Нереальная реальность
Об учебных фильмах и сюжетах, подготовленных в формате видео-360, нет негативных отзывов даже от учителей старой закалки. Если у кого-то из них на первых порах и возникало желание отказаться от использования технологии в своих уроках, продиктовано он было в первую очередь элементарной боязнью, что придется работать с новым предположительно дорогостоящим оборудованием, отвечать за его сохранность, справляться с вероятно сложными настройками техники. Когда же выяснялось, что технология общедоступна и проста в использовании, что нужен только смартфон, который сегодня есть практически у каждого ученика, а специальные очки можно даже изготовить самостоятельно из обычного картона, отношение сразу же менялось. И в этом нет ничего удивительного, поскольку формат универсален, подходит для любых видов занятий и его преимущества очевидны всякому радеющему за результаты своих учеников преподавателю.
Надевая очки виртуальной реальности, школьники не просто смотрят созданное по новой технологии видео, они как бы погружаются в него, получают ни с чем не сравнимые эффекты присутствия и сопричастности. Созданные специалистами МЦРКПО тематические путешествия и экскурсии помогают учащимся оказаться там, куда в реальности попасть сложно или даже вообще невозможно, позволяют увидеть и рассмотреть с разных ракурсов объекты, недоступные с точки зрения личного посещения, но имеющие высокую образовательную ценность для школьного урока. А от аналогичного зарубежного контента их в первую очередь отличает полная интегрированность в московские образовательные программы.
- Если вы возьметесь искать, например, в англоязычном сегменте Интернета видео-360 для использования на уроке, - отмечают авторы видео, - в подавляющем большинстве случаев найдете созерцательные материалы с каким-то музыкальным оформлением. При этом предполагается, что всю информацию об увиденном до учащихся донесут преподаватели. Какую и в каком объеме? Наши видеоэкскурсии, напротив, создаются как составные элементы уроков по различным школьным дисциплинам - физике, химии, географии и всем остальным без исключения. Они сопровождаются не только интегрированной в сюжет графикой, но и методически выверенной учебной информацией, которая звучит из уст профессионала и может использоваться учителем как основа для более глубокого погружения в тему. В рамках мегапроекта столичного образования «Московская электронная школа» нами сняты десятки учебных фильмов в формате видео-360 для подготовки к урокам и их проведения. Все они, и это еще один очень важный момент, объединяются в циклы тематических путешествий, обеспечивая тем самым конвергентный подход, формирующий у ученика целостное, не ограниченное рамками одного предмета, восприятие полученных знаний.

Безопасное погружение
Технология не только безопасна с медицинской точки зрения, она бесценна для некоторых категорий учащихся с ограниченными возможностями здоровья, особенно с нарушениями опорно-двигательного аппарата и расстройствами аутистического спектра, а также для детей, которых в силу различных причин приходится ограждать от воздействий внешнего мира.
В подтверждение достаточно привести один пример. 1 сентября 2017 года сотрудники МЦРКПО помогали провести самый первый урок в новой школе центра «Русское поле», в котором проходят реабилитацию дети, перенесшие онкологические или гематологические заболевания. Урок мира проводил летчик-космонавт Олег Блинов, а его рассказ сопровождался показом космического путешествия в формате видео-360. И дети, которых стараются максимально оградить от воздействий внешнего мира, были в неописуемом восторге, ведь они смогли побывать в центре подготовки космонавтов, легендарном центре управления полетами и даже в кабине космического корабля «Союз»!
А когда заместителю директора Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, директору лечебно-реабилитационного научного центра «Русское поле» Александру Карелину задали вопрос, как он не побоялся негативного воздействия новой технологии на своих детей, он назвал два аргумента. Первый - что применение смартфона в очках виртуальной реальности по воздействию фактически ничем не отличается от его обычного использования, но до сих пор нет ни одного научного исследования, которое бы говорило о вреде мобильных телефонов или коммуникаторов. Второй аргумент - что виртуальные экскурсии не превышают самые жесткие ограничения по времени, прописанные в нормативах для действительно небезвредной старой техники, использующей электронно-лучевые трубки.
Учительские оценки
По словам авторов - команды МЦРКПО, проект находится в постоянном развитии и для специалистов очень важна обратная связь с учителями. Определить их отношение к новым образовательным сюжетам, а также выявить четкие контуры их ожиданий, связанных с использованием видео-360, позволяют регулярные опросы, которые проводят в педагогической среде сотрудники МЦРКПО.
- Приятной неожиданностью стали высочайшие оценки, которые учителя в ходе наших исследований поставили виртуальным экскурсиям, - рассказывают авторы экскурсий. - Более 50 процентов всех опрошенных оценили эту работу в 10 баллов из 10. Еще 26 процентов - в 9 баллов, и 16 процентов - в 8 баллов. Получить такое признание от преподавательского состава, который традиционно очень критически относится именно к содержательной части любых учебных материалов, дорогого стоит.
Какие достоинства виртуальных путешествий согласно результатам опросов учителя выдвигают на передний план? В первую очередь - наглядность и зрелищность, возможность оказаться там, куда в реальности попасть очень и очень проблематично. Возможность увидеть с любым уровнем детализации сложные процессы, невидимые человеческому глазу. Возможность такие процессы и явления смоделировать. Отмечают они также и уникальные возможности по фокусировке детского внимания, поскольку при использовании видео-360 обучающийся всегда в центре событий и не отвлекается на внешние факторы. И, конечно же, возможности существенного увеличения объема и насыщенности информации для максимального повышения плотности урока.
Но один результат исследований следует выделить особо. Очень важно, что учителя подчеркивают пользу технологии видео-360 для развития межпредметных и конвергентных подходов к обучению. Это показатель того, что сами педагоги и руководители образовательных организаций начинают «входить» в пространство конвергентных идей. Ведь очевидно, что человек, который сам не проникся какой-то идеей, никогда не сможет донести ее до других. А значит, система столичного образования еще на шаг приблизилась к решению задачи подготовки выпускников к жизни и труду в эпоху конвергенции, в мире, где будут стираться междисциплинарные границы научного и технологического знания.

В 3D-объективе - Москва
Чего ждать от проекта в ближайшем будущем? Конечно же, очередных образовательных продуктов в формате видео-360. Уже этой осенью их перечень пополнится тремя абсолютно новыми тематическими путешествиями. Первое - «Биоразнообразие Москвы» - не просто раскрывает обозначенную в названии тему на примере крупнейших городских парков, а дает возможность школьникам оказаться во всех четырех временах года одновременно. Дети ознакомятся с водной и околоводной флорой и фауной столицы, смогут понаблюдать за гнездованием птиц и прекрасными мгновениями цветения весенних растений, научатся различать деревья без листвы, читать следы на снегу и еще многому другому. Это как всегда качественный материал в помощь учителю - ведь в его создании принимали участие ведущие ученые-биологи, специалисты в области биологического разнообразия.
Второе путешествие - «Электроэнергетика Москвы» - рассказывает об особенностях электроэнергетического комплекса города и области. Вопросы производства и потреб­ления электроэнергии обладают мощнейшим межпредметным образовательным потенциалом. Цикл экскурсий дает возможность побывать на уникальных энергетических объектах московского региона, оказаться на крышке ядерного реактора первой в мире АЭС, увидеть, как рождается электроэнергия под мощным напором волжской воды, рассмотреть диспетчерский щит со всеми энергообъектами столицы, поприсутствовать на тренировке по ликвидации последствий условной аварии. Путешествие охватывает разные исторические периоды: от строительства в Москве первой Георгиевской электростанции до современных проектов перевода энергетики на альтернативные источники.
Несколько лет назад поистине настоящим открытием для педагогов стал один из первых подготовленных МЦРКПО циклов экскурсий «Московские адреса Серебряного века». Изучение ряда учебных тем через эту эпоху оказалось мощным инструментом обеспечения междисциплинарного подхода, при этом информация воспринималась учениками не как набор разрозненных фактов по разным учебным предметам, а как целостное знание с понятными закономерностями и причинно-следственными связями.
«Оттепель» в московских адресах» - название нового путешествия, которое опирается на еще одну значимую эпоху - эпоху «оттепели». Создатели цикла опробовали приемы исторической реконструкции с элементами игрового кино, что позволило перевести образовательную роль ученика от простого зрителя к участнику событий, а технология видео-360 дала шанс не только увидеть все своими глазами, но и буквально перенестись в то время. В ходе путешествия школьники узнают о грандиозных открытиях советских ученых в период «оттепели», об основах градостроительства советских времен, смогут увидеть разбросанные по галереям города шедевры мастеров времен «оттепели» и многое другое.
Путешествия в формате видео-360 позволяют по-новому взглянуть на нашу столицу, учат детей смотреть и видеть, слушать и слышать, распахивают двери для очных открытий и увлекательных уроков в городе. Молчаливые схемы со страниц учебников оживают, наполняются образовательным смыслом.
Но только экскурсиями планы использования новой технологии не ограничиваются. Специалисты МЦРКПО намерены вписывать сюжеты, созданные в формате видео-360, в традиционные видеопродукты, которые выпускаются в помощь учителям. Нет никаких сомнений в том, что такая интеграция даст ощутимый эффект в решении важнейших задач повышения квалификации педагогов московских школ и качества образования столичных школьников.
Все путешествия в формате видео-360 каждый желающий может найти на сайте Московского центра развития кадрового потенциала образования по ссылке: mcrkpo.ru/360. Просматривать экскурсии можно и на стационарном компьютере или ноутбуке. Выбирайте интересующую вас тему - и в путь! В каждом видеоролике есть возможность с помощью компьютерной мыши или клавиатуры приблизить или отдалить объект, увидеть пространство вокруг себя. Но, конечно же, наиболее эффектно видео будет выглядеть в очках виртуальной реальности!

Иван ЗАТЕВАХИН, теле- и радиоведущий, кандидат биологических наук:
- Я очень люблю живую природу, для меня важно, чтобы школьники научились бережно к ней относиться, а это возможно, если они будут понимать процессы и закономерности, которые в ней происходят. Для этого хорошо подходит технология виртуальной реальности - образовательные фильмы видео-360: ребята могут погрузиться в мир живой природы, научиться ее языку, видеть в городе то, на что, может быть, никогда не обращали внимания, рассмотреть животных и растения. После таких виртуальных погружений ребята научатся «читать» город, их реальные путешествия по нему станут осмысленными, они откроют нашу столицу во всем ее биоразнообразии совершенно с новых ракурсов.

Владимир РАЕВСКИЙ, телеведущий:
- Я много изучаю историю Москвы, поскольку по основной профессии делаю программу о самых удивительных московских вещах, адресах и изобретениях. Могу сказать, что большинство из исследуемого нами могло случиться и появиться только в одном городе на земле, - такой здесь оказался сгусток необычных людей, смелых решений, страстей, талантов и поклонников. Наше виртуальное путешествие состоится в одну из самых плодотворных эпох в московской жизни, когда неожиданно пали оковы. В Москве стало возможно больше, чем то, к чему привыкли целые поколения. Увидеть московские адреса «оттепели» исключительно важно для понимания этого чудного времени, а увидеть их в очках виртуальной реальности - значит почти побывать там, где вершилась новейшая история страны и столицы.