Междисциплинарная основа современной школы позволяет идти от идеи, которая возникла у самого ребенка, к ее воплощению, а не наоборот. Только так ученика можно заинтересовать, убедить в необходимости получения широких знаний в разных областях, педагог должен показать ребенку их взаимозависимость. Меняется роль учителя, он становится соратником и помощником.
При таком подходе ребенок ощущает себя частью этого мира, имеет представление о взаимосвязи разных наук в нем, ощущает необходимость их изучения. Он учится решать задачи, стоящие перед современным человеком, меняться и быстро реагировать на изменения вокруг него, учится взаимодействовать с людьми разных профессий, возрастов, самостоятельно ставить цели и искать пути их достижения, предвидеть предстоящие впереди трудности, не бояться находить способы их решения. Он не просто получает знания, а сам добывает их. Это позволяет ему быть мобильным и открытым миру, меняться вместе с ним.
У современных школьников есть масса возможностей для этого, в их распоряжении библиотеки, выставки, лаборатории, Интернет. И эти возможности надо эффективно использовать. Работая над проектом, ребята учатся действовать в команде, делятся своими знаниями с другими учениками, взаимодействуют с педагогами, родителями, преподавателями вузов.
Науки проникают друг в друга, поэтому, например, при организации конкурса проектных работ бывает сложно отнести работу к какой-либо одной предметной секции. Это деление чаще всего условное, так как нет отдельно стоящей области науки. Так, мой ученик Савелий Гордеев, создавая диораму «Черные бушлаты», воссоздающую операцию по высадке Керченско-Эльтигенского десанта в ноябре 1943 года в Крыму, использовал знания из истории, географии, изобразительного искусства, математики, технологии.
Междисциплинарная основа проектно-исследовательской деятельности помогает школьникам более осознанно подойти к выбору будущей профессии. Нынешние ученики будут вносить вклад в строительство будущего, поэтому они должны быть готовы к этому. Отсюда вытекает необходимость практического применения знаний. Ребенок должен понимать, зачем ему нужны знания, где и как он будет их применять на практике.
Имея познания только в одной сфере, невозможно представить целостную картину мира, а именно такая картина должна сформироваться у учащихся XXI века. И междисциплинарный подход к проектно-исследовательской деятельности способствует этому.

Екатерина ПОДКОПАЕВА, учитель русского языка и литературы школы №138