- В настоящее время перед Министерством просвещения стоит задача обновления содержания общего образования. Необходимо понимание, как менять преподавание математики, - отметила Татьяна Синюгина.
Ректор МГУ Виктор Садовничий зачитал приветствия, в том числе и от депутата Госдумы Ивана Мельникова. Кстати, предыдущий съезд математиков проходил почти десять лет назад, в 2010 году, так что проблем, связанных с преподаванием и изучением этой важнейшей дисциплины, накопилось предостаточно. Съезд вызвал огромный интерес не только в стране - в МГУ собрались свыше 700 делегатов из 72 регионов России, а также из стран СНГ, Польши и Китая.

Лифт для науки
Ректор МГУ Виктор Садовничий в своем докладе особо отметил ту работу, которую ведет МГУ со школами.
- С 2013 года реализуется проект «МГУ - школе», в его рамках проходят «Университетские субботы» для старшеклассников, летние школы для учителей математики со всей страны, - подчеркнул Виктор Антонович.
Не оставил в стороне Садовничий и тему ЕГЭ, заявив, что единый экзамен меняется и что некоторые предложения математиков из МГУ, слава богу, были услышаны.
- Да, конечно, ЕГЭ стал социальным лифтом для выпускников школ, но в него, к сожалению, не помещается вся широта для науки, - заявил Садовничий, высказав опасения, что по результатам ЕГЭ сложно выявлять одаренных детей.
Виктор Антонович также сделал акцент на том, что математика - это не только один из школьных предметов, но и часть общечеловеческой культуры, без познания которой невозможно формирование всесторонне развитой личности человека. Виктор Антонович также внес предложение о возвращении устного экзамена по математике, мотивируя это тем, что студентам, не говоря уже о школьниках, туго даются доказательства теорем. Поэтому, чтобы исправить ситуацию, «возможно, преподавателям математики стоит подумать о возвращении устного экзамена, думаю, нам придется это сделать», считает Садовничий.

От Древней Греции до наших дней
Одним из самых интересных и впечатляющих выступлений стал доклад «Нужно ли учить математике» профессора Женевского университета, научного руководителя междисциплинарной исследовательской лаборатории имени Чебышева СПбГУ доктора наук, лауреата премии Филдса Станислава Смирнова.
- Две тысячи лет назад математике уже учили в Древней Греции, еще раньше, пять тысяч лет назад, - в Древнем Вавилоне, разумеется, за это время наука фантастически продвинулась вперед, если раньше математика нужна была, для того чтобы сделать катапульту, то сейчас эта наука помогает в создании искусственного интеллекта. Роль математики в обществе, экономике и науке стала еще более значительной, и, разумеется, поменялись некоторые акценты, - отметил ученый.
Подводя итог своего выступления, Смирнов отметил, что математика по-прежнему лучший способ научить думать, однако сегодня необходимо осовременить школьную программу и сам процесс обучения. Важно учитывать, что современные дети изменились: они хуже концентрируются на чем-то, зато легче переключаются. Сегодня информации очень много, и потому главная задача школы - научить выбирать необходимую информацию, считает ученый.

Новая расстановка приоритетов
Иван Ященко, директор Центра педагогического мастерства, член правления образовательного центра «Сириус», свой доклад посвятил математическому образованию и развитию талантов школьников. По его мнению, подмена математического образования техникой вычисления - это большая ошибка. В эпоху «цифры» вычисления как раз возьмет на себя компьютер. Поэтому больше внимания в школе надо уделять развитию у детей умения думать. Отсюда следующее предложение математического сообщества: «Старт углубленного изучения математики надо давать уже с 7‑8‑го класса, а не с 10‑го, как это делается в соответствии с нынешними образовательными стандартами!»
Изменить придется и общую школьную программу. Но не путем выкидывания из нее «устаревших тем», считает академик РАН Алексей Семенов, а «новой расстановкой приоритетов», то есть уделяя особое внимание современным математическим теориям, а расчеты оставляя компьютерам. Правда, против активного включения компьютеров в процесс изучения математики в школе выступают математики-ретрограды. «Нас-то выучили без всяких компьютеров, - ворчат они. - Так зачем же они сегодня? Кроме того, если умножением займутся технические устройства, чему же тогда будут учить в младших классах школы?!»
Школьную программу, конечно, можно пересмотреть, но вот вопрос: а потянут ли все нынешние школьные математики курс более сложный, чем правила умножения и деления? Ведь, как показали недавние исследования, с математическими задачами в ходе проверки компетенции педагогов не справился каждый второй школьный учитель. Ассоциация учителей математики уже выступила с инициативой, чтобы на следующий год соединить исследования качества работы учителей математики с их допуском к онлайн-курсам повышения квалификации.
Надо отметить, что съезд проходил в течение двух дней, после пленарных докладов шла работа по четырем секциям. Кроме того, в рамках съезда прошло несколько круглых столов, один из которых был посвящен российско-китайскому научно-образовательному сотрудничеству.
…На секциях выступали не только именитые ученые, но и простые учителя математики, и очень многие из них просили вернуть часы математики в начальной школе, которые были отняты в результате последней реформы, все говорили также о необходимости повысить статус учителя и предпринять самые убедительные меры, чтобы в педвузы шла талантливая молодежь, прием в педуниверситет по остаточному принципу убивает профессию…
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что в РФ утвержден новый порядок проведения ЕГЭ, причем главная новинка заключается в том, что выпускники 2019 года не смогут сдавать сразу и базовый, и профильный экзамен по математике, как это было раньше. Для многих одиннадцатиклассников это будет серьезным потрясением. И это несмотря на обещания не вносить изменения в ЕГЭ после октября!