Президент России Владимир Путин принял участие во Всероссийском открытом уроке «Направления прорыва», состоявшемся в рамках форума профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ» в Ярославле. В этом году форум собрал более 500 школьников и педагогов из разных регионов страны. Основные направления форума - энергетика, транспорт, здоровье, космос, информационные технологии и новые материалы. Онлайн-трансляцию открытого урока смогли посмотреть около двух миллионов старшеклассников из 20 тысяч российских школ. Дискуссия во время урока была посвящена тому, что необходимо каждому ребенку, чтобы стать успешным, как меняется роль педагогов в условиях цифровой революции и стремительного развития новых технологий. Как отметил президент, задача преподавателей - сориентировать ребят на то, чем заниматься. «Найти себя в жизни - это самое главное. Это первый шаг к успеху. Если есть увлечение, будет обязательно и победа. Конечно, это во многом зависит от ваших преподавателей, - сказал Владимир Путин, обращаясь к школьникам. - Я хочу им низко поклониться и обратить внимание на эту профессию. Это очень важная профессия и заслуживающая особого уважения и слов благодарности». Во время урока были представлены основные масштабные проекты по профессиональному самоопределению: «Кванториум», объединяющий 89 высокотехнологичных детских технопарков в 62 регионах страны, «Мой первый бизнес», проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее», Международный конкурс детских инженерных команд, который впервые собрал в этом году около 400 команд из 15 стран мира, и Всероссийские уроки «ПроеКТОриЯ». На прямую связь с Ярославлем вышли школьники - участники этих проектов из Томска, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону. «На поддержку творчества молодых мы выделяем все больше и больше ресурсов. В этом году около 5 миллиардов рублей. Это, конечно, не те деньги, которые дадут вам возможность реализовать все ваши идеи и проекты. Это те средства государственной поддержки, которые дают вам возможность заявить о себе и сделать первый шаг. Я хочу, чтобы он был у вас удачным», - резюмировал глава государства.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко провела заседание Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании. Первый вопрос повестки дня был посвящен развитию системы социального питания. Одной из проблем Валентина Матвиенко назвала фальсифицированные продукты, в частности молочные, которые нередко попадают в учреждения социальной сферы: в школы, детские сады. «В соответствии с законом о контрактной системе главным критерием при выборе поставщика до сих пор остается минимальная цена, а не качество продуктов. Отсутствует система надлежащего контроля за безопасностью и качеством продукции при приемке. Необходимо разработать и утвердить на федеральном уровне единые стандарты социального питания», - считает председатель СФ. Также Валентина Матвиенко обратила внимание на проблему организации горячего питания в образовательных организациях: «Ситуация по стране неоднородная. Есть регионы, где менее половины школьников обеспечены горячей пищей. Такое положение дел просто неприемлемо». Глава верхней палаты парламента отметила, что решению этого вопроса будет способствовать разработанный в Совете Федерации проект федерального закона о детском питании. В частности, предлагается четко закрепить полномочия органов власти в этой сфере, а также порядок организации питания детей различных возрастных групп. Законопроект планируется принять в весеннюю сессию.

В Государственную Думу РФ внесен законопроект о расширении практической подготовки в профессиональном образовании. Авторами инициативы выступили члены Комитета Госдумы по образованию и науке - депутаты Вячеслав Никонов, Геннадий Онищенко, Любовь Духанина и Гаджимет Сафаралиев. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, на рынке труда в последние годы к выпускникам профессиональных образовательных организаций и вузов предъявляются все более высокие требования. В то же время выполнение студентами традиционных лабораторных и курсовых работ (проектов), прохождение учебных производственных практик не позволяют им достигнуть того уровня практической подготовки, которого ждут от них работодатели. Проект предусматривает комплекс правовых новаций, включая введение в законодательство самого понятия «практическая подготовка обучающихся». Федеральный закон «Об образовании в РФ» также предлагается дополнить нормой, предусматривающей проведение в рамках основных профессиональных программ практической подготовки по каждому отдельному курсу, модулю. Кроме того, предлагается установить формы организации практической подготовки (на базе образовательного учреждения; в организации, работающей по профилю соответствующей образовательной программы). В случае принятия законопроекта датой его вступления в силу предлагается установить 1 сентября 2019 года.

Минпросвещения России предложило к обсуждению проект приказа о ведомственном знаке отличия, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда». Он размещен на официальном портале проектов нормативных актов. Проект приказа определяет порядок награждения ведомственным знаком федеральных государственных гражданских служащих министерства, работников подведомственных организаций Минпросвещения России, органов в сфере образования субъектов РФ, муниципальных образований и сотрудников иных организаций, осуществляющих деятельность в установленной сфере ведения Минпросвещения РФ. Знак отличия будет вручаться за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (не менее 15 лет) в сфере образования, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций, иных сферах ведения Минпросвещения России.

Минпросвещения России и Рособрнадзор совместно утвердили новые порядки проведения государственной итоговой аттестации для выпускников 9‑х и 11‑х классов. Приказы зарегистрированы в Минюсте. В обоих порядках теперь четко разделены сроки проведения ГИА - досрочный, основной и дополнительный (сентябрьский) периоды; в каждом из периодов - резервные сроки. Установлен срок подачи заявления на пересдачу экзаменов в сентябре - за 2 недели до начала экзаменов.
Основным изменением порядка ГИА-9 является включение в него процедуры итогового собеседования по русскому языку, успешное прохождение которого будет являться условием допуска к итоговой аттестации. Проводиться итоговое собеседование будет во вторую среду февраля и оцениваться по системе «зачет»/«незачет». Для участников, получивших «незачет» либо пропустивших собеседование по уважительной причине, предусмотрены дополнительные сроки - вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая.
В порядок ГИА-11 внесено изменение, дающее возможность выпускникам выбирать для сдачи ЕГЭ по иностранному языку не только английский, немецкий, французский и испанский языки, но и китайский. Предусмотрена возможность проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме.
Кроме того, в соответствии с новым порядком одиннадцатиклас­сники могут выбрать только один уровень ЕГЭ по математике - базовый или профильный. Вместе с тем в случае получения неудовлетворительного результата на экзамене можно изменить выбранный ранее уровень для повторной сдачи ЕГЭ в резервные сроки. Также предусмотрено, что выпускники прошлых лет, имеющие аттестат, не могут быть участниками ЕГЭ по математике базового уровня.
В связи с окончанием переходного периода для выпускников Республики Крым и Севастополя они исключены из числа участников государственного выпускного экзамена (ГВЭ) и теперь будут проходить итоговую аттестацию в общем порядке.
В порядке ГИА-11 предусмотрено, что во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации. Также регламентированы сроки обработки и проверки итогового сочинения (изложения).