Хорошо помню, как девять лет назад Профсоюз образования впервые пригласил воспитателей посоревноваться за звание лучшего в г. Московском. К тому времени уже было понятно, что по аналогии с конкурсом «Учитель года» нужен конкурс и для работников дошкольного образования. Но как это сделать, как привлечь внимание управлений образования, местных администраций, было не очень понятно. Помню, что тогда было чуть больше 63 участниц. Многие из них приехали за свой счет, или, как они говорили, «за счет мужа», без сопровождающих. Большинство готовились сами. Но, несмотря на трудности, конкурс состоялся! Постепенно он становился все более значимым и привлекательным. Сегодня быть лауреатом конкурса очень престижно. Правда, педагоги участвуют в нем по разным причинам. Кто-то, как сказала одна из конкурсанток в этом году, приезжает за победой, а кто-то - поделиться опытом и узнать об опыте других. Главное - конкурс собирает самых разных специалистов дошкольного образования (воспитателей, старших воспитателей, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, логопедов) и дает им возможность общения и обмена идеями. Соревновательность, конечно, присутствует, но она отступает на второй план. Я уже давно заметила, например, как каждой группе хочется, чтобы от них в число лауреатов попал хотя бы один человек. Они поддерживают друг друга на мастер-классах и болеют в третьем туре за свою коллегу-лауреата. Благодаря конкурсу рождается новое сообщество. Создан даже клуб его участников. Все обмениваются адресами и потом активно общаются. Конкурс интересен и для сопровождающих - методистов, руководителей детских садов, преподавателей вузов, представителей управлений образования. Каждый раз они слушают лекции и смотрят мастер-классы по самым современным направлениям дошкольного образования. В этом году мы все ознакомились с достижениями дошкольного образования Орловской области. В прошлом году в рамках конкурса проходила очень интересная всероссийская конференция.

Что изменилось?
Конкурс - понятие «живое», постоянно меняющееся. Оргкомитет стремится его усовершенствовать, сделать более современным. Например, в этом году конкурсанты впервые писали сочинение. У меня к этому испытанию отношение неоднозначное. С одной стороны, все педагоги должны быть грамотными, с другой - далеко не все самые прекрасные воспитатели могут писать тексты. Собственно, от них это и не требуется. Сочинять, играть в слова с детьми - да, но писать басни, стихи и просто эссе - это не каждому под силу. Некоторые конкурсанты нашли выход из положения - просто воспроизвели закадровый текст своих видеороликов - «визитных карточек». Но бдительные члены жюри это сразу заметили!
Еще одно существенное изменение - организационное. Обычно одну группу конкурсантов прикрепляют к одной группе жюри. Так было всегда. Но в этом году мы (группа, в которой я была председателем) оценивали мастер-класс в группе участников №5, а занятие с детьми - в группе №8. То есть члены жюри менялись группами. В таком подходе есть и плюсы, и минусы. Как сказал кто-то из членов жюри: «Это хорошо, нет такой ответственности, не так сильно переживаешь за кого-то из участников. Поставил оценки - и все, ждешь результат». Отчасти я согласна с этим. Но, с другой стороны, когда ты оцениваешь одних и тех же участников на разных этапах, то лучше понимаешь их недостатки и достоинства. Ведь все начинается еще с заочного этапа. Мы смотрим сайты участников, видеоролики, в которых они рассказывают о своих идеях, читаем их «педагогические находки». И когда встречаемся с ними на конкурсе, кажется, что знакомы уже давно. После мастер-класса всем членам жюри очень хотелось посмотреть, как «наши» конкурсанты будут общаться с детьми. Почти все мы спрашивали потом у коллег, как выступили участники «нашей» группы. В то же время благодаря такому подходу мы познакомились с двумя группами конкурсантов, и это было интересно.
Успешный проект, или Нужно ли приучать детей пить молоко?
На третьем этапе лауреаты представляли свои «Успешные проекты». Эта форма, безусловно, лучше открытой лекции, которая была раньше. Однако проекты получились разными. Были проекты, которые охватывали разные направления дошкольного образования, но были и такие, которые раскрывали какую-то одну узкую тему. Наиболее популярной оказалась тема… молока! Первый проект был полностью посвящен тому, как нужно научить детей любить молоко. В другом проекте автор говорила о той же проблеме, правда, у нее это был частный случай. Но вот когда еще одна участница, уже в третий раз, заговорила о молоке, зал бурно отреагировал. Правда, в последнем проекте говорилось о том, что изобретатель киндер-сюрприза не любил в детстве молоко и поэтому создал необычные игрушки в молочном шоколаде. Так может быть, и не стоит стремиться заставлять всех детей пить молоко? Вдруг те, которые его не любят, повзрослев, изобретут еще что-нибудь? Жаль, что автор проекта о мини-музее киндер-сюрпризов не связала свою тему с темой первого проекта о молоке. Мы (жюри) всегда ценим, когда участник действует по ситуации, связывает свое выступление с выступлениями других.

А у меня есть идея!
Участие в конкурсе - это событие: возможность показать свой опыт, ознакомиться с идеями коллег, выйти на сцену, почти как на конкурсе красоты. Конечно, все, кто приезжает на конкурс, надеются победить или войти в число лауреатов. И это понятно, ведь все они уже признаны лучшими в своих регионах. И все же выступают конкурсанты по-разному. Сказываются и волнение, и боязнь выступления перед аудиторией, и многое другое. Что же ценит жюри в выступлениях конкурсантов? Прежде всего умение общаться с детьми в диалоговой форме, слышать их, поддерживать их инициативу, создавать условия для самостоятельной деятельности. Да, это не так просто в условиях, когда у тебя 20 минут и 10‑15 незнакомых детей, которые по-разному на тебя реагируют. Но ведь именно это и есть мастерство - вовлечь детей в совместную деятельность, удержать их внимание, а иногда даже изменить свой сценарий в соответствии с пожеланиями детей. Именно такое общение с детьми мы наблюдали на занятии победителя конкурса Анастасии Шлемко. Она постоянно шла «от детей». Да, у нее было свое видение занятия, но она не стала сразу сообщать об этом детям: «Ребята, а вам нравится…? А сейчас мы с вами отправимся в путешествие…» Анастасия создала такую ситуацию, что дети сами предложили провести экспериментирование. Они высказывали свои гипотезы, рассказывали о том, что видели. И даже предположили, что корабль можно построить из кирпича или бетона. Они не соглашались друг с другом, воспитатель давала возможность высказаться всем. Хотя у нее тоже было всего 20 минут. Один мальчик сказал, что у него что-то не получается. Анастасия помогла, а через некоторое время заметила: «Ой, и у меня не получилось. Сейчас переделаю». На мой взгляд, это очень важно - показать ребенку, что у него есть право на ошибку. Если может ошибиться воспитатель, значит, ничего страшного не произойдет, если ошибку сделает и дошкольник. Когда я последней уходила из группы, то увидела, как уже после занятия к Анастасии подбежали дети и стали говорить: «А вот у меня еще есть идея! И у меня!» Вот, собственно, это и есть наша главная задача - разбудить творчество детей и поддержать их интерес к окружающему миру.

Дети преподносят сюрпризы
Конечно, интересных занятий много. Но не все укладываются в отведенное время, и это тоже минус. Иногда педагоги не успевают переориентироваться с темы, которую готовили, на ту, которая им досталась по жеребьевке. И тогда занятие получается мозаичным - фрагмент подготовленного сценария, потом фрагмент по новой теме и т. п. Бывает, что сюрпризы преподносят дети. Вот уже не впервые я сталкиваюсь с ситуацией, когда педагог предлагает дошкольникам послушать музыкальный фрагмент и спрашивает, какой он. По сценарию предполагается, что музыка грустная и танцевать под нее нельзя. Но дети-то этого не знают! Они готовы танцевать под любую музыку, вот и говорят, что музыка веселая. «Ну что вы, - расстраивается педагог. - Послушайте и подумайте еще раз». Но дети непреклонны. И тогда участница конкурса говорит: «Нет, это грустная музыка. Давайте сделаем что-нибудь, чтобы она стала веселой». Но дети-то и так уже считают ее такой! Тогда какой смысл в занятии?
Вообще прислушиваться к детям - это большое искусство, которого пока, к сожалению, не хватает в нашем дошкольном образовании.
Чего, на мой взгляд, иногда не хватает не только на занятиях, но и на других этапах конкурса? Очень редко мы слышим об игре. Нет, разных замечательных авторских дидактических игр, пособий всегда представлено много. Я говорю о свободной игре. О ней во время ток-шоу, увы, вспомнили только один раз. Все больше говорили о проблеме цифрового детства, и это несколько огорчило. Хотя в целом на ток-шоу было много интересных и достойных ответов.
Как обычно, пять дней конкурса пролетели незаметно. Они были насыщены событиями. Спасибо всем, кто его организовал, это огромная работа. Было очень интересно ознакомиться с опытом орловских коллег. Думаю, что конкурс на этом не заканчивается. Нынешние участники разъедутся и будут рассказывать всем о своем новом опыте. Ну а будущие уже начали подготовку к юбилейному конкурсу, который состоится в следующем году. Успехов всем!

​Наталья РЫЖОВА, профессор МГПУ, доктор педагогических наук, лауреат Премии Правительства РФ в области образования