Тема «Происхождение государства». 10-й класс

Авторы: И.Баймухаметов, А.Имангулов, А.Исянбаев, Ю.Уразаев, Г.Рахимов, Р.Ибатулин, А.Ибрагимов, А.Нигматуллин.

1. План урока

1. Мотивация.

Приводится цитата Н.Бердяева: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».

Вопросы к учащимся:

1) Как вы думаете, что хотел сказать автор?

2) Как появляются государства?

3) Каковы основные теории о причинах появления государства?

2. Цели и задачи урока.

В ходе урока учащиеся смогут:

познакомиться с основными точками зрения на проблему происхождения государства;

называть основные причины возникновения государства;

работать в группах по определению той или иной позиции на вопрос о происхождении государства, продемонстрировать умения анализировать документ, отвечать на вопросы, делать выводы, участвовать в дискуссии, грамотно строить собственное выступление, составлять схему происхождения государства;

осознать многообразие точек зрения на данную проблему и научиться уважать их.

3. Представление необходимой информации.

Класс делится на группы - 7 (по числу основных теорий происхождения государств). Каждой дается цитата наиболее видного представителя той или иной теории. Каждая анализирует документ. Учащиеся по этому документу должны понять и выявить идею происхождения государства. Затем самостоятельно назвать ее и символически отобразить ее на схеме. Учитель предварительно рисует схему на доске, но без написания в ней основных теорий.

4. Учащиеся по группам поочередно заполняют схему (на ватмане или на доске).

Схема:

Теории происхождения государства

Затем ученики должны прокомментировать свои символы и объяснить ту или иную идею происхождения государства. В группе ученики должны распределить роли. В ходе урока должна получиться общая схема, которая затем сравнивается с общепринятой схемой.

Затем схема переносится в тетради учащихся, и она дополняется мини-лекцией, записью основных теоретических принципов каждой теории. На закрепление предлагаются группам еще цитаты, только теперь уже другие.

Теперь ученики должны без ошибок определить, к какой теории принадлежит высказывание. Затем можно провести мини-дискуссию по вопросу: как вы думаете, имеют ли право на существование эти теории и какая, по вашему мнению, лучше? Почему?

2. Раздаточный материал для работы в группах.

1) «Эта теория, приравнивающая государство к человеческому организму и приписывающая ему самостоятельные волю и сознание, отличные от воли и сознания, входящих в него отдельных людей. Согласно этой теории государство является результатом действия сил природы, создающей его наряду с обществом и человеком». (М.Марченко «Теории государства и права», стр.65).

2) «Сторонники этой теории полагают, что государственная власть в древнейших государствах Востока - Египте, Месопотамиии, Китае - возникла в силу необходимости координировать труд огромного числа людей по строительству каналов, дамб, обработке полей. Без обуздания великих рек была бы невозможна сама жизнь древних народов. По преданию, правители первой китайской династии Ся Гун и Юй всю жизнь плавали вверх и вниз по желтой реке Хуанхэ, наблюдая за ремонтом разрушенных водой дамб, строительством плотин. В Египте периода Среднего царства усилиями фараонов также были организованы и проведены значительные работы по строительству новых каналов и плотин, а также огромного водохранилища - Меридова озера, где собирались во время разлива воды Нила. Организовывали общественные работы и древние правители Шумера и Аккада». (О.Кишенкова, А.Иоффе «Основы обществознания. 9-й класс», стр. 95).

3) «Не от царей начальство священства приемлется, но от священства на царство помазуются; явленно много раз, что священство выше царства. Какими привилегиями подарил нас царь? Привилегию вязать и решить? Мы другого себе законоположника не знаем, кроме Христа... Господь Бог Всесильный, когда небо и землю сотворил, тогда двум светилам, солнцу и месяцу, светить повелел и через них показал нам власть архиерейскую и царскую: архиерейская власть сияет днем, власть эта над душами; царская в вещах мира сего, меч царский должен быть готов на неприятелей веры православной; архиерейство и все духовенство требует, чтобы их обороняли от всякой неправды и насилий, это мирские люди делать обязаны; мирские нуждаются в духовных для душевного избавления; духовные нуждаются в мирских для обороны внешней; в этом власть духовная и мирская друг друга не выше, но каждая происходит от Бога». Патриарх Никон «Возражения». (А.Иоффе. Методические материалы по гражданскому образованию, стр.93).

4) «О диктатуре надо не только говорить, но в случае необходимости и прибегать к ней. Разумеется, применять ее надо со всей осмотрительностью, по возможности меньше арестовывать людей. Но что поделаешь, если иные пытаются спровоцировать кровавый инцидент? В таком случае надо прежде всего разоблачить их замыслы, стараясь избежать кровопролития, пусть даже наши люди будут изранены. Однако зачинщиков, которые возглавляют волнения и нарушают уголовный кодекс, следует карать по закону...» Дэн Сяопин «Высоко поднять знамя в борьбе против либеральной либерализации» (А.Иоффе. Методические материалы по гражданскому образованию, стр.98).

5) «Никакое государство, как бы ни демократичны были его формы, хотя бы самая красная политическая республика народная только в смысле лжи, известной под именем народного представительства, не в силах дать народу того, что ему надо, то есть вольной организации своих собственных интересов снизу вверх, без всякого вмешательства, опеки, насилия сверху, потому что всякое государство, даже самое республиканское и самое демократическое, даже мнимо народное государство, задуманное г.Марксом, в сущности своей не представляет ничего иного, как управление массами сверху вниз, посредством интеллигентного и поэтому самого привилегированного меньшинства, будто бы лучше разумеющего настоящие интересы народа, чем сам народ...

Если есть государство, то непременно есть господство, следовательно, и рабство; государство без рабства, открытого или маскированного, немыслимо, - вот почему мы враги государства...» М.Бакунин.

6) На нашем знамени огненными, кровавыми буквами начертано: разрушение всех государств, уничтожение буржуазной цивилизации, вольная организация снизу вверх посредством вольных союзов, - организация разнузданной чернорабочей черни, всего освобожденного человечества, создание нового общечеловеческого мира». М.А.Бакунин «Государственность и анархия» (А.Иоффе. Методические материалы по гражданскому образованию, стр.97).

7) «Поскольку... всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим...

Государство принадлежит к тому, что существует по природе, и... человек по природе своей есть существо политическое...

Ясно, что государство не есть общность местожительства, оно не создается в целях предотвращения взаимных обид или ради удобств обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для существования государства, но даже и при наличии их всех, вместе взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни, в целях совершенного и самодовлеющего существования...

Но самое главное при всяком государственном строе - это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться...» Аристотель «Политика» (А.Иоффе. Методические материалы по гражданскому образованию, стр.88).

8) «...цель государства - главным образом обеспечение безопасности... при установлении государства люди руководствуются стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося... необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов...

Естественные законы (как справедливость, беспристрастие, скромность, милосердие и (в общем) поведение по отношению к другим так, как мы желали бы, чтобы поступали по отношению к нам) сами по себе, без страха перед какой-нибудь силой, заставляющей их соблюдать, противоречат естественным страстям, влекущим нас к пристрастию, гордости, мести и т.п. А соглашение без меча - лишь слова, которые не в силах гарантировать человеку безопасность...

Для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством». Т.Гоббс «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (А.Иоффе. Методические материалы по гражданскому образованию, стр.90).

Тема занятия

«Политический режим». 11-й класс

Авторы: Л.Берестова - учитель истории лицея №12, г.Ишимбая; Т.Боголь - учитель истории СОШ №3, г.Ишимбая; Е.Кострыгина - преподаватель обществознания ИНК.; Ю.Латыпова - учитель истории СОШ №3, г.Ишимбая; Т.Суслова - учитель истории СОШ №11, г.Ишимбая; Г.Мурзабаева - учитель истории СОШ №9, г.Ишимбая.

Краткое описание идеи занятия:

Познакомить учащихся с политическими режимами, дать их характеристику.

Заполнить таблицу.

Работа с текстами.

Определить гражданскую позицию по отношению к различным политическим режимам.

Основные понятия:

Политический режим, демократия, тоталитаризм, авторитаризм.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Переход к изучению нового материала.

3. Изучение нового материала (работа в группах).

4. Закрепление изученного материала (тестирование).

5. Оценивание.

6. Домашнее задание.

Формы оценивания работы учащихся: оценки ставит учитель за урок и учащиеся в группах.

В результате занятия учащиеся смогут:

Познакомиться с терминами: политический режим, демократия, тоталитаризм, авторитаризм.

Заполнить таблицу, опираясь на текст учебника.

Получить опыт работы в группе, организации устного выступления.

Определить свою гражданскую позицию по отношению к различным типам политических режимов.

I ЭТАП. Мотивация.

Учитель рассказывает притчу.

Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных.

- Почему же ты не покидаешь этой местности? - удивился мудрец.

- В других областях князья угнетают свой народ.

- Видите, - сказал тогда Конфуций ученикам, - жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь.

Учитель спрашивает: О чем идет речь?

Выслушав ответы учеников, учитель обобщает сказанное:

Существуют различные типы правления - это и есть политические режимы.

II ЭТАП. Объявление прогнозируемых результатов, целеполагание.

Итак, в результате нашего занятия вы сможете:

Познакомиться с терминами: политический режим, демократия, тоталитаризм, авторитаризм.

Заполнить таблицу, опираясь на текст учебника.

Получить опыт работы в группе, организации устного выступления.

Определить свою гражданскую позицию по отношению к различным типам политических режимов.

III ЭТАП. Предоставление необходимой информации, вариант: мини-лекция.

Возможность активного участия в политической жизни общества для граждан зависит от множества условий. Немаловажную роль играет политический режим. Существуют различные определения политического режима (учитель предлагает различные определения политического режима, дает задание подобрать наиболее четкое определение политического режима, которое учащиеся записывают в тетрадь) - приложение №1.

Существует несколько типов политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Они различаются по определенным признакам.

IV ЭТАП. Интерактивное упражнение.

1. Инструктирование.

Слова учителя: в начале урока вы получили символы, сейчас каждый из вас сядет в соответствии со своим символом (учащиеся делятся на три группы). Каждая группа получает задание: заполнить графу таблицы (признаки одного из политических режимов) - приложение №2.

2. Выполнение задания.

3. Презентация результатов выполнения группы. Каждая группа выступает с характеристикой типа режима, другие слушают и заполняют другие графы таблицы.

Вопрос учителя: какой тип режима вам кажется наилучшим для граждан государства? Почему? Назовите слабые стороны демократического режима.

V ЭТАП. Рефлексия.

Вариант: текст (приложения № 3,4,5)

Ученики должны сесть к тому столу, где находится соответствующий ответ (демократия, тоталитаризм, авторитаризм). Учитель проверяет учеников и оценивает. Подведение итогов, задание на дом.

Андрей ИОФФЕ, Марина ВИШНЕВА