Социально значимое дело будет выполняться коллективно, а значит, надо договориться прежде всего друг с другом. В чем-то уступить, где-то стать лидером, и с тобой будут считаться, находить контакт и понимание. Разумеется, рядом с детьми, увлеченными интересной идеей, делом, стоит взрослый человек. Значит, здесь еще надо найти общий язык и с миром взрослых. Каждый чувствует себя органично в коллективе единомышленников. Это очень важно! Идет интенсивный, ненавязчивый воспитательный процесс в ходе выполнения общего дела.

Встречи с представителями властей любого ранга: это прежде всего формирование навыков отстаивать не только свои интересы, но и интересы своего коллектива, своих родителей и тех, кто намного младше или намного старше. Это одновременно приобретение опыта и переживание особых чувств. Научить этому нельзя. Это надо пройти самому. А в итоге дети обретают чувство победы. Победы над собой прежде всего, так как пришлось преодолеть стеснительность, боязнь, смущение, негативное отношение к власти и т.д. Смог! И это главное.

С другой стороны, идет процесс знакомства с теми, кто стоит у власти и от которых многое зависит. И понимаешь, что люди эти умеют слушать и слышать, готовы помочь, справедливы... По крайней мере, с ними можно иметь дело.

Соревновательный момент. Это очень важный аспект социального проекта. Надо рассказать, что ты сделал, о чем размышлял, в чем победил, где просишь о помощи. Надо рассказать, что ты не просто так живешь на земле, а заботишься, чтишь, мечтаешь... Надо, чтобы тебя оценили, хотя бы сказали: «Молодец!» Для подростка это очень важно.

Насчет жюри, вот здесь есть некоторые проблемы. Кроме презентаций, которые поясняют, что делается очень важное дело, ребята растут нравственно. Как это оценишь? Надо взрослым сделать все, чтобы после таких встреч-конкурсов работа продолжала «кипеть». Важно никого не подвести, не обидеть, не задеть.

Творчество детей и взрослых в подготовке и проведении задуманных дел. Хорошо, что элементы его имеют место в папках с материалами проекта и презентациях. Это позволяет вычленить крупинки нужного, важного, того, что действительно было сделано или будет намечено или сделано.

Спасибо взрослым, самарцам и педагогам из разных краев России, которые занимаются таким важным делом. Хорошо, что есть возможность встретиться регионам у нас в «Орленке». Думаю, что это будет новым толчком в дальнейшей работе. Я прочно уверена, что в своей школе мы обязательно будем разъяснять и реализовывать методику проекта «Гражданин».

Валентина БЕЛИК, учитель школы ВДЦ «Орленок»