Первая четверть в режиме нон-стоп
К середине сентября и родители, и педагоги выяснили, что новая система, не в пример прежней, работает своеобразно: долго грузится, не сохраняет данные, и даже войти в нее удается не всегда. В результате Совет молодых педагогов Карелии обратился к республиканскому Мин­образования с просьбой о публичном обсуждении проблемы. В региональном ведомстве состоялся круглый стол.
На встрече карельские педагоги сформулировали основную проблему: новый электронный журнал часто зависает, не позволяя учителям выставить отметки, а родителям проконтролировать домашние задания детей и успеваемость.
Своими впечатлениями о работе «БАРСа» с корреспондентом «УГ» поделился учитель истории и обществознания школы №5 Петрозаводска Никита Боровский. Он называет систему медленной: «Это касается как выставления оценок, так и загрузки календарно-тематического планирования. Оценки и темы исчезают в любой момент, это говорит о нестабильности электронного журнала, у которого к тому же неудобный интерфейс. Для классного руководителя нет возможности в режиме онлайн видеть общую картину оценок класса».
Педагог также отмечает регулярные проблемы со входом в журнал и отсутствие нормального руководства пользователя. «Это так, навскидку, - говорит учитель, уточняя, что недостатки бросаются в глаза после использования «Дневника.ру». - Из плюсов, наверное, только то, что есть возможность перевода в рамках одной системы учеников. Это важно для министерства, а о детях и учителях подумали? Зачем было придумывать велосипед, когда есть нормальные разработки программного обеспечения? Это мнение большинства коллег. Непонятно, зачем было брать платную программу вместо бесплатной?»
В одной петрозаводской школе накануне окончания первой четверти создалась критическая ситуация - педагоги образовательной организации вынуждены были выставить отметки, которые не заносились в электронный журнал полтора месяца! Работа с каждым классом занимает три, иногда четыре часа. Между собой учителя делились, что «БАРС» лучше работает ранним утром или поздним вечером, а в выходные так и вовсе зависает.
Член регионального штаба ОНФ в Карелии, член президиума Совета молодых педагогов республики Елена Пушкаш так охарактеризовала ситуацию в конце октября 2018 года: «От бумажных журналов в большинстве школ давно отказались. В учреждениях образования Карелии на протяжении нескольких лет работают с электронным журналом. Но тот продукт, который у нас появился в сентябре 2018 года, настолько недоработан и несовершенен, что учителя вместо подготовки к урокам вынуждены часами бороться с информационной системой. А в результате все оценки за четверть ученикам во многих школах до сих пор не выставлены. Родители негодуют: они потеряли возможность ежедневно контролировать своего ребенка и общаться с педагогом с помощью электронного дневника. Поэтому вопросов к Министерству образования республики у педагогов и родителей сегодня много».

Сто миллионов на систему!
Первый замминистра образования РК Татьяна Васильева рассказала о том, почему же в Карелии возникла необходимость в начале учебного года внедрять новую для учителей автоматизированную информационную систему «БАРС. Образование - Электронная школа». Речь идет о введении в системе образования республики современных информационных технологий, связанных с электронным документооборотом и обработкой данных. Так, новая система позволит учитывать каждого ребенка с помощью создания персонального аккаунта, в котором будут отражены все важные моменты, связанные с обучением.
Как отметили в Министерстве образования республики, переход школ на «БАРС» - это второй этап внедрения в Карелии «Электронного образования». С 2013 года в регионе появилась система «Электронный детский сад», позволившая решить вопрос с прозрачностью очереди. Сейчас в республике внедряется модуль «Электронная школа», который включает в себя не только возможности контроля со стороны родителей за успеваемостью детей, но и всю документацию, формы отчетности, предусмотренные в России. Следующим этапом развития единой информационной системы образования Карелии станет запуск модулей «Электронное дополнительное образование» и «Электронный колледж».
Концепцию создания единой федеральной межведомственной системы утвердили еще в 2014 году. В конце 2017 года в Карелии состоялся аукцион по модернизации и сопровождению автоматизированной информационной системы «Электронное образование РК».
На торги заявилась единственная компания - ПАО «Ростелеком». Она получила госконтракт на сумму почти 100 миллионов рублей, об этом в интервью региональному изданию в январе 2018 года рассказал глава Министерства образования Карелии Александр Морозов.
Татьяна Васильева пояснила, что для школ города и республики весной 2018 года Министерство образования организовало семинар. Чиновники не исключают, что те, кто обучался, информацию усвоили не в полном объеме. Поэтому и начался учебный год для учителей так тяжело, педагоги оказались не готовы к работе с электронным журналом «БАРС».

Обещания разработчиков
Проблему техническую разработчики на встрече с педагогами пообещали решить, говорили, к ноябрю «БАРС» залетает. На данный момент система работает быстрее, но ее бедный интерфейс и ограниченное количество функций - то, с чем сталкиваются родители, дети, учителя каждый день.
Татьяна Васильева считает, что окончательные выводы о работе системы стоит делать к началу полного внедрения электронного журнала, в январе 2019 года. На данный момент региональное Министерство образования провело консультации по вопросам использования автоматизированной информационной системы «Электронное образование» Республики Карелия.

Платформа платформе рознь
В группе «Подслушано у учителей» симпатии учителей и родителей склоняются к электронному ресурсу «Дневник.ру», который работает с 2009 года и является бесплатным для пользователей и школ. Живет эта платформа за счет рекламы и платных функций, которые можно подключить, чтобы узнать рейтинг ребенка в классе.
Татьяна Васильева пояснила: возвращение к этой платформе невозможно, поскольку республике необходима система управления, а не только электронный журнал и дневник - самые востребованные для учителей, родителей и детей функции.

Режим эксперимента?
Как выяснилось в ходе работы круглого стола, школы могли не переходить на новый электронный журнал. Первую четверть образовательные организации имели право «БАРС» тестировать и заполнять, а на привычных платформах выставлять отметки и поддерживать общение с родителями и учениками. Для педагогов это заявление прозвучало как сенсация, потому как работа в новой системе отнимает у них колоссальное количество времени и сил. В Министерстве образования Карелии тревогу учителей понимают, но уверены, что все трудности со временем будут преодолены. Чуть раньше или чуть позже абсолютно все карельские школы перейдут на новую систему «БАРС», заверяют управленцы от образования.
«Надеемся, что во второй четверти классный руководитель будет видеть и журнал посещений за день, и домашние задания своего класса, и гораздо меньше времени тратить на выставление оценок. Пока система часто перезагружается, медленно работает. Электронный ресурс должен помогать образовательным учреждениям в работе, а не создавать трудности. После нашего сигнала Министерство образования начало серию семинаров-консультаций со специалистами в учреждениях образования во всех районах республики. ОНФ будет держать ситуацию на контроле. Через месяц проведем совместно с Советом молодых педагогов опрос учителей по работе новой информационной системы», - резюмировала итоги встречи учитель истории и обществознания Елена Пушкаш.

А воз и ныне там
Но требования к системе, озвученные на встрече с разработчиками, учтены не были. Единственное качественное изменение - «БАРС» работает быстрее и меньше зависает.
«В сентябре школа старшего ребенка перешла на систему «БАРС». Про себя я назвал ее «получальник». В новой системе нет возможности задать вопрос учителю, получить обратную связь, для входа в систему используется один аккаунт для родителей и ребенка. До этого мы пользовались «Дневником.ру», и ощущения были совершенно другими!» - прокомментировал ситуацию папа троих школьников Александр Г.
«Гадость редкостная, конечно, этот «БАРС», но, понимая, что все равно он будет, я смирился, освоил на должном уровне и решил не тратить нервы. Это трудности, но не главное в нашей работе», - сказал изданию еще один учитель-филолог из Петрозаводска.
«Скорость нормальная, проблемы рабочие. Недоработки остались основные, все ждем их решения. Вопросов с каждым днем больше и больше», - констатирует специалист, который работает по внедрению этой системы в одной из школ Петрозаводска.
Итоги октябрьской встречи коротко можно охарактеризовать ответом учителя школы из Петрозаводска: «Кроме более быстрой работы, ничего не поменялось».

Петрозаводск