Пенсия педагога-психолога

- Право на досрочную педагогическую пенсию предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом Правительством РФ (постановление от 29.10.2002 №781, которое действует и сейчас) на основании закона утверждены:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее - Список);
- Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее - Правила).
В Списке названы должность педагога-психолога (п. 1) и специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, в том числе детский сад и начальная школа (школа) - детский сад (п. 1.5).
Таким образом, работа в должности педагога-психолога дошкольного учреждения коррекционного вида может засчитываться в стаж для досрочной пенсии. Но Правилами установлены некоторые условия для этого.
1. Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Cписке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Продолжительность рабочего времени педагога-психолога - 36 часов в неделю.
2. Работа в должности педагога-психолога засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела «Наименование учреждений» Cписка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» Cписка (ваш случай), в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела «Наименование учреждений» Cписка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» Cписка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» Cписка.
Таким образом, если педагог-психолог работает на полную ставку, работа в указанной должности будет засчитана в стаж для досрочной пенсии.

Домашняя работа: возможности

- Обязан ли учитель давать ученикам домашнее задание?

- Действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает требования обязательности домашнего задания. При определенных условиях учитель имеет право не давать ученикам задание на дом.
Статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации отнесены к компетенции самой образовательной организации.
При этом согласно ст. 12 Закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Положения статьи 47 Закона об образовании предусматривают, что педагогические работники пользуются в том числе следующими академическими правами и свободами:
- свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
- право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
Статьей 43 Закона об образовании установлены обязанности учащихся, среди которых, в частности, и обязанность добросовестно осваивать образовательную программу, в том числе выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
Таким образом, решение вопроса обязательности (необязательности) домашнего задания относится к компетенции образовательной организации и педагогического работника.
При этом должны учитываться требования СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189) (далее - СанПиН).
Согласно пункту 10.30 СанПиН объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3‑х классах - 1,5 ч., в 4-5‑х классах - 2 ч., в 6-8‑х классах - 2,5 ч., в 9-11‑х классах - 3,5 ч.
Кроме того, пунктом 10.10 СанПиН строго оговорено, что обучение в 1‑м классе проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий.
К сведению сообщаем, что письмом Минобрнауки России от 18.06.2015 №НТ-670/08 были направлены методические рекомендации по организации самоподготовки учащихся при осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - Рекомендации).
В Рекомендациях особо отмечено, что в соответствии с Законом об образовании образовательная организация обязана обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям учащихся. Обязательным компонентом образовательной программы школы наряду с учебным планом, календарным учебным графиком, оценочными, методическими материалами являются рабочие программы учебных предметов.
При разработке рабочей программы учебного предмета учитель может (не обязан. - Прим. ред.) предусмотреть задания для самостоятельной подготовки учащихся (далее - домашнее задание).
Содержание, объем, форма и периодичность домашних заданий учащихся определяются в том числе:
- планируемыми результатами освоения изучаемого материала (темы, раздела, модуля и пр.) и его спецификой;
- уровнем мотивации и подготовки учащихся по конкретному учебному предмету (одаренные, слабоуспевающие и др.);
- уровнем сложности домашнего задания (репродуктивный, конструктивный, творческий).
В целях недопущения перегрузки рекомендуется организовать разъяснительную работу с педагогами по вопросам нормирования домашнего задания учащимися в части содержания, объема, форм и его периодичности.
При реализации утвержденных рабочих программ учебных предметов и планировании домашнего задания учителю необходимо учитывать:
- ранг трудности учебного предмета в соответствии со шкалой трудности учебных предметов;
- суммарную дневную учебную нагрузку учащихся (плотность и эффективность урока; количество уроков; проведение контрольных работ, мониторинга и пр.);
- день недели (начало/конец недели);
- плановые перерывы для отдыха (предпраздничные, праздничные, выходные дни; каникулы и пр.);
- особенности психофизического развития учащихся и состояние их здоровья.
Также было рекомендовано организовать разъяснительную работу среди родителей (законных представителей) учащихся по вопросам организации выполнения домашнего задания вне образовательной организации.
Кроме того, было отмечено, что для осуществления контроля внутри образовательной организации может быть применен встроенный в системы ведения электронных журналов инструмент учета объема домашних заданий, фиксирующий предполагаемое время выполнения каждого задания и отражающий его суммарное значение.
В случае необходимости на основе полученной информации администрацией образовательной организации должны быть приняты меры по его оптимизации.

Кто кому должен?

- Какие выплаты положены учителю при увольнении по собственному желанию?

- Согласно ст. 84.1 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) днем прекращения трудового договора считается последний рабочий день. Частью 2 ст. 140 ТК РФ особо оговорено, что в случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
На основании положений ТК РФ если работник (в том числе учитель) увольняется по собственному желанию, то в день прекращения трудового договора работодатель обязан выплатить ему:
- заработную плату за период работы перед увольнением, включая премии, надбавки и иные выплаты (ст. 140 ТК РФ);
- денежную компенсацию за неиспользованный отпуск (ст. 127 ТК РФ).
Обращаем внимание, что действующее трудовое законодательство не обязывает работодателя выплачивать работнику иные компенсации при увольнении по собственному желанию.
Однако статья 178 ТК РФ предусматривает, что трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, в том числе в связи с увольнением по собственному желанию.
Однако надо иметь в виду, что работодатель имеет право и удерживать задолженность с работника. Так, например, если работник увольняется до окончания того рабочего года, в счет которого уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, то работодатель вправе удержать задолженность за неотработанные дни отпуска (абз. 5 ч. 2 ст. 137 ТК РФ). При этом работодатель удерживает такую задолженность независимо от согласия работника.
Однако, если работодатель фактически не смог удержать задолженность за неотработанные дни отпуска из-за недостаточности сумм, причитающихся работнику при увольнении, взыскать эти суммы в судебном порядке он не сможет (п. 5 Обзора судебной практики Верховного суда РФ за третий квартал 2013 года, утвержденного президиумом Верховного суда РФ 5.02.2014; определение Верховного суда РФ от 12.09.2014 №74‑КГ14-3).
Иные суммы, причитающиеся работодателю (неотработанный аванс, задолженности или неправильно исчисленные выплаты), работодатель может удержать, только если работник не оспаривает оснований и размеров удержания (ст. 137 ТК РФ).

Отпуск в школе искусств

- Отпуск какой продолжительности предоставляется педагогу дополнительного образования, работающему в школе искусств?

- Продолжительность отпуска педагогических работников организаций дополнительного образования варьируется от 42 до 56 календарных дней в зависимости от контингента обучающихся и направлений их подготовки.
Продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков педагогических работников и руководителей образовательных организаций, а также педагогических работников организаций, осуществляющих обучение, регулируется постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» (далее - постановление №466).
Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогических работников и руководителей организаций дополнительного образования в соответствии с пунктами 1-3 раздела II приложения к постановлению №466 составляет 42 календарных дня за исключением педагогических работников и руководителей, работающих в организациях дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств).
Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня будет также предоставляться педагогическим работникам и руководителям структурных подразделений организаций дополнительного образования, реализующих в соответствии с п. 5 части 4 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения.
Продолжительность основного отпуска педагогических работников и руководителей организаций дополнительного образования, работающих в организациях дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств) в соответствии с пунктами 4-6 раздела II приложения к постановлению №466, составляет 56 календарных дней.
Продолжительность основного отпуска, составляющая 56 календарных дней, предусмотрена также педагогам дополнительного образования, работающим с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в организациях дополнительного образования.