Мария ВАВИЛОВА, частный предприниматель, мама двоих детей-школьников, Воронеж:
- Обучение детей на дому силами родителей мне кажется нереальным. Особенно в том случае, когда родители работают. Если кто-то сидит дома и полностью посвящает себя детям, тогда да, такое образование возможно, даже качественное. Правда, родитель при этом должен иметь семь пядей во лбу или приглашать на дом оплачиваемых педагогов, что очень дорого. Мои знакомые, столкнувшись с необходимостью перевести сына на домашнее обучение, не решились обучать его дома, а отдали в платную частную школу. Так и дешевле, и для ребенка лучше - он общается со сверстниками, и учат его профессионалы.

Анна СЕМЕНОВА, заместитель директора школы по УВР, Санкт-Петербург:
- Семейное обучение, конечно, имеет право на существование, но, по моему мнению, к нему нужно подходить избирательно. Нельзя говорить о том, что все повально должны обучаться в домашних условиях. Эта форма обучения имеет один большой минус - отсутствие социализации. Но кому-то из детей это, наоборот, на пользу. Есть категория людей, которые просто не могут находиться в массе, в большом коллективе. Это своего рода фобия, и с ней очень трудно бороться. У нас была учительница, которая, поработав некоторое время, решила все-таки уволиться, поскольку не могла присутствовать на массовых мероприятиях. Ей физически становилось плохо.

Екатерина МИХАЙЛОВА, репетитор, в прошлом учитель начальных классов, Великий Новгород:
- Один мой ученик часто простужался, и его бабушка решила, что лучше ему не общаться тесно с другими детьми. Весь первый класс мальчик учился дома. Наши индивидуальные занятия давали очень хорошие результаты, возможно, более высокие, чем он показывал бы в классе. Во втором классе бабушка решила все же отпустить внука к ребятам, в коллектив. Вскоре дети писали сочинение на тему дружбы. Этот мальчик в сочинении назвал всех своих одноклассников неинтересными. Я прочла сочинение вслух, но не назвала автора. А потом мы с ребятами стали рассказывать, чем же у нас интересен тот или иной ученик. Я видела, автору сочинения было стыдно. До сих пор я считаю, что домашнее обучение отрицательно влияет на коммуникацию.

Елена ФИЛИМОНОВА, победитель регионального конкурса «Учитель года Карелии»-2016, учитель начальных классов школы №46, Петрозаводск:
- Семейное обучение - это хорошая альтернатива для детей, которые длительное время по разным причинам не могут обучаться в школе. Родители зачастую прибегают к нему, считая, что их ребенка не понимают педагоги и одноклассники. Но при такой форме обучения ребенок теряет возможность социализации и естественного развития в процессе общения со сверстниками. Он не сможет сравнить свои возможности и достоинства с возможностями других детей и не будет видеть своей успешности. Считаю, что данная форма обучения - это выход, только если ребенок оказался (по причине здоровья) в сложной жизненной ситуации.