Москвина - человек советский даже не по воспитанию (у нее и книга об этом есть замечательная - «Жизнь советской девушки», обязательно прочитайте, если кто еще не читал), она советская по отношению к порученному делу. А поручено ей ни много ни мало откликаться на самые заметные события российской культурной жизни. То есть жечь глаголом, привлекать внимание к тому, что достойно внимания, и бичевать глупость, бездарность и непрофессионализм, увы, этот вид оружия ей приходится расчехлять часто.
Каждый текст Москвиной, будь это рецензия на фильм, впечатления от спектакля, рассказ о прочитанной книге, - маленький шедевр на пару страниц. Как она это делает, совершенно непонятно. Вроде бы она не совершает ничего такого, чего не может каждый более или менее культурный человек. Она не жонглирует именами авторитетных критиков, которых не знает никто, она не приводит в пример книги, которые широкой публике неизвестны… Нет, она вся как на ладони. Просто, спокойно, достойно излагает свои аргументы, почему ей понравилось или не понравилось, и эти аргументы выстраиваются в сложную эстетическую систему самой Татьяны Москвиной. И что там говорить: этой системой трудно не восхититься. Потому что она построена на безупречном вкусе, остроумии, жизнелюбии, точных эстетических ориентирах. Каждый раз, когда читаешь тексты Татьяны Москвиной, не устаешь поражаться точности и объективности ее оценок. Как все-таки замечательно, что время от времени она отвлекается от газетной текучки, собирает лучшие свои тексты за отчетный период под одной обложкой и выпускает очередную книжку, по которой наши потомки, безусловно, смогут представить, что творилось в отечественной нашей культуре!
Вторая книга - «Жена лейтенанта Коломбо» - вышла совсем недавно в издательстве «Лимбус-Пресс». То, что Татьяна Москвина помимо критики и публицистики пишет еще и прозу, читатели знают давно, ее романы «Смерть - это все мужчины» и «Она что-то знала» побывали в списке бестселлеров. Менее известно, что Москвина пишет пьесы, и это не просто «Пьесы для чтения» (так назывался один из ее сборников пьес): драматические произведения Татьяны Москвиной ставят, играют, включают в репертуар…
«Жена лейтенанта Коломбо» составлена довольно причудливо. Открывают книгу «Русские монологи», из которых, конечно, сильнейшее впечатление производит «Фердыщенко» - монолог-исповедь одного из третьестепенных персонажей романа Достоевского «Идиот», взгляд на события романа глазами этого персонажа - и действительно, оказывается, что мы некоторые вещи и события в романе поняли совсем не так, как это увидел и осмыслил Фердыщенко.
А вот завершающая сборник пьеса «Изобретение женщины», может быть, один из самых сильных текстов, написанных Москвиной. Здесь тоже читателей приглашают в некое условное (хотя соответствующее реальным событиям) пространство, где собираются три женщины, сыгравшие в свое время важную роль в жизни писателя Чехова, - его сестра Мария, жена Ольга Книппер-Чехова и близкая подруга Татьяна Щепкина-Куперник. Все они уже в весьма преклонном возрасте, на дворе 1952 год, со дня смерти Чехова минуло почти полвека. И при этом Чехов по-прежнему незримо рядом с ними - они обсуждают его, спорят, выясняют отношения и приходят к выводу, что вовсе не случайно в их жизни появился этот человек. В чем именно заключатся эти выводы, предлагается узнать самим, а пока можно сказать, что «Изобретение женщины» - высшее достижение Москвиной-драматурга.
У Татьяны Москвиной есть удивительный, редкий, уникальный дар самозабвенного погружения в тему, о которой она пишет в данный момент. И каждый раз сохраняются непосредственность, откровенность, вот та самая чистота чувств, ей веришь безоговорочно.