Процесс становления системы гражданского образования происходит в сложных, противоречивых условиях деидеологизации российского общества, когда государство, государственная власть, идеология как средство реализации политики государства рассматриваются исключительно тоталитарными явлениями. С другой стороны, в переходный период, в котором находится Россия, государство представляет собой национальную и социальную ценность. Это обусловлено тем, что государство может быть источником устойчивого правопорядка и безопасности общества, защитником прав и свобод человека и гражданина, организацией, объединяющей все население страны независимо от социальных, национальных, религиозных различий. Все это несомненно проявляется в особенностях общественного сознания россиян. Социологические исследования модернизации базовых ценностей россиян свидетельствуют о нарастании дробности ценностного сознания населения страны. Часть россиян отчетливо осознает значимость либерального гуманизма, положительно оценивает стремление к успеху, инициативе. Формирующиеся рыночные отношения уже оказали влияние на сознание подрастающего поколения. В сознании учащихся вместо ранее преобладавших общественных интересов стали превалировать общечеловеческие ценности, личные, в том числе материальные интересы. 46 процентов респондентов считают смыслом жизни обеспечение материального благосостояния. Вместе с тем исследователи отмечают, что в сознании россиянина середины 90-х годов присутствует и признание государственной власти как ценности. 89 процентов студентов на вопрос «Ваше отношение к Родине» ответили, что, хорошая или плохая, она всегда остается Родиной. Существующая дифференциация, противоречия ценностных ориентаций проявляются в разных подходах к пониманию сущности содержания, целей, структуры содержательной (предметной) области гражданского образования. Широкое толкование исходит из того, что содержание всех школьных предметов формирует человека-гражданина. Гражданское образование в данном контексте направлено на воспитание человека-гражданина, личности, которой присуще качество гражданственности. Узкое толкование гражданского образования отождествляет гражданское образование с гражданско-правовым. Помимо вышеназванных, выделяется еще так называемое контаминационное (от лат. «смешение»), суть которого сводится к тому, что содержание его представляет собой интеграцию общественных дисциплин. В рамках этого направления также существует несколько концептуальных моделей гражданского образования. В соответствии с первой моделью содержание гражданского образования определяют не основы общественных наук, например экономики, социологии, политологии или этики, а проблемы общественной жизни. Именно они являются предметом содержания учебных дисциплин. Курсы, базирующиеся на этой концептуальной основе, как правило, носят четко выделенный воспитательно-образовательный характер.

Согласно второй концептуальной модели, гражданское образование - это интеграция трех гражданообразующих дисциплин: права, политологии, этики. Иногда в этот список включаются экономика и социальная философия. Смысл этого подхода состоит в том, что ученик продвигается от изучения отдельных тем гражданского образования к освоению основ наук, составляющих его фундамент, - правоведения и политологии. Такое понимание предметной области гражданского образования соответствует моделям гражданского образования, используемым в США, Германии и, вероятно, некоторых других западноевропейских странах.

Согласно третьему концептуальному подходу, гражданское образование не является самостоятельной образовательной системой, а одним из специфических направлений обществоведческого образования, подобно правовому образованию школьников. Гражданское образование осуществляется в этом варианте через интегративные обществоведческие курсы типа «Человек и общество».

Для выяснения места гражданского образования в системе образования России необходимо определить, как соотносятся понятия «гражданское образование» и «обществоведческое образование», правомерна ли ситуация, когда понятие «гражданское образование» подменяется понятием «обществоведческое образование», и, наоборот, допустимо ли отождествление этих понятий. В общественной педагогической литературе понятие «гражданское образование» употребляется в разных контекстах, иногда даже во взаимоисключающих смыслах. Этому способствуют и документы Министерства образования России, составляющие нормативно-правовую базу гражданского образования. Содержание этих документов свидетельствует о том, что гражданское образование российских школьников имеет два доминирующих компонента - политологический и правоведческий, хотя к модулям системы гражданского образования относят еще экономику и экологию. Если исходить из контекста этих документов, то ключевым для определения содержания гражданского образования является прежде всего понятие «гражданское общество». Предполагается, что цель гражданского образования состоит в подготовке учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом и правовом государстве, гражданском обществе.

Модели гражданского образования в России

I модель исходит из широкого понимания сущности гражданского образования. Цель: формирование человека-гражданина как члена демократического общества, обладающего таким качеством, как гражданственность.

II модель исходит из узкого понимания сущности гражданского образования. Цель: формирование гражданина конкретного правового государства.

III модель - контаминационная. Цель: воспитание гражданина правового государства и активного члена гражданского общества средствами обществоведческих курсов.

Разновидности III модели:

- самостоятельная система образования с доминирующими воспитательно-образовательными целями. Изучаются проблемы общественной жизни на основе широкого спектра социогуманитарных дисциплин;

- самостоятельная система образования с доминирующими образовательно-развивающими целями. Изучаются основы политологии и правоведения как фундамента гражданского образования;

- специфическое направление обществоведческого образования.

В одном ряду с понятием «гражданское общество» стоит понятие «гражданственность», которое отражает качество человека, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества. Гражданственность - это чувство сопричастности к делам общества. Идеология советской школы придавала, как известно, большое значение формированию у учащихся представлений о гражданственности и патриотизме. В связи с этим необходимо ясно представлять те сложности, которые неизбежны в процессе преодоления старых представлений. Необходимо быть готовым к проявлению как новых, так и старых тенденций в процессе формирования гражданственности, типичных для советской школы времен перестройки. Особенно это актуально для той модели гражданского образования, которая выстраивается на основе политологических и правоведческих знаний.

Важнейшая цель гражданского образования - это раскрытие перед школьниками перспектив жизни в гражданском обществе, воспитание гражданственности. Данная цель не является мифической, если учесть общесоциальную предпосылку эволюции советского социума в сторону гражданского общества. Об этом свидетельствует конституционная модель Российского государства, тяготеющая к государству как суверенной системе органов, регулирующих социальные процессы, осуществляющих управление гражданским обществом, обеспечивающих созидание и выполнение законов, проведение общественной политики. Внедрение идеи гражданского общества в массовое сознание аналогично распространению представлений о правовом государстве через программы средней и высшей школы. Учитывая, что гражданское российское общество только зарождается, особое внимание в настоящее время необходимо уделять когнитивному компоненту гражданского сознания. Это поможет учащимся составить ясное представление о системе базовых понятий гражданского образования. Модель такой системы можно представить следующим образом:

Система ценностей

Гуманизм

Права человека

Свобода

Ответственность

Патриотизм

Гражданственность

Достоинство

Экономическая свобода

Свободный труд

Демократия

Государственный суверенитет

Конституция

Приоритет права

Конституционные права и обязанности гражданина

Разделение властей

Равенство

Плюрализм

Законность

Учитывая содержательный компонент гражданского образования, следует обратить внимание на богатые возможности для его реализации именно обществоведческих предметов и курсов. К сожалению, пока обязательный минимум содержания основного и среднего общего образования образовательной области «обществознание» требует от выпускника основной школы знать базовые понятия гражданского образования - гражданин (в юридическом значении), права человека, правовое государство, гражданское общество, гуманизм, моральный выбор, любовь к Родине, свобода, ответственность, а выпускник средней школы уже может ограничиваться понятием «правовое государство» и знанием международных документов по правам человека, а также основных черт гражданского общества. Тем не менее авторы учебных обществоведческих программ включают в цели своих курсов содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности. Среди вопросов, предлагаемых для изучения, можно зафиксировать такие, как:

- гражданское общество и правовое государство. Сущность и основные принципы;

- гуманизм как моральный принцип. Любовь к Родине. Свобода и своеволие;

- гражданин - человек свободный и ответственный. Высшие проявления гражданственности;

- гражданин, гражданство, государство.

Таким образом, второе ключевое понятие гражданского образования - «гражданин». Слово «гражданин» произошло от «город», то есть гражданин - это первоначально житель города-государства. Затем жители всех городов со временем стали называться гражданами. Таким образом, термин «гражданин» характеризовал социальный статус человека. В России после Февральской революции 1917 года термин «гражданин» приобретает юридическое значение, закрепляет юридический статус человека. В юридическом смысле гражданин - это человек, имеющий устойчивую правовую связь с государством, выраженную в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Если исходить из сугубо юридического определения понятия «гражданин», то гражданское образование призвано способствовать предотвращению утраты социальной и государственной идентификации индивида; адаптации населения страны в новом демократическом государстве Россия; восприятию идеи демократии и гражданского общества, ибо, как утверждал Аристотель, каждый гражданин должен, по мере возможности, направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством. Современное государство - это прежде всего территориальная единица, поэтому обострение проблемы идентичности страны связано с проблемой территориальной целостности и осознанием населяющих страну как россиян. Так, частные исследования самоидентификации семнадцатилетних учащихся одного из петербургских лицеев с гражданином России подтверждает факт наличия проблемы самоидентификации. На вопрос «Что такое гражданство?» из 40 респондентов только 16 человек определили гражданство как правовую устойчивую связь с государством, предполагающую наличие взаимных прав и обязанностей; 8 из 40 ответили, что не знают, что такое гражданство; а на вопрос «А являетесь ли вы гражданином?» трое ответили, что не знают. Некоторые учащиеся, считающие себя гражданами, пояснили значение гражданства для них тем, что государство предоставляет им защиту. На вопрос «Какие качества личности присущи гражданину любого государства?» были получены следующие ответы: патриотизм, знание законов страны, законопослушность, нравственность.

В современных представлениях о сущности гражданского образования часто смешиваются сугубо юридическое и социально-философское толкование понятия «гражданин». Такое положение не способствует четкому определению целей гражданского образования, что в свою очередь осложняет разработку образовательных стандартов гражданского образования и достижение ожидаемых результатов. Исторический экскурс в эволюцию содержания понятия «гражданин» помогает прояснить его неоднозначность. Это обусловлено тем, что гражданин, по общему определению В. Даля, проявляет себя в своих взаимоотношениях с правительством, государством и ближними. Все это требует, чтобы субъекты гражданского образования определили свои позиции по отношению к дефиниции. На наш взгляд, составители учебных программ обязаны проинформировать адресата, какое содержание они вкладывают в ключевые, базовые понятия гражданского образования. Например, концепция гражданского образования в России наряду с юридическим смыслом не может обойти вниманием традиционную для российского миропонимания понятия «гражданин», в рамках которой под гражданином понимается человек, ответственный не только перед государством, но и перед обществом. Гражданин - это человек, движимый стремлением к общему благу. В этом смысле гражданин - это прежде всего нравственный человек. Выражая эту позицию, известный педагог В. Сухомлинский писал, что для того, чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла.

Дать это «видение добра и зла» есть задача дисциплин социально-гуманитарного блока, особенно родного языка, литературы, истории и философии. В этом смысле гражданское образование может осуществляться как на уроках всех базовых школьных предметов, так и как надпредметная форма деятельности, форма организации школьной жизни, выступая в виде системы знаний и мер воспитательного воздействия на учащихся. Однако в связи с тем, что гражданское образование преследует свои специфические цели, используя при этом различные области человеческого знания, имеет свою номенклатуру базовых, системообразующих понятий, оно вправе обладать относительной автономией, самостоятельностью в рамках обществоведческого образования. Важной особенностью гражданского образования России является его идеологическая функция. Под идеологией в данном случае понимается система ценностей, лежащих в основе политического поведения как мотивация и обоснование действий. Актуализация проблем гражданского образования в настоящее время связана прежде всего с его идеологической составляющей. Видимо, российское общество постепенно преодолевает закономерный этап деидеологизации и углубляется в поиск системы идеологических ценностей, адекватных современному развитию России, понимая, что духовность общества и особенно молодежи прежде всего связана с мировоззрением, формируемым под воздействием правящей или государственной идеологии. Демократическая Россия должна иметь объединяющую общенациональную идеологию. Таким образом, гражданское образование по сравнению с другими направлениями образования обладает значительным потенциалом, определяющим мотивы социального поведения, деятельности, ценностные ориентации и мировоззрение личности.

Содержание гражданского образования, в отличие от собственно обществоведческого и даже правоведческого и политологического, не может быть нейтральным к процессу восприятия, усвоения его учащимися, так как призвано активно и целенаправленно воздействовать на сознание ученика, на его умение критически мыслить, творить, оценивать с определенных идеологических позиций окружающую действительность.

Таким образом, гражданское образование - это прежде всего личностно-ориентированное образование, направленное на развитие социальных свойств школьника, например быть гражданином России и в юридическом, и в нравственном, и в нравственно-социальном смысле.

Светлана МОРОЗОВА, преподаватель Педагогического университета

Санкт-Петербург