Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Поэтому перед педагогами стоит остро вопрос о том, какими средствами, формами воспитательной работы они должны оперировать для достижения этих результатов. Ведь жизнь современного ребенка насыщена многими событиями, огромным объемом новой информации, или, наоборот, дети проводят большую часть времени бесцельно перед телевизором, компьютером, с телефоном. Такие дети не готовы, как правило, к самостоятельной жизни, у них отсутствуют благоприятные эмоциональные связи с родными людьми и т. д. Отсюда и ряд проблем: несформированность социально активной жизненной позиции, уход от реальных проблем. В этих условиях необходимо выявить средства воспитания, которые могли бы интегрировать личностные возможности с возрастными особенностями. Таким средством можно считать театральную деятельность во внеурочной работе.
Роль театральной деятельности в развитии детей разного возраста отмечают отечественные и зарубежные педагоги. В дореволюционный период вопросами театра занимались Н.В.Гоголь, А.И.Герцен, Н.И.Герцен, К.Д.Ушинский и т. д. В советский период - А.С.Макаренко, К.С.Станиславский и др. «Театрализованно-игровая деятельность» - понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемых совместно со взрослыми или самостоятельно детьми. Эстетическое воспитание школьников в театрализованно-игровой деятельности необходимо начинать с дошкольного возраста. Наибольшие возможности пробудить интерес к сценическому искусству имеются в младшем школьном возрасте. Театрализованно-игровая деятельность вносит в жизнь младших школьников много радостей, развивая при этом интерес к театральному искусству. «Из всех видов художественной деятельности именно театрализованно-игровая ближе всего младшему школьнику, поскольку в ее основе лежит игра - неиссякаемый источник детского творчества», - подчеркивает Э.Г.Чурилова.
О.Акулова театрализованные игры делит на две основные группы: игры драматизации и режиссерские. Каждую из них в свою очередь подразделяет на несколько видов. В играх-драматизациях младший школьник, выступая в качестве артиста, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры - имитации образов животных, людей, литературных персонажей, ролевые диалоги на основе текста, инсценировки, постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям, игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
В рамках театральной деятельности особое место занимают образы, которые непрерывно связаны с эмоциями. Происходит процесс перевоплощения, появляется вера в себя. Театрализация представляет собой психотехнику организации коммуникативных действий личности в роли, в ней самовыражение личности складывается из двух компонентов: действий в предлагаемых обстоятельствах роли и действий как бы от самого себя. Театр позволяет ребенку использовать навыки общения по своему усмотрению, в то же время корректирует линию поведения, межличностные отношения. Воспитательные и развивающие возможности театральной деятельности огромны.
На сегодняшний день одна из основных форм театрального искусства в школьном образовании - это театральный кружок, который существует не по законам образовательного стандарта, а как самостоятельный «орган» художественного искусства. В нем участвуют талантливые, одаренные, интересующиеся театром дети. Доминирующим результатом занятий театральным искусством является уверенность в себе, утверждение себя как личности. Театральные занятия дают детям еще одну неоценимую возможность - возможность самовыражения, которая в их возрасте является особенно важной, тем более если ребенок по тем или иным причинам не может проявить себя ярко в чем-то другом, например в спорте. Посещая театральные занятия, учащиеся удовлетворяют свои нравственные и эстетические потребности.
Театральное искусство дает ученикам такие неоценимые приоритеты, как:
- уверенность в себе, умение рассуждать, утверждение как личности;
- приобретение навыков коллективного общения, необходимого детям в последующей взрослой жизни;
- воспитание в себе чувства ответственности и самостоятельности;
- приобретение творческого самовыражения, реализация индивидуальных способностей;
- соприкосновение через игру с явлениями реальной действительности, переживаниями, которые наполняют богатым содержанием и надолго оставляют след в памяти;
- развитие задатков и творческих качеств детей: внимание, быстрота реакции, находчивость, альтруистичность, фантазия и воображение, пластика тела, речь и многое другое;
- приучение детей к дисциплине и самодисциплине;
- формирование вкуса, воспитание чувства меры, способности анализировать, отличать истинное, высокое от пошлого и фальшивого, а также давать верную объективную оценку своим возможностям, навыкам и своему труду;
- расширение кругозора, которое обеспечивает дополнительные знания о жизни.
Работа над театральной постановкой всегда начинается с выбора и изучения материала, затем произведение обсуждается, анализируется. Когда рабочий материал подобран, происходит осознание смыслов. Выбор произведения - важный момент с точки зрения создания воспитательной ситуации, он должен быть связан с реальными жизненными ситуациями. Организация постановки, спектакля всегда связана с различными обслуживающими процессами: костюмы, декорации, реквизит, свет, звуковое сопровождение. В этом заняты все участники театральной постановки во главе с учителем. И только потом они выходят в качестве актеров на сцену. Поэтому театральная деятельность становится доступной формой самовыражения, реализации  творческого потенциала, развития и совершенствования правильной речи, снятия зажимов, способом формирования умения работать в коллективе. Работа над полученной ролью позволяет дополнить словарный запас ребенка, совершенствует его речь, появляется необходимость говорить четко, ясно, интонационно правильно. Ребята, положительно проявившие себя в процессе занятий и репетиций, становятся основными участниками гуманитарных проектов - спектаклей.
В нашей школе созданы все условия для развития личности ребенка через театральную деятельность. Нами четыре года назад был организован конкурс «…Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии…» для детских театральных коллективов, общеобразовательных организаций, учреждений культуры, учреждений дополнительного образования Пермского края. Мероприятие проводится в рамках деятельности Университетского округа образовательных учреждений ПГГПУ в Центре инновационного опыта «Развитие учебно-исследовательских и проектных способностей учащихся в условиях сельской школы».  Беляевская средняя школа Оханского муниципального района участвовала в этом мероприятии по формированию проектных и творческих способностей детей. Детские театральные коллективы представляли свои гуманитарные проекты, использовав интерпретацию текста устного народного творчества, произведения отечественного или зарубежного писателя в следующих жанрах: драматический спектакль, композиция, постановка, моноспектакль.
В этом году на конкурс были представлены 8 гуманитарных проектов детскими театральными коллективами и 2 индивидуальные работы, которые составили отдельную категорию «Моноспектакль». Нужно отметить качество представленных работ, оно было высоким по сравнению с прошлым годом. Чувствуется хорошая подготовленность, видна прекрасная игра юных актеров всех коллективов. На одном дыхании прошли все просмотры. В категории «Б» победителем стал театральный коллектив «Радуга» Казанской основной общеобразовательной школы Оханского района. Ребята блестяще представили интерпретацию произведения В.П.Катаева «Цветик-семицветик». Жюри отметило оригинальное режиссерское решение и отличную игру актеров. Второе место досталось театральному коллективу Пономаревской основной общеобразовательной школы Оханского района. Этот коллектив показал интересный спектакль по произведению Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени».
Особо хотелось отметить категорию «Моноспектакль». Этот жанр считается самым сложным. Ведь главный герой на сцене один. Важно не просто прочитать отрывок из произведения, но и выразить его идею так, как ее видит подросток, через эмоции, речь и т. д. Победителем в этой категории стала Екатерина Амелькова, ученица 8‑го класса из средней общеобразовательной школы №102 с углубленным изучением отдельных предметов г. Перми.
Не менее интересными работами была представлена деятельность театральной студии «Живые зеркала» очерской средней общеобразовательной школы №2. Ребята просто зажгли своей игрой, весело и просто показывая постановку по произведению Р.Орешника «Пиявка». Сразу видно, что дети умеют работать на сцене. Зрители были в восторге и от театрального коллектива «Кристалл», который выступил с юмористической постановкой по произведению Ю.В.Сотника «Кино­хроника».
После показа работ ребят ждали три мастер-класса, которые подготовили для них учителя. Е.А.Долгих, директор ДИЦ Дубровского поселения, показала мастер-класс «Театр-экспромт», где дети проявили свои актерские способности в разных ролях с помощью мимики и жестов. Т.А.Данилюк, учитель Беляевской школы, представила мастер-класс по теме «Театр ложек». Здесь можно было научиться делать интересных литературных персонажей из простых пластиковых ложек, которые можно использовать для театра кукол и представлений. А В.А.Чудинова и А.А.Казакова приготовили мастер-класс «Маска, я тебя знаю». На нем дети учились делать театральные атрибуты - необыкновенные маски для карнавала и других праздников. Таким образом, детям предоставлена возможность не только реализовать свои личностные, но и творческие возможности.
Эффективность театральной деятельности заключается в том, что детьми усваивается все надолго, ребенок слышит, видит, делает все сам.

​Людмила ПЕРЕВОЗЧИКОВА, учитель русского языка и литературы Беляевской средней общеобразовательной школы, Оханский район, Пермский край