Целью обучения на тему «Скаутинг» в городской школе совета актива для старшего звена было ознакомление активистов школ Новочебоксарска с деятельностью Российской ассоциации навигаторов/скаутов.

Старшеклассникам города представили слайдовую презентацию РАН/С. Им разъяснили основные понятия, связанные со скаутским движением в России, продемонстрировали скаутскую форму. Многие ребята заинтересовались возможностями, которые открывает скаутинг детям и молодежи, а в школе №9 решили включиться в скаутское движение. Всего в школе актива приняли участие 115 вожатых и старшеклассников города.

Обучение в городской школе совета актива Новочебоксарска на тему «Демократическая республика» для среднего звена было посвящено внедрению в школах города системы школьного самоуправления. Занятия включали теоретический и практический этапы.

Длительная имитационная игра «Демократическая республика» - часть комплексной молодежной программы Межрегиональной общественной организации детей и молодежи «Новая цивилизация». Она позволяет на базе обычной общеобразовательной школы внедрить демократическую систему внутришкольного самоуправления. Этот опыт многократно использован в школах различных городов России и ближнего зарубежья.

Действие игры разворачивается в условном государстве. Его название и все остальные необходимые атрибуты государственности (герб, флаг, гимн, валюта) придумывают сами школьники. Все участники игры становятся гражданами этого государства и признаются полностью дееспособными, то есть наделенными определенными правами и обязанностями.

Граждане школьной республики, как правило, в ходе всеобщих прямых выборов избирают президента и законодательный орган власти - парламент из двух палат - госдумы и госсовета. Конечно же, возможны и другие варианты формирования высшего законодательного органа, например, из избранных в каждом классе полномочных представителей.

В республике разрабатывают и принимают законы, прежде всего конституцию, законы о гражданстве, об образовании, о предпринимательстве, о налогах, административный кодекс и т.д. Поскольку демократическая республика входит в состав России, ее граждане и все действующие в ней структуры подчиняются законодательсту РФ, ему не должны противоречить принимаемые школьным государством законы.

В республике создается финансовая система - центральный и коммерческие банки, выпускается своя «валюта». В соответствии с конституцией формируются органы исполнительной власти (правительство) и судебной власти (верховный и арбитражный суды), организуется разнообразная экономическая деятельность предприятий, фирм и отдельных граждан.

Демократическая республика, объединяя школьный коллектив, учащихся и педагогов, родителей и представителей предприятий, шефствующих над учебным заведением, а порой и органов местного самоуправления, обновляет жизнь школы, позволяет сделать ее интереснее, содержательнее. В ходе игры учащиеся приобретают новые знания, управленческие навыки принятия и реализации ответственных решений, учатся организовывать и поддерживать жизнь самоуправляемой системы - школьного государства.

В городской школе совета актива Новочебоксарска методисты В. Волкова, Н. Яшина и В. Дергачева разъяснили основные понятия, используемые в ходе комплексной игры «Демократическая республика» в условном государстве, создаваемом в школе, а также рассказали о проведении избирательной кампании и выборах школьного парламента.

В ходе практической части обучения участники изучали порядок создания избирательной комиссии (назначение председателя, секретаря), объединения в инициативные группы и выдвижения кандидатов в парламент, регистрации кандидатов (выдачи регистрационного удостоверения), проведения избирательной кампании агитации и голосования, объявления результатов. Всего в обучении актива приняли участие 51 человек.

Затем была организована аналогичная городская школа совета актива, посвященная той же теме, для старшего звена. В обучении актива приняли участие 50 человек.