, «Тюдоры». Одно замечание, слишком мало экранного времени, с учетом развития событий надо было создать хотя бы десять серий на полноценный сезон. Многие исторические вехи «проматываются» слишком быстро, на некоторых ключевых моментах деятельности Годунова следовало бы заострить внимание.
Из дополнительных плюсов можно отметить художников по костюмам, декорациям и интерьерам. Однако маловато видов и пейзажей Москвы XVI века, их можно было воссоздать на компьютере по старым чертежам и картам. Фоновый антураж и места действия - Кремль, здания и улицы - также следовало прорисовать более детально.
Для тех, кто подробно не изучал историю и творчество Пушкина, не слушал знаменитой оперы, сериал «Годунов» станет художественным просвещением о судьбе русского царя, находившегося на престоле до самого Смутного времени. Такими киноработами пробуждается интерес к истории России, воспитывается гордость за предков и единство народа. Чего, к слову, нельзя сказать о сериале «Ненастье», способном разрушить исконную веру в воинское братство и мужскую дружбу, такое ненастье способствует ненависти и разрухе. С уверенностью можно заключить, что для молодого поколения необходимы положительные герои и идеалы, которым хочется подражать и верить.