Участниками пресс-конфе­ренции стали люди, которые смотрят на профсоюз по-разному в силу объективных причин - должности, возраста и т. д. Тем не менее в их выступлениях угадывался общий посыл: у профсоюза есть будущее, если…
Когда после утверждения стоят союзы «но» или «если», это означает, что впереди ожидаются столкновение с трудностями и их преодоление. Однако именно желание организации работать над собой и в диалоге с другими, готовность решать проблемы своих членов и прислушиваться к их потребностям - главное условие ее существования.
Эта готовность является движущей силой в том числе для такой крупной организации, как Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования.

Найти баланс
Открыв своим выступлением пресс-конференцию, председатель МГО Профсоюза образования Марина Иванова обозначила, какие проблемы московских учителей на сегодняшний день уже разрешены. Так, за последние годы профессия педагога вновь стала престижной, в частности, благодаря существенному росту заработной платы.
- В 2005 году средняя зарплата по Москве составляла 12693 рубля, средняя зарплата педагога в школе - 6176 рублей. А сейчас мы опережаем среднюю зарплату в экономике на 30%, - отметила Марина Иванова. - Московские учителя это оценили: более 84% сказали, что считают себя представителями среднего класса. Более 90% ходят на работу с радостью.
В то же время рост зарплаты повлек за собой изменение требований к педагогу: возросла нагрузка, которая на него ложится. Определение «учитель-предметник» уходит в прошлое, ведь современный педагог выполняет также ряд дополнительных функций - занимается внеурочной деятельностью, поддерживает связь с родителями учеников.
- Встает вопрос: что выбрать - качество жизни (наличие свободного времени) или высокий уровень зарплаты? Мне кажется, главная задача, которая сейчас стоит перед руководителями, перед профсоюзом, состоит в том, чтобы определить, сколько в каждой школе должно быть педагогов, как распределить среди них нагрузку, чтобы зарплата оставалась высокой, но все-таки давала возможность иметь личное время, - пояснила председатель МГО Профсоюза образования.
Еще одна проблема, на которой остановилась Марина Иванова, - это нарушения трудовых прав педагогов. Недавний опрос МГО профсоюза, который так и назывался - «Приходилось ли вам отстаивать свои трудовые права?», показал, что более половины опрошенных сталкивались с подобной ситуацией. К счастью, в большинстве случаев респондентам удавалось полностью или частично решить свой вопрос, в том числе с поддержкой профсоюза.
О том, что нарушения трудовых прав педагогов имеют место, говорят и результаты профсоюзных проверок. Например, одна из них выявила, что в части детских садов не соблюдаются нормы рабочего времени для воспитателей, которые работают с детьми с ОВЗ, им не устанавливается удлиненный отпуск и т. д.
- Все это проблемы, которые должны решаться внутри школы. А это значит, что в каждой школе должен быть не только сильный руководитель, но и сильный руководитель первичной профсоюзной организации, - заключила Марина Иванова.
Иными словами, в школе должно быть выстроено социальное партнерство, которое дает учителям возможность быть соуправителями в своем учреждении. Базу для соцпартнерства дает городское соглашение между Департаментом образования города Москвы и МГО Профсоюза образования.

Установить диалог
На первый взгляд кажется, что потребность в диалоге в первую очередь испытывают педагоги и первички, которые их представляют. Однако директор школы №2083 Татьяна Наумкина, которая тоже участвовала в пресс-конференции, доказала обратное. Эта потребность обоюдная.
По словам Татьяны Владимировны, во время реорганизации, когда школа стала комплексом из нескольких учреждений и коллективом из нескольких сотен работников, первичка помогла превратить списочный состав новой образовательной организации в сплоченную команду, работающую над едиными целями.
- У профсоюзной организации в школе нет будущего, если она маленькая, карманная, если она только обещает, но не делает, если она думает, что должна заниматься только развлечением сотрудников. В нашей школе профсоюзная организация другая, и я с большим удовольствием выстраиваю с ней отношения, - подчеркнула Наумкина.
Как заметила еще один спикер, председатель первичной профсоюзной организации школы №534 Светлана Бирюкова, профсоюз решает важную задачу проживания опыта «мы», а не «я».
Но быть социальными партнерами не значит все время соглашаться друг с другом.
- Главное - быть услышанными. Мы обсуждаем, учимся слушать и слышать друг друга, договариваться. Если возникает спорная ситуация, садимся за стол переговоров и приходим к общему знаменателю, - уточнила председатель первичной профсоюзной организации школы №1554 Юлия Типикина.

Ориентироваться на всех
Но был ли кто-то, кто ответил на главный вопрос пресс-конференции - «Есть ли будущее у профсоюза?» - отрицательно? Этим «антагонистом» стал учитель школы №2098, член президиума Совета молодых педагогов при Центральном совете Общероссийского профсоюза образования Артур Мангасаров.
Впрочем, он тут же пояснил: «У профсоюза нет будущего… Так думают только те, кто живет стереотипом о том, что профсоюз - это организация, которая занимается лишь выдачей билетов в театр». При этом многие молодые педагоги уже открыли для себя профсоюз с совершенно другой стороны.
- Для нас это уникальная площадка для развития, - отметил Мангасаров. - Это творческие, интеллектуальные и досуговые мероприятия, на которых формируется креативный потенциал молодого педагога. Это спортивные и здоровьесберегающие мероприятия. Это, конечно, курсы повышения квалификации, конкурсы, организованные совместно с Департаментом образования и Городским методическим центром, которые позволяют расширить свои компетенции в области преподавания и, конечно же, в области организации работы с коллективом…
Тем временем журналистов, которые присутствовали на пресс-конференции, интересовало, ориентирован ли профсоюз и на старшее поколение.
- Любой работник, уходящий на пенсию, может сохранить свое членство в профсоюзе, для этого у нас есть специальные членские ветеранские организации, он может остаться и у себя в школе на учете и пользоваться теми нормативно приданными условиями поддержки, которые есть в организации, - разъяснила председатель МГО Профсоюза образования Марина Иванова. - Кстати, в 2017 году на Отраслевой городской комиссии при поддержке руководителя Департамента образования мы приняли рекомендации и примерные положения по мерам социальной поддержки как для педагогов, работающих в школах в настоящее время, так и для ветеранов, которые работали в них ранее.
Также Марина Алексеевна отметила, что заданный вопрос получился очень актуальным, ведь на следующий день должно было состояться подписание соглашений с Московским городским Домом учителя и городским Советом ветеранов педагогического труда, которые будут регламентировать порядок совместной работы с молодыми специалистами и ветеранами.
Пресс-конференция длилась целый час, однако заинтересованности гостей и выступавших, казалось, хватало на то, чтобы продлить ее сверх регламента еще как минимум на столько же. Тем не менее ответ о будущем профсоюза уже был дан. Будущее есть.

Ксения ЗОТКИНА, главный специалист информационного отдела МГО профсоюза