Прочитать эти романы меня подвиг то ли интерес, что за книги решили перевести в бумажный формат из сетевого, то ли подсознательная вера в то, что посредственную литературу вряд ли бы стали издавать. По ходу чтения эта вера сильно покачнулась. Или у нас с издателями разнятся представления о качестве текстов.
«ИГ/РА» и «ДУ/РА» - дилогия, объединенная общими героями и продолжающимся сюжетом. Действие обеих частей то и дело перемежается ретроспективными отрывками из 2008 года, когда эта история началась с поимки Ольги. Когда-то юная девушка из неблагополучной семьи попала к «ловцам человеков» - поставщикам живого товара для некоего Ратмира - сутенера с замашками сверхчеловека. Ольгу он ценил выше, чем прочих проституток. …Мне повезло. За время пребывания у Ратмира Ольга навидалась таких жестокостей и страстей, что сбежала от него и даже умудрялась скрываться целых полтора года. Взбешенный хозяин послал в погоню за Ольгой Лазаря - специалиста по розыску бег­лецов с крутым чеченским бэкграундом. Он вычислил и поймал девицу и сдал ее Ратмиру, несмотря на ее мольбы и просыпающуюся жалость. С момента, когда Ольга попалась Лазарю, начинается роман.
Спустя пять лет Лазарь стал Игорем Викторовичем Лазаревым, приличным человеком, владельцем опасного, но легального дела: «Моя фирма занимается розыском. …Я ищу беглых преступников… бывших мужей… бывших жен… Я охотник за головами. Меня до сих пор называют лучшим из лучших. После шести лет, связанных с криминалом, я решил организовать законный бизнес». И к нему является не только выжившая, но и заматеревшая Ольга с целью отомстить - проще говоря, убить. Троим приспешникам Ратмира она уже отомстила, Лазарь на очереди.
Нетрудно догадаться, что в процессе мщения ненависть бывших врагов перетекает в пылкую любовь и бурный секс. Собственно, на этом остросюжетность кончается и начинается привычный формат эротического романа с хеппи-эндом. Ради счастливого конца придумано даже чудо, которое творит настоящая любовь, - когда-то Ольга себе сделала операцию, чтобы не родить ребенка Ратмиру, а с Игорем она беременеет. В «ДУ/РЕ» Игорь и Ольга блаженствуют в Испании в ожидании свадьбы, а заместитель Лазарева Тимур Агеев мучается на посту главы фирмы с секретаршей Илоной, сестрой Ольги, которая кажется ему непроходимой тундрой, а та в отместку делает ему мелкие пакости вроде соли в кофе. Разумеется, и у этой пары неприязнь есть одно из проявлений любви, и к концу книги они производят на свет троих малышей и ждут четвертого. Уверенную линию любовного романа в «ДУ/РЕ» нарушает только бледная тень сюжетного хода из «Коллекционера» Фаулза, когда Илону похищает друг юности, оказавшийся маньяком, и прячет в подвал, но не успевает он посягнуть на девичью честь, как страшный Тимур вваливается в укрытие и убивает злодея. Дальше самыми серьезными испытаниями для пары будут лишь взаимные непонимания и обиды. Поэтому о «ДУ/РЕ» как литературном произведении говорить вовсе не хочется.
«ИГ/РА» поначалу казалась интереснее именно как остросюжетный роман. В ней была затронута тема подпольного сексуального бизнеса и даже беглыми штрихами набросаны нравы его вершителей и приведены кое-какие эпизоды, показывающие запредельную порочность этой сферы. Если бы автор сосредоточилась на этом, ее роман, чем черт не шутит, мог бы претендовать и на «большую литературу». Да и в формате триллера - а так определен жанр «ИГ/РЫ» на обложке - возможно создать социально значимую и литературно полноценную книгу (приведу в пример Ю Несбё).
Также здесь заметна попытка литературного эксперимента с «альтернативным финалом». Три человека из прошлого Ольги были найдены с пулей в виске. Оказывается, она находила их и заставляла с собой играть в русскую рулетку, пока те не погибали. В одном из эпизодов книги Ольга играет в эту жуткую игру с Игорем, и они оба стреляются - но тут же «воскресают» и до хрипоты спорят, в Испании или на Мальдивах провести медовый месяц. Чем-то это напоминает другой роман Фаулза - «Любовницу французского лейтенанта» с ее несколькими окончаниями. Но у классика они действительно завершали книгу так, что читатель мог выбрать любой вариант развития событий по вкусу. А здесь при наличии приторного продолжения понятно, что автор просто пошутила. Поиграла. Но для кого?..
В интервью, размещенном на одной из страниц с электронными книгами Килиной, она сказала, что, читая комментарии и критику, понимает, в каком направлении лучше двигаться дальше, и привела в пример как раз «ИГ/РУ»: «В «ИГ/РЕ» слишком много жестокости, по мнению других. Что тоже навело на мысль о том, что следующие романы серии лучше сделать лайтовыми, полегче для хрупкой женской психики». С одной стороны, умиляют такие откровенные признания, что для прекрасного пола важнее всего красивые картинки с розовыми бантиками. С другой - понимаешь, что спрос рождает предложение: видимо, требования «сделайте нам красиво!» звучали для Килиной громче, чем «сделайте нам литературно!». А жаль. В романе «ИГ/РА» заметен литературный потенциал. Добавлю, что слогом и композицией Килина вполне владеет, умеет выстраивать сюжет с бесконечными «флешбэками». Стиль у нее не то чтобы характерный и узнаваемый, но она пишет живо, бойко, грамотно и, к счастью, не гнушается некоторых грубостей в прямой речи героев, а то они были бы совсем картонными.
Но все эти потенциальные возможности принесены в жертву «лайтовости» и стремлению не ранить хрупкую женскую психику. Что ж, у каждого своя правда. По мне, никто бы ничего не потерял, если бы «ИГ/РА» и «ДУ/РА» остались в Сети.

Диана Килина. ИГ/РА. - М. : Издательство АСТ, 2018. - 320 с. - (#Сеть).
Диана Килина. ДУ/РА. - М. : Издательство АСТ, 2018. - 320 с. - (#Сеть).