Что может и должен сделать каждый родитель, каждые бабушка и дедушка, которые беспокоятся о своих детях?

В начале, середине и в конце каждого учебного года в детских поликлиниках углубленно обследовать своих детей (внуков). Особо обратить внимание на зрение, позвоночник и нервно-психическую сферу. Сфотографировать «учебно-познавательную» позу, в которой дети пребывают на уроках при письме. И ровно через год каждый увидит и откроет для себя произошедшие только за один учебный год деструктивные изменения. А далее необходимо опираться на имеющиеся статьи из законов «О гарантиях прав ребенка», «Об охране здоровья граждан», в т.ч. и «Об образовании», гарантирующих главное право для детей - право на здоровое развитие, в т.ч. приоритет здоровья перед собственно учебным процессом.

Что может и должен сделать каждый учитель?

Найти статьи по здоровьесбережению, которые регулярно публикуются в «УГ». Познакомить с этими материалами родителей. Они должны знать: для исправления трагической ситуации в школах еще в 1989 году Минздрав утвердил разработанную под нашим руководством программу «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских садах и школах» (Авторы: д.м.н. В. Базарный, к.м.н. Л. Уфимцева, к.м.н. Э. Оладо, к.м.н. В. Гуров).

Что может и должен сделать каждый директор школы?

Во всей разразившейся катастрофе власть сделала «крайними» именно директоров школ. Задумайтесь, это по инициативе Минобразования из школы долгие годы изгонялось все то, что развивает детей, делает их телесно, духовно и психически зрелыми и здоровыми: трудовое, физическое, художественное, музыкальное воспитание, нормы ГТО, ростомерная мебель, осмысленное чтение, каллиграфическое, лишенное «зажимов-судорог» письмо и т.д. И все-все это было заменено на разрушающие здоровье детей «сидячие» технологии, на жизнь по мертвым буквам, цифрам, схемам; на одномерные столы, технику скорости чтения, письма, бесполое образование. А всю ответственность за причинение ущерба здоровью детей несет директор.

В этих условиях молчаливое бездействие каждого из них - есть не что иное, как согласие. Активная организаторская работа по распространению знаний среди родителей, а также совместные с ними усилия, побуждающие власть к действию, - вот достойная задача для директоров школ.

Что может и должен сделать руководитель здравоохранения?

Во-первых, организовать выполнение приказа №60 (от 14.03.95), вменяющего углубленный осмотр детей при поступлении в детское дошкольное учреждение, за год до поступления в школу, перед поступлением в школу, спустя 1 учебный год, спустя начальную школу и т.д. Во-вторых, поручить своим службам проанализировать данные. Сразу будет видна деятельность каждой школы, каждого учителя (сравниваются все одновозрастные группы - классы). Оценивается динамика развития и здоровья детей: улучшение, без изменений, ухудшение. Рассчитывается удельный вес возникновения за каждый год сугубо школьных форм патологии (близорукость, нарушения осанки, нервно-психические нарушения и т.д.). Полученные данные нужны для совместных обсуждений с педагогами, а также поощрения лучших систем образования, в т.ч. лучших учителей. Данные регулярно публикуются в местной печати.

Безусловно, в критерии оценки эффективности деятельности чиновников входят показатели курящих учащихся, уровень наркомании и преступности по каждому району (городу, школе и т.д.).

Что может сделать Государственная Дума?

Внести в Конституцию РФ следующие поправки:

«Нравственное, психическое и физическое здоровье народа - конечный смысл деятельности государства и власти. Оно - главный и единственный критерий оценки ценностей и эффективности государственно-политического устройства общества, итоговая характеристика всей духовной и материальной жизни общества».

«В своей политике государство отдает приоритет духовным ценностям перед материальными в организации и управлении общественной жизнью, и в первую очередь в развитии человека».

«Государство создает и гарантирует все необходимые условия для возрождения и укоренения в поколениях устойчивой полноценной семьи и семейно-родового воспитания детей».

«Персональную ответственность за динамику демографических показателей, за качество воспроизводства духовно-нравственных, творческих и физических потенциалов россиян несут лично президент, правительство, главы администраций (городов, областей, республик)».

На уровне законодательной и исполнительной власти следует принять национальную программу и определить механизм постоянного контроля за динамикой демографической ситуации в стране, в том числе за качеством нравственного, творческого и физического развития детей и подростков в каждой республике, области, городе, районе РФ. Эти данные должны стать главными показателями оценки эффективности деятельности президента, правительства и глав администраций.

Нужно изменить цели и задачи массовой общеобразовательной школы: от узкоспециализированной информатизации детей к технологиям раскрепощенного гармоничного развития на основе нравственного, рукотворческого, трудового и художественного воспитания и обучения. Для этого необходимо разработать и внедрить систему зависимости зарплаты педагогов, руководителей образования от конечного результата их труда: нравственного, творческого и физического развития их воспитанников в процессе дошкольно-школьного воспитания и обучения.