Творчество в экспресс-режиме
День заезда - это значит, никто еще не знает коллег по конкурсу, потому есть повод воспринимать их как конкурентов. За завтраком в роскошном гостиничном комплексе «Гринн» воспитатель сетует - у нее много оборудования для педагогического мероприятия с детьми, а в детский сад во время этого испытания нельзя приезжать сопровождающим. «Кто же мне поможет?». «Ваши коллеги» - предполагаю я. «Но это не в их интересах», - сомневается девушка. Не знаю, кто в конечном итоге помог конкурсантке, честно говоря, потеряла ее из виду, но почему-то мне кажется, что уж к занятию в детском саду группа, в которой оказалась педагог, точно сдружилась. Скорее всего, это произошло много раньше, на первом конкурсном экзамене «Сочинение на заданную тему», когда, сдав мобильные телефоны и все остальные гаджеты, участникам надо было в течение двух часов создать творческую работу по одной из трех тем. Трудности сближают, ведь задача не самая простая, тем более что формат ЕГЭ не совсем привычен воспитателям. Однако явный плюс сочинения на конкурсе и коренное отличие его от единого экзамена - возможность выбора жанра: дневник, очерк, рассказ, сказка, письмо, эссе, литературно-критическая или научная статья, интервью, путевые заметки, репортаж, полезные советы, стихи и так далее.
Перед тем как предложить конкурсантам это испытание, организаторы провели для них установочный семинар, небольшой, но, как говорится, по делу. Свое приветственное слово сказала член правительства Орловской области - руководитель Департамента образования Татьяна Шевцова: «Мне очень приятно приветствовать вас на нашей орловской земле. Особенно приятно, что эта встреча проходит в одном из ведущих учреждений Орловской области, лицее №22. Я получаю смс-сообщения от ваших министров, руководителей региональных департаментов образования, они за вас очень переживают, желают всего самого доброго, волнуются, и мы договорились, что они будут напрямую все вопросы задавать мне, чтобы пребывание в нашей области для вас было комфортным». А чтобы гости почувствовали, что здесь, в Орле, коллеги одной с ними группы крови, Татьяна Анатольевна коротко рассказала о системе дошкольного образования региона.
Базой для создания сочинения, как вы уже поняли, стал лицей №22. От имени всей конкурсной команды, оргкомитета «Воспитателя года России» секретарь - завотделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елена Елшина вручила директору лицея №22 Ирине Сушковой памятную плакетку, удостоверяющую, что ее организация стала федеральной площадкой конкурса «Воспитатель года России».
«Режимные моменты» конкурса, практические, порой бытовые, но такие важные для того, чтобы все пять дней в Орле прошли без сучка без задоринки, осветила консультант аппарата Общероссийского Профсоюза образования, оператор конкурса Елена Масленникова. Два главных совета - никуда не опаздывать и не снимать с себя бейджик.
Сопредседатель жюри заключительного этапа конкурса «Воспитатель года России»-2018, и. о. ректора Липецкого государственного педагогического университета имени П.П.Семенова-Тян-Шанского Нина Федина всех вдохновила и немножко предостерегла: «Дорогие друзья! Ехала сегодня с вами в автобусе. Вы все очень красивые, очень вдохновенные, с ясными лицами, с горящими глазами. Вы не поверите, но уезжать вы будете еще краше и станете еще лучше профессионально и личностно. Позвольте дать вам один-единственный совет. Вам пожелали везения. Но я перефразировала бы поговорку и сказала: «На фортуну надейся, но сам не плошай. Если что-то пошло не так, не бойтесь, разворачивайтсь, не действуйте по заданному сценарию. Жюри в два раза выше оценит ваше умение сориентироваться здесь и сейчас и что-то поменять на ходу. Удачи!»
Но вернемся все же к сочинению. Из десяти тем рукой Нины Фединой, вслепую, были выбраны:
- Десять заповедей воспитателя.
- В моих руках будущее.
- Мои первые шаги в профессии.
А дальше выбирать должны были сами конкурсанты. Запомнилось, что в тот момент, когда прозвучала первая тема, сидящая рядом со мной сопровождающая крикнула: «Десять заповедей не бери!». Какую же брать? Вечером за ужином, когда уже позади было и сочинение, и процесс его оценки (причем читали тексты не только эксперты по педагогике и психологии, но и филологи), я спросила Мадину Асхабову из Республики Ингушетия о ее впечатлениях и, естественно: какую тему она выбрала. «Первые шаги, - ответила Мадина Мухарбековна. - Мне показалось, ее выбрали многие». Кстати, ингушская учительница спокойно отнеслась к самому факту написания сочинения, трудностей оно ей не создало.

Родина Тургенева стала столицей дошкольного образования
После первого испытания - открытие. Бывает и так. В Орловском государственном академическом театре им. И.С.Тургенева участников конкурса ждала прекрасная атмосфера праздника. Ее создавали интерьеры театра, чудесные мелодии в исполнении духового оркестра. Появление в театральном фойе студентов института культуры произвело настоящий фурор - молодые люди, девушки и юноши, были в старинных нарядах, словно сошли со страниц произведений Ивана Сергеевича Тургенева, чье 200‑летие отмечает вся страна, в том числе дружная команда конкурса «Воспитатель года России»-2018.
Но вот все в зале. Ведущие напоминают об истории Орловщины, от древних веков до прошлого, XX века, Великой Отечественной войны, ведь Орел - это город первого салюта. А еще это третья, литературная, столица России - так много писателей прославили эту землю! Кроме Тургенева - Фет, Лесков, Андреев, Бунин, Бахтин и многие другие…
Программа открытия выстроена разумно и красиво. Приветственные речи перемежаются вокальными, танцевальными номерами. Всех очаровал ансамбль юных аккордеонистов. Восторг вызвал танец народов России, населяющих нашу многонациональную страну.
Первый заместитель губернатора и председателя правительства Орловской области Вадим Соколов приветствовал педагогов дошкольного образования от имени губернатора Андрея Клычкова, правительства региона. Он отметил, что принимать всероссийский финал конкурса - большая ответственность и высокая честь для Орловщины: «Мы рассматриваем этот факт как признание успешной работы системы образования региона. Только за последние семь лет в Орловской области построено 17 новых детских садов, введено почти семь тысяч дополнительных мест для дошкольников. Продолжается работа по повышению качества дошкольного образования. Детские сады активно участвуют в инновационной и экспериментальной деятельности. И, конечно, ведется работа по повышению уровня жизни педагогов, всех работников образовательных учреждений региона».
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Жанна Садовникова зачитала приветствие министра Ольги Васильевой: «Сегодня в дошкольных образовательных организациях трудится около 700 тысяч педагогов. Благодаря их неустанному труду в российской системе дошкольного образования формируются основы личности ребенка, его нравственные ориентиры, познавательная активность, прививаются навыки общения, трудолюбия и самостоятельности. Наш конкурс ежегодно представляет педагогическому сообществу новые имена талантливых педагогов дошкольного образования. Уверена: сегодняшнее событие станет для педагогов не только состязанием, но и обогащением, обменом опытом, презентацией лучших практик работы с детьми».
Елена Елшина от имени руководства Общероссийского Профсоюза образования, председателя профсоюза Галины Ивановны Меркуловой поздравила всех с праздником: «Праздник, которым является конкурс «Воспитатель года», - ваша инициатива. В 2009 году на съезде дошкольных работников именно воспитатели предложили провести этот конкурс, справедливо считая, что воспитатель тоже достоин выйти на сцену, взойти на пьедестал. Ваше предложение было услышано, с 2010 года конкурс существует».
Надежда Перелыгина, председатель Орловской областной организации Общероссийского Профсоюза образования, поблагодарила участников конкурса за нелегкий труд и напутствовала: «Конечно, каждый из вас в течение конкурсной недели испытает огромное чувство тревоги, волнения, и это понятно, потому что вы желаете представить достойно свой регион. Желаю вам счастья, благополучия. Вы удивительные, вы заслуженные люди!»
Руководитель Департамента образования Орловской области Татьяна Шевцова сказала: «Хочется поблагодарить организаторов за этот праздник, который они нам дарят ежегодно. Дорогие конкурсанты, покажите самые яркие идеи! Пусть после этого конкурса появятся новые методики. А это мероприятие станет действительно профессиональным праздником. Удачи вам! А главное - будьте счастливы, потому что только счастливый человек может воспитать счастливого, свободного, яркого ребенка».
В финале церемонии открытия все конкурсанты вышли на сцену - красивые, умные и талантливые. А вместе с ними вышла и абсолютная победительница 2017 года Дарья Курасова. Она обратилась к коллегам со всей страны: «Друзья, я желаю вам за эти несколько дней постараться объять необъятное и не только достойно выступить и представить свой регион, но и завести новые знакомства, насладиться прекрасной атмосферой конкурса, обменяться информацией и всем вместе написать новую страницу книги под названием «Воспитатель года».
Сразу после открытия участники конкурса по свежевыпавшему снегу перешли в здание по соседству - лицей №22 Орла. Там они сразу ринулись в школьные кабинеты распаковывать оборудование и наглядные пособия. Начались мастер-классы. Чтобы увидеть опыт работников дошкольного образования из 73 регионов страны, места в классах поспешили занять команды сопровождающих и местные педагоги, так что яблоку в прямом смысле слова упасть было некуда.
Конкурсанты учили коллег и жюри рисовать паутинку и делать цветок лотоса из бумаги, сочиняли сказки о пуговице и пели о ней песни, расписывали оргстекло в технике гжели, снимали эмоциональное напряжение с помощью психогимнастики, составляли событийные календари и делали еще многое, многое другое.

Пятнадцать лучше, чем десять
19 ноября на Всероссийском конкурсе «Воспитатель года России» был одним из самых насыщенных дней. Начался он с того, что девять групп конкурсантов разъехались по дошкольным образовательным организациям Орла. Педагогам предстояло показать педагогические мероприятия с детьми на те темы, которые пару дней назад им достались в результате жеребьевки. Костюмы, декорации, нестандартное оборудование воспитатели, музыкальные руководители, психологи, инструкторы по физической культуре везли с собой. Мероприятия получились яркие, талантливые, полезные, запоминающиеся. Многие из них, как это и положено в дошкольном образовании, сюжетно опирались на игру, сказку, волшебство, тайну. Надо было рассказать о поздней осени жителям других планет и помочь волшебнику отыскать шляпы, которые унес ветер, найти клад в песке с помощью настоящих археологических инструментов и помочь маме-белке найти пропавшего бельчонка, рассказать еноту, как сделать фильтр для очистки воды. Очень привлекательными для жюри были мероприятия, где малыши могли действовать максимально самостоятельно. Так, инструктор по физической культуре из Красноярского края Ирина Ефимова предложила детям в команде нарисовать схему прыжка для другой команды, которая должна была прыжок воспроизвести. Дети вдохновились! Кстати, Ирина вошла в «пятнашку» лауреатов в тот же день.
Ведь уже вечером состоялось подведение итогов первого (заочного) и второго (очного) туров и были объявлены лауреаты конкурса. Церемония прошла во Дворце пионеров и школьников города Орла. На сцену вышли представители организаций - учредителей «Воспитателя года России». Надежда Беляева, референт отдела нормативно-правового регулирования и развития дошкольного образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения России поблагодарила всех участников конкурса за профессионализм, выдержку и волю к победе. «Для вас это очень волнующее, очень эмоциональное и интеллектуально затратное мероприятие, но тем приятнее заслуженная победа. Уверена, что, независимо от итогов конкурса, каждый из вас назовет это событие значимым и, может быть, даже судьбоносным. Желаю всем здоровья и успехов в покорении профессиональных вершин».
Заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова подчеркнула: «Вы поняли, как много вам дает этот профессиональный конкурс. Вы уже сейчас чувствуете себя другими. А когда приедете к себе в регионы, еще лучше поймете, как вы изменились. Мы с вами этого и добиваемся - такого стремительного, такого яркого роста, который по жизни должен вам сопутствовать. Мы этого вам искренне желаем».
Татьяна Викторовна поблагодарила Орловскую область за теплый прием, вручила благодарности от Общероссийского Профсоюза образования директору Департамента образования региона Татьяне Шевцовой и ее коллегам. «Мы благодарны вам за уникальное содействие в организации этого конкурса», - сказала Татьяна Куприянова.
На сцену Дворца пионеров и школьников по очереди, в составе конкурсных групп, вышли все участники, всем им руководители групп жюри вручили дипломы и сертификаты, памятный подарок от Общероссийского Профсоюза образования - символ конкурса «Серебряная жемчужина», сказали много теплых, добрых слов, как о родных людях…
Нина Федина сравнила братство участников конкурса с братством кольца, придуманным Толкиеном, а самих конкурсантов - с хоббитами, на первый взгляд невзрачными и скромными, но вынесшими на себе все бремя борьбы со злом.
Профессор департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета Наталья Рыжова: «Профессия воспитателя - это не одна профессия, а как матрешка. Большая матрешка - это воспитатель, а внутри архитектор, издатель, ученый и так далее».
Галина Гришина, директор Московского областного Центра дошкольного образования, похвалила свою группу конкурсантов, и эту похвалу, кажется, можно смело отнести ко всем педагогам-дошкольникам высокого класса: «Это успешные педагоги, которые умеют чувствовать детей, понимать детей, побуждать их к познанию мира, именно современных детей, это у них очень хорошо получается. А еще они умеют дружить, это команда. Вы лучшие!»
Ирина Паршукова, доцент Ленинградского областного института развития образования, подвела итоги романтично, но ее настрой разделили многие: «Эти дни - как один большой день, бесконечный, постоянно продолжающийся, - сдружили вас, сдружили нас всех. Перефразирую старую добрую песню: друга я никогда не забуду, если с ним подружился… в Орле. Когда мы встречаемся на конкурсе «Воспитатель года», мы помним друг о друге всю жизнь».
Имена лауреатов (впервые их было не десять, а пятнадцать) назвала председатель счетной комиссии конкурса, зав. отделом по вопросам общего образования аппарата Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Алешина. Для «пятнашки» конкурс продолжился испытаниями «Мой успешный проект» и ток-шоу «Профессиональный разговор».

О завершении Всероссийского конкурса «Воспитатель года»-2018 читайте в следующем номере.


Лауреаты Всероссийского конкурса «Воспитатель года России»-2018

Любовь Бельтикова, воспитатель детского сада №12 «Дубок» города Южноуральска Челябинской области,
Татьяна Беляева, воспитатель центра развития ребенка - детского сада №14 города Колпашево Томской области,
Диана Бондарева, воспитатель детского сада №18 города Армавира Краснодарского края,
Ильмира Гудова, воспитатель детского сада №44 комбинированного вида города Новосибирска,
Ирина Ефимова, инструктор по физической культуре детского сада №72 «Дельфиненок» компенсирующей и оздоровительной направленности города Железногорска Красноярского края,
Ольга Каурина, воспитатель детского сада №32 «Соловушка» города Майкопа Республики Адыгея,
Ирина Кучмина, воспитатель детского сада общеразвивающего вида №6 «Аленушка» города Строитель Яковлевского района Белгородской области,
Любовь Макеева, воспитатель общества с ограниченной ответственностью «Витона», Новгородская область,
Елена Махринская, воспитатель детского сада общеразвивающего вида №25 «Бэлэкэч» Бугульминского района Республики Татарстан,
Наталья Миргородская, воспитатель детского сада №75 Энгельсского муниципального района Саратовской области,
Надежда Проневская, воспитатель детского сада «Радуга», структурного подразделения Малодорской средней школы Архангельской области,
Василиса Прудникова, воспитатель детского сада №18 Приморского района Санкт-Петербурга,
Светлана Рыжанкова, воспитатель детского сада комбинированного вида №151 «Маяк» города Брянска,
Мария Слободская, воспитатель детского сада «Непоседа» города Усмани Липецкой области,
Анастасия Шлемко, воспитатель детского сада №52 «Котенок» города Химки Московской области