Зарплату педагогов в Красноярске перед выплатой уменьшают пять раз: в некоторых случаях абсолютно незаконно и во всех случаях несправедливо. Давайте считать.
Но сначала разберемся с базовым понятием МРОТ (минимальный размер оплаты труда). Согласно статье 133 Трудового кодекса «месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда».
Значительный рост МРОТ 1 мая 2018 года создал драматическую ситуацию с зарплатами и нагрузками в школах Красноярска.
Рассматриваемые в статье конкретные примеры расчетных листов сделаны в централизованной бухгалтерии, обслуживающей десятки школ. Такой расчет зарплат - массовая практика, а не творчество какого-то ошалевшего бухгалтера одной школы.

МРОТ
За последний год МРОТ в России существенно вырос:
- с 1 июля 2017 г. - 7800 рублей;
- с 1 мая 2018 г. - 11163 рубля.
В мае - декабре 2018 года МРОТ в Красноярске составляет 17861 рубль. Он рассчитывается из федерального МРОТ 11163 рубля, помноженного на районный коэффициент 1,6.
У меня в сентябре 2018 года оклад по должности «педагог-психолог» составил 6364 рубля. С учетом районного коэффициента, северной надбавки, доплаты за опыт зарплата составила 12219 рублей. Еще мне прибавили 5642 рубля - персональная выплата до МРОТ. В итоге было начислено 17861 рубль.

Закон об образовании
Согласно ч. 3 ст. 99 Закона «Об образовании в Российской Федерации»: «Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций… не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации».
Согласно данным Красноярскстата средняя зарплата в Красноярском крае в 2018 году более 40 тысяч рублей, а средняя зарплата педагогов муниципальных организаций - 40055 рублей. То есть по официальной статистике цифры сходятся, нарушений закона «Об образовании в РФ» нет. Есть старая советская шутка на этот счет: ложь бывает трех видов - маленькая, большая и еще статистика. Согласно данным моего расчетного листа и расчетных листов моих коллег реальная зарплата педагогов в Красноярске 17861 рубль.
Власти Красноярска нарушают ст. 99 Закона «Об образовании в Российской Федерации», снижая зарплату более чем в два раза.
Это первое отсечение от зарплаты. Если говорить про аналогию с четвертованием, то здесь власти сразу отрубают голову, чтобы учителя не мучились и не переживали по поводу отрубания других частей зарплаты.

Стимулирующие выплаты
За дополнительную работу учителя получают стимулирующие выплаты. Эти выплаты - часть зарплаты.

«Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд… а также компенсационные выплаты… и стимулирующие выплаты» (ст. 129 ТК РФ).
По окладу мне платят 12219 рублей. Если прибавить 5000 рублей стимулирующих, то получится 17219 рублей. Значит, мне сделают персональную выплату до МРОТ 642 рубля, и в итоге я получу все те же 17861 рубль! То есть фактически я не получу ни копейки стимулирующих.
Другой вариант: мне начислили 10000 рублей стимулирующих. Я получу 22219 рублей. То есть я получу фактически лишь 4358 рублей стимулирующих из 10000 рублей начисленных.
Стимулирующие выплаты не увеличивают зарплату. Они уменьшают персональную выплату до МРОТ. Только после уменьшения персональной выплаты до МРОТ до нуля стимулирующие выплаты начинают увеличивать зарплату.
Стимулирующих не существует. Это второе отсечение от зарплаты. Отрубили правую руку.

Совмещение не совместительство
В начале сентября 2018 года коллега сказала, что не знает, какую зарплату получит. Я решил поумничать:
- Какая у вас нагрузка?
- 1,5 ставки.
- Значит, вам начислят 26791 рубль: МРОТ, помноженный на 1,5.
В октябре коллега показала мне «расчетку»: 21180 рублей! На 5611 рублей меньше, чем я «предсказывал».
В «расчетке» значилось:
- ставка педагогического работника - 100%;
- часы, 1‑4‑е классы, НСОТ - 9 часов.
В этих двух строчках ответ на вопрос, куда делись 5611 рублей. Согласно расчетному листу учитель работает не на полторы ставки, а на одну - 100% (а не 150%). Остальные полставки оформлены школой как некие часы НСОТ.
Эти часы НСОТ не являются ставкой или частью ставки педагогического работника, поэтому они не привязаны к МРОТ и оплачиваются ниже МРОТ. За них платят в пределах оклада.
В бухгалтерии уверены, что все законно: часы НСОТ - это совмещение, а не совместительство. За совмещение можно платить ниже МРОТ. А за совместительство - нельзя.
Совместительство - статьи 60.1, 282 ТК РФ - «выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время».
Совмещение - статьи 60.2, 151 ТК РФ - «с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату».
Совместительство от совмещения отличается временем, в которое выполняется дополнительная работа. Если дополнительная работа выполняется в свободное от основной работы время, тогда это совместительство. Если во время основной работы, тогда это совмещение. Иначе говоря, совмещение не увеличивает длительность рабочего времени.
Пример совмещения. Водитель грузовика на период болезни экспедитора выполняет его обязанности. Специфика этих профессий делает совмещение вполне возможным. Сотрудник в свое рабочее время одновременно с работой водителя выполняет работу экспедитора. Рабочий день водителя не увеличивается. За выполнение функций экспедитора водителю доплачивают.
Как учитель во время установленной продолжительности рабочего времени - 18 часов в неделю - может провести еще 9 уроков в это же самое время? 2 урока в двух классах одновременно? Или урок провести на перемене?
Если администрация и бухгалтерия называют дополнительные часы совмещением, тогда эти часы не должны ставиться в расписание. Дополнительная нагрузка по совмещению должна выполняться учителем «в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором».
Согласно статье 22 ТК РФ «работодатель обязан… обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности».
Таким образом, здесь два нарушения трудового права:
1. Подмена понятия «совместительство» понятием «совмещение».
2. Снижение оплаты труда совмещенца в сравнении с трудом равной ценности совместителя.
Это третье отсечение от зарплаты. Отрубили левую руку.
Чтобы оплатили основную работу, нужно работать дополнительно
Это самая жуткая часть статьи.
Поскольку дополнительные 9 часов работы не рассматриваются красноярскими чиновниками как совместительство, они не считаются отдельно от основной ставки. Эти дополнительные 9 часов НСОТ считаются как дополнительные выплаты к ставке педагогического работника. Здесь ситуация, как со стимулирующими.
Оплата за совмещение не увеличивает зарплату. Она уменьшает персональную выплату до МРОТ. Только после уменьшения персональной выплаты до МРОТ до нуля выплаты за совмещение начинают увеличивать зарплату.
То есть учитель делает дополнительную работу, чтобы заплатить самому себе зарплату за основную работу.
Это четвертое отсечение от зарплаты, самое циничное. Отрубили правую ногу.
Из последних трех пунктов понятно, почему у многих учителей нет персональной выплаты до МРОТ: ее убирают за счет стимулирующих и оплаты совмещения.
Один мой знакомый директор школы заметил, что подобная ситуация уже много лет назад сложилась с зарплатами уборщиц. Их оклады и раньше были значительно ниже МРОТ, поэтому они получали персональные выплаты до МРОТ. Технички отказывались от дополнительной работы, потому что совмещение не приводило к увеличению зарплаты. Совмещение приводило к снижению персональной выплаты до МРОТ.
Поэтому директора испытывали большие трудности с набором уборщиц: сложно найти людей на мизерную зарплату, а убедить имеющихся сотрудников увеличить нагрузку тоже не получалось - не было никакой материальной мотивации. Технички уже давно поняли, что оплата совмещения и персональная выплата до МРОТ - это сообщающиеся сосуды, а не отдельные емкости. Многие учителя этой ситуации пока не понимают…

НДФЛ
Когда учителю начисляют зарплату, с нее удерживается НДФЛ по ставке 13%. 13% от красноярского МРОТ составляет 2322 рубля. В итоге учитель получает чистыми 15539 рублей.
Это пятое отсечение от зарплаты. Отрубили левую ногу.
В данном случае все по закону. Но, учитывая, что государство перед этим четырежды незаконно или полузаконно сократило зарплату в общей сложности на 130%, оно могло бы внести зарплату учителя в список доходов, которые не облагаются НДФЛ. Это было бы справедливо.
Что делать?
Есть два очевидных действия для учителя, чтобы сохранить хоть какие-то конечности в этом страшном и унизительном четвертовании.
Первое: отказаться от дополнительной работы.
Я делаю именно так: отказываюсь от любой дополнительной работы. Работаю только на 1 ставку педагога-психолога.
В этом случае многие учителя либо ничего не потеряют в деньгах, либо потеряют незначительную сумму.
Коллега, которая думала, что работает на полторы ставки, за дополнительные девять часов получала всего 3319 рублей. Вдумайтесь: за 50% работы учитель получает всего 3319 рублей! Это до вычета НДФЛ! Если вычесть 13%, то на счет перечисляют всего 2888 рублей. Еще учитель тратит 350 рублей в месяц, чтобы доехать до школы на общественном транспорте для проведения 9 дополнительных уроков. В итоге чистая прибыль - 2538 рублей.
Увидев все эти цифры, учитель сразу решила отказаться от этих 9 часов НСОТ.
Статья 60.2 ТК РФ: «Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня».
Второе: подрабатывать внешним совместителем в соседней школе.
Изначально человека не могут принять в организацию как совмещенца. Сотрудника принимают по трудовому договору как внешнего совместителя. Зарплата совместителя ничем не отличается от зарплаты сотрудника по основному месту работы.
В этом случае учителю за половину ставки будут платить половину МРОТ - 8930 рублей. А в своей родной школе - 3319 рублей.

P.S. С 1 января 2019 года федеральный МРОТ еще немного вырастет и составит 11280 рублей.

​Кирилл КАРПЕНКО, педагог-психолог, Красноярск