- Валерий Алексеевич, на что вы ориентируетесь в подготовке специалистов? Ваша цель выпустить профессионала или творческую индивидуальность?
- Важно, конечно, и то и другое. Индивидуальность без профессионализма в нашей сфере вряд ли чего добьется, хотя, возможно, талант позволит человеку стать неплохим художником. И, к слову сказать, есть среди наших выпускников такие, кто, не сумев реализоваться в дизайне, находит себя в живописи, графике…
С другой стороны, голый профессионализм позволит выпускнику стать разве что консультантом в фирме, торгующей мебелью или кафельной плиткой, где особой фантазии не нужно, а нужно действовать в рамках строгой программы, ассортимента.
Думаю, что необходим баланс того и другого… с некоторым все же перекосом в сторону индивидуальности.
- А каковы должны быть конкретные черты такой индивидуальности?
- Настоящий дизайнер должен обладать особым взглядом на окружающий предметный мир, уметь выходить за рамки устоявшихся представлений, моды, заглядывать вперед (лучше не на шаг, а на два или три!), а для этого знать и понимать все современные тенденции, обладать информацией о технологических новинках. А главное - на основе всего этого генерировать идеи.
И многие наши выпускники такими качествами обладают. Могу привести пример. Известная автомобильная фирма Volkswagen проводила у нас конкурс, приглашала студентов на практику, и в итоге десять выпускников ­УрГАХУ сейчас у них работают. Спрашиваю представителя фирмы: «Почему приглашаете наших, когда в Европе столько классных дизайнерских школ?» «Да, - отвечает, - есть хорошие школы и в Германии, и в Чехии с такой техникой и таким программным обеспечением, которые вам и не снились, но удивительное дело: ваши студенты умеют, работая «на коленке», выдавать по-настоящему свежие, креативные идеи, а наши зашорены этими компьютерными технологиями, ждут, что программа сама что-то сделает. Ваши более раскрепощенные, свободные, у них есть какой-то творческий полет».
- Ну и вы ведь без компьютеров не обходитесь…
- Разумеется! Но важно найти правильное отношение ко всему этому «железу». Компьютер - это просто инструмент. Да, эффективный и удобный. Если прежде я рисовал товарный знак неделю, то теперь могу управиться за полчаса. Процесс ускоряется, но вот влияет ли это на качество мышления? Не знаю. Может быть, мы, преподаватели, несколько закостенели в своих привычках… Мы все же настаиваем на том, чтобы студенты учились и руками рисовать, и макеты клеить. Так проще почувствовать масштаб, пространство, эргономические параметры.
- Можно ли привить индивидуальность или все от Бога? Вы ведь отбираете абитуриентов, занимаетесь со школьниками в поиске наиболее одаренных…
- Мы, конечно, не всех берем, ориентируемся не только на баллы ЕГЭ. У нас есть вступительные экзамены по рисунку и композиции, мы смотрим, какие у человека творческие возможности.
При этом у нас есть подготовительные курсы разной длительности - от месяца до года, которые призваны помочь молодому человеку подготовиться к поступлению, обрести уверенность. В конечном итоге это помогает нам не потерять одаренного абитуриента из-за незнания им каких-то необходимых вещей. Потом, разумеется, может повернуться по-разному. Кто-то уходит, поняв, что попал не туда, либо не справившись с учебными заданиями.  
А вообще развитие креативного мышления начинается еще в ШАХТе, как мы между собой называем Школу архитектурно-художественного творчества. Там детям начиная буквально с первого класса дают не только сугубо учебные задания (например, нарисовать гипсовую голову), но и творческие: создать графическую композицию по мотивам музыкального произведения, изобразить, как может выглядеть дом какого-то известного человека, и т. д.
- И есть примеры, когда в ходе учебного процесса студент не только набирается знаний, но и «выстреливает» в творческом отношении?
- Есть. Например, Артем Неретин, он сейчас в Лондоне работает, в престижной автомобильной фирме, до того работал в Париже на Peugeot. Так вот, когда в рамках курса по игрушкам мы делали игровые транспортные системы с маленькими машинками, он никак не попадал в масштаб, ему интереснее было делать все крупнее. Ну мы не стали ему руки выкручивать, чтобы подогнать под требования программы. Может, именно поэтому он в итоге так ярко себя проявил на поприще автомобильного дизайна.
Короче говоря, есть индивидуальный подход, категорически неправильно причесывать творческих людей под одну гребенку.
- А как с работодателями? С их стороны востребованы индивидуальности или консультанты по кафельной плитке?
- Разные бывают работодатели. Но продавцы плитки к нам не обращаются, они подбирают тех, кого не разобрали другие, например крупные екатеринбургские предприятия, специализирующиеся на выпуске медицинского оборудования, товаров народного потребления, разного рода электроники, транспорта. Там уже сформировались хорошие команды дизайнеров, которые стремятся расширяться и обновляться за счет лучших наших выпускников, рассчитывая, что их свежие мысли помогут в работе, скажем, над концептом новой линейки трамваев… Мы сейчас как раз в учебном процессе сместили акцент с индивидуального транспорта на общественный  с упором на гуманизацию среды, чтобы человек, в том числе человек с ограниченными возможностями, и перемещаясь с места на место, чувствовал себя как дома.
Медтехника - тоже очень интересная сфера для дизайнера, там важны не только собственно технические характеристики, не только эргономика, но и то, как это все выглядит, потому что сам внешний вид оборудования должен не пугать больного, а вызывать у него доверие, ощущение комфорта,  тогда и лечение пойдет успешнее.
- А есть ли (написан на бумаге или витает в воздухе) какой-то социальный заказ со стороны работодателей, которым вы руководствуетесь при подготовке специалистов?
- Каждому работодателю хочется, чтобы выпускник сразу со студенческой скамьи пришел и стал эффективно работать на отведенном ему месте. В массовом порядке мы такую прицельную специализацию обеспечить, конечно, не можем, хотя, если у студента старших курсов уже есть контракт с предприятием, мы предоставляем ему возможность углубленно готовиться именно по избранному профилю, делать диплом по заказу работодателя. Но в целом мы стараемся следовать иному принципу -  готовить выпускников-универсалов, так как считаем, что дизайнер должен обладать широтой профессионального кругозора, комплексно подходить к решению задач, привлекая для этого знания из смежных областей. Часто такой универсализм позволяет находить неожиданные решения. Опять же надо понимать, что предприятие сегодня есть, завтра его может не быть, и остаться винтиком, приспособленным для конкретного, уже недействующего механизма незавидная участь.
Я говорю, понятно, все больше о своем, о промышленном дизайне, но и у коллег с кафедр графического дизайна, дизайна среды и дизайна костюма аналогичные подходы.
- Надо полагать, существует взаимодействие кафедр, обмен идеями, кадрами…
- Да, у нас бывают совместные проекты, но этим не ограничивается. Например, наш бакалавр может пойти в магистратуру на средовой дизайн, и это, я считаю, только повышает творческий потенциал специалиста. Подобное происходило и по ходу возникновения новых кафедр, отпочковывавшихся от нашей, исторически первой, и так получилось, что самые продвинутые наши модельеры - это как раз те, кто выпускался как дизайнер костюма, а начинал как промышленник… На Западе такое перетекание в поиске своего предназначения  в порядке вещей.
- Об уровне ваших студентов и выпускников говорит, в частности, интерес со стороны Volkswagen, о котором вы говорили. Теперь новый проект с Renault…
- Да, эта известная французская автомобилестроительная компания провела среди студентов ряда российских вузов конкурс на разработку концептов беспилотных автомобилей, которые в недалекой перспективе предполагается выпустить на рынок, в том числе российский.
Кураторами проекта выступили вице-президент дизайн-программ группы Renault Энтони Грейд и наш выпускник Андрей Басманов, который давно там работает. Они приезжали, проводили вводные лекции и консультации. И наши студенты (от третьекурсников бакалавриата до магистрантов), разбившись на группы, подготовили несколько разработок по разным модификациям. Из них организаторы конкурса выбрали для дальнейшего использования не одну работу, как предполагалось изначально, а сразу три. Все они были презентованы в августе на автосалоне в Москве в присутствии авторов, которым фирма оплатила поездку. Эти работы представлены и на выставке, посвященной 50-летию уральской школы дизайна.
- Вас не упрекают, что вы куете кадры для зарубежья?
- Случается. На это я отвечаю так: если есть спрос в самых развитых странах, значит, мы готовим специалистов мирового уровня. Хотите заполучить их для себя? Создайте соответствующие условия. Ну и вообще, на чем мы здесь ездим? На автомобилях тех же зарубежных фирм, как западных, так и восточных. Мир един, он развивается благодаря контактам и обменам. У нас недавно проходила стажировку студентка из Франции: семестр отучилась и поехала дальше (не домой!) набираться знаний и впечатлений. И это нормально.
И приток юных талантов не скудеет. Есть из кого готовить дизайнеров. Есть и бюджетные места, так что при наличии определенных задатков образование может получить человек любого достатка.