Вот уже четыре года в образовательных учреждениях разных типов проходит Всероссийская акция «Я - гражданин России». Ее старт был дан в 2001 году, когда Министерство образования увидело эффективность технологии международного проекта «Гражданин», который сотрудники Самарского регионального Центра гражданского образования сумели гибко и эффективно адаптировать к российским условиям.

За это время на обучающих семинарах по методике данного социально-образовательного проекта были обучены десятки педагогов, подготовлены методические пособия и учебные фильмы. Проект обрел своих сторонников в сотнях городов и сел страны. Учредителями акции стали: Министерство образования и науки РФ, Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», «Учительская газета», Самарский региональный Центр гражданского образования, партнерство «Сивитас-Россия».

Какие задачи решают подростки, создавая свои проекты? Сначала они стремятся определить наиболее значимые проблемы своей территории, продумать альтернативные пути их решения. Дать грамотное экономическое обоснование, привлечь к его воплощению широкий круг единомышленников и вместе с ними включиться в работу. Этим важным делом можно заниматься в школе, в системе дополнительного образования, в молодежных общественных формированиях, одновременно постигать жизнь в ее сложных социально-экономических переплетениях и деятельно участвовать в обустройстве своей малой и большой Родины.

В прошлом году во время финала акции было представлено около 500 проектов из более чем 60 субъектов Российской Федерации. Тематика их чрезвычайно широка: обустройство школьной территории, увековечение памяти погибших земляков, решение конкретных экологических проблем и организация досуга молодежи, возрождение исторических, культурных, духовных ценностей и физического здоровья подрастающего поколения.

Перед оргкомитетом стояла сложная задача - из всего многообразия творческих работ отобрать 55 самых технологичных и социально значимых проектов для участия в финале IV Всероссийской акции «Я - гражданин России», проходившей во Всероссийском детском центре «Орленок» в июне 2004 года.

Перечень участников акции наглядно демонстрирует географию представленных проектов, а вместе с тем и всю палитру социальной деятельности старшеклассников.

1. «Город моей мечты» (Объединение лидерских команд школ Советского района, Республика Башкортостан, г.Уфа).

2. «Надежда» (Центр детско-юношеского туризма и краеведения, Кабардино-Балкарская Республика, г.Тырныауз).

3. «В объективе школьный двор» (Троицкая гимназия, Республика Калмыкия, с.Троицкое).

4. «Библиотека моей мечты» (СШ №12, Республика Калмыкия, г.Элиста).

5. Проект «Елочка» (Гимназия Эжвинского района, Республика Коми, г.Сыктывкар).

6. «Школьный музей» (Большекарамасская СШ, Республика Марий Эл, Волжский район).

7. «Планета детства» (звениговская СШ №3, Республика Марий Эл).

8. «Организация досуга молодежи п.Чамзинка: кризис, его причины, пути выхода» (чамзинская СШ №1, Республика Мордовия).

9. «Создание национального парка на территории Амгино-Нахаринского наслега» (Амгино-Нахаринская СШ, Республика Саха).

10. «АИСТ: шаг навстречу» (городской центр детского творчества №1, Республика Татарстан, г.Набережные Челны).

11. «ЭДЕМ (Экология души - экология мира)» (средняя школа №4, Республика Хакасия, г.Черногорск).

12. «Досуг и молодежь» (ядринская школа №2, Республика Чувашия, г.Ядрин).

13. «Не говори слова, не совершай поступки» (георгиевская СШ №1, Ставропольский край, Грачевский район).

14. «Здоровье учащихся средней школы №3» (СШ №3, Хабаровский край, г.Советская Гавань).

15. «Мемориал» (СПОШ №14, Амурская область, г.Благовещенск).

16. «Городской школьный клуб Неон» (СШ №8, Архангельская область, г.Новодвинск).

17. «Благоустройство школьного двора» (Аксарайская СШ, Астраханская область).

18. «Клуб, который построили мы» (районный дом школьников, Белгородская область, г.Новый Оскол).

19. «Наше духовное наследие» (Злынковская СШ, Брянская область, с.Злынка).

20. «Патриарший сад - из прошлого в будущее» (Владимирская городская станция юных натуралистов «Патриарший сад», Владимирская область, г.Владимир).

21. «Становление лидера» (окружная молодежная организация лидеров образования, спорта, культуры «Лоск», Владимирская область, г.Александров).

22. «Школьный летописец» (СШ №75, Волгоградская область, г.Волгоград).

23. «Вянг ручей, ты чей?» (СШ №1, Вологодская область, г.Вытегра).

24. «Возрождение» (Подболотная СШ, Вологодская область, с.Ляменьга).

25. «Строительство школьной столовой» (СШ №1, Воронежская область, г.Острогоржск).

26. «Пусть звонят колокола» (Зайцевская СШ, Воронежская область).

27. «Благоустройство села Шекшова» (Шекшовская СШ, Ивановская область, Гаврилово-Посадский район).

28. «Чтобы помнили» (Сакулинская СШ, Ивановская область, Палехский район).

29. «Экомузей» (СШ №4, Калужская область, г.Кондрово).

30. «Как сохранить Култучное озеро» (СШ №29, Камчатская область, г.Петропавловск-Камчатский).

31. «Милосердие» («Центр детского творчества «Радуга», Курганская область, р.п.Каргаполье).

32. «Создание краеведческого музея села» (средняя школа, Липецкая область, с.Ленино).

33. «Удачный старт» (подростковый клуб «Волонтер», Нижегородская область, г.Нижний Новгород).

34. «Остановим овраги» (экологический клуб Безменовской СШ, Новосибирская область, г.Черепаново).

35. «Памяти павших во имя живых» (СШ №7, Орловская область, г.Мценск).

36. «Улица полна неожиданностей» (Камешкирская средняя школа, Пензенская область, с.Русский Камешкир).

37. «Исторические хроники провинциального города» (гимназия, Пермская область, г.Нытва).

38. «Водоснабжение хутора Старая Станица» (Старостаничная школа, Ростовская область, хутор Старая Станица).

39. «Молодежный продюсерский центр «Звездный путь» (центр «Поиск», Самарская область, с.Сергиевск).

40. Карта села Кинель-Черкасы» (СШ №3, Самарская область, с.Кинель-Черкасы).

41. «Имею право» (СШ №8, Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск).

42. «С юбилеем, родной Синегорск» (СШ №18, Сахалинская область, пос.Синегорск).

43. «Живи, мой город» (СШ №19, Свердловская область, г.Серов).

44. «Я - тверитянин» (СШ №20, Тверская область, г.Тверь).

45. «Молодежная биржа труда» (городской клуб менеджеров «Новая цивилизация», Томская область, г.Стрежевой).

46. «Помогая природе, поможем себе!» (средняя школа №61, Тульская область, г.Узловая).

47. «Пляж Свияга» (Ишеевская СШ, Ульяновская область).

48. «Память» (гимназия №79, Ульяновская область, г.Ульяновск).

49. «Школа - уютный дом» (СШ №153, Челябинская область, г.Челябинск).

50. «Безопасность в большом городе» (СШ №45, Челябинская область, г.Челябинск).

51. «Детский городок: творим и строим я и моя семья» (СШ, Ханты-Мансийский АО, пос.Сергино).

52. «Выявление геопатогенных зон в школе, мешающих активной работе учащихся» (СШ №1136, Москва, Северо-Западный округ).

53. «Молодежь голосует за здоровый образ жизни» (СШ №1963, Москва, Юго-Западный округ).

54. «Клуб физического здоровья» (гимназия №426, Санкт-Петербург).

55. «Покаяние» (Гимназия №49, Санкт-Петербург).

Двадцать один день, с 30 мая по 19 июня, ребята из разных концов страны ярко и эмоционально демонстрировали компетентному жюри свои проекты в пяти тематических группах: «Моя малая Родина» (социальные проблемы); «Живи, Земля» (экологические проблемы); «Обустроим школу - обустроим Россию» (проблемы благоустройства родных территорий»); «Сохраняя прошлое - строим будущее» (патриотическое направление); «Луч добра» (гуманитарные проблемы).

Среди них были выявлены глубокие и интересные гражданские проекты, которые стали своего рода эталоном технологичности как для самих школьников, желающих продолжать это благородное дело, так и для педагогов-координаторов, увидевших новые методические линии совершенствования проектной деятельности. Жюри в качестве образцовых выделило следующие проекты:

«Карта села Кинель-Черкасы» - школы №2 Кинель-Черкасского района Самарской области.

Динамично меняется облик села, так что даже старожилы не всегда могут назвать адрес новостроек, а гости - не всегда быстро найти социально значимые объекты. На помощь односельчанам и гостям пришли школьники. Они создали современную карту-буклет родного села. Администрация района выделила ресурсы на его издание. Проект получился результативным и полезным.

Проект «Вянг ручей, ты чей?» - средней школы №1 Вологодской области города Вытегра.

Из города Вытегры, из самой глубинки России, приехали авторы этого проекта. Школьники взяли на себя заботу о сохранении красоты и чистоты родного города. Они стали организаторами очистки ручья, протекающего через весь этот маленький город, который был сильно замусорен за последние годы. Их инициатива вдохновила взрослых горожан. Итогом совместных действий стала очистка и обустройство ручья в пределах городской черты.

Проект «Молодежь голосует за здоровый образ жизни» - школы №1963 г.Москвы.

Превратить школу в зеленый оазис и оздоровить однокашников решили учащиеся школы. Они осуществили комплекс мероприятий по озеленению ее территории, выращиванию лекарственных трав, организации фито-бара для школьников.

Проект «Покаяние» - гимназии №9 г.Санкт-Петербурга.

«Война не окончена, пока не предан земле последний солдат», - говорил великий полководец. Недетскую проблему приняли на свои плечи санкт-петербургские школьники - проблему захоронения останков воинов. Свой долг перед погибшими за Родину в суровых боях 1941 года на подступах к Ленинграду достойно выполнили юные петербуржцы, истинные граждане России.

Проект «Памяти павших во имя живых» - средней школы №7 г.Мценска Орловской области.

Увековечение памяти героя-земляка, выпускника школы, погибшего в Чечне, стало целью проекта мценских школьников. И появилась улица имени героя, а на доме, где он жил, - мемориальная доска.

Министерство образования и науки Российской Федерации в лице ее представителя - кандидата педагогических наук Ирины Калиш поставило задачу и активно помогало реализовать непростой педагогический эксперимент. В рамках трех недель предстояло провести масштабный Всероссийский детский гражданский форум социальной и творческой активности более чем тысячи школьников - участников трех тематических смен: финалистов акции «Я - гражданин России», победителей Всероссийского конкурса школьного самоуправления «Лидер-2004» и лучших творческих, образцовых коллективов-участников конкурса «Адрес детства - Россия». В течение этого времени активно шел процесс взаимодействия ребят разных смен. Они знакомились с поисками и интересными делами своих сверстников, брали на вооружение яркие проекты и позитивный опыт, многое узнавали о жизни, учебе и отдыхе школьников из разных территорий нашей большой России.

Своеобразный взаимовыгодный обмен позитивного опыта состоялся в тематические дни смены лидеров ученического самоуправления, смены «Я - гражданин России» и смены творческих коллективов.

В результате произошло интегрирование различных инновационных технологий, своеобразная диффузия взглядов и убеждений, что позволило школьникам открыть для себя новые горизонты деятельности в микросоциуме. «Лидерам» интересно было узнать о возможных формах использования технологий социального проектирования в работе органов ученического самоуправления, а «гражданам» - о возможности организации ученического самоуправления в условиях творческого коллектива или общеобразовательного учреждения, об использовании технологии «портфолио» в проецировании творческого роста учащегося.

Смена «Я - гражданин России» в свой тематический день принимала гостей на пяти площадках, где развернулись парламентские слушания по вопросам, оказавшимся наиболее злободневными в период работы школьников в своих группах презентаций. Участниками публичных обсуждений стали представители всех трех смен «Орленка». В процессе слушаний ребята попытались смоделировать ситуацию принятия законопроекта, ощутить себя депутатами Государственной Думы, экспертами, представителями прессы и общественности. Ребята реально осознали, как порой сложно и ответственно разным уровням власти принять правильное решение, от которого зависит будущее общества.

12 июня - День независимости России - стал одним из главных событий Всероссийского детского форума. В этот день участники финала акции еще раз могли убедиться, как велика и многолика наша Родина. У девчонок и мальчишек «Орленка» появилась уникальная возможность поговорить со сверстниками из разных уголков страны о своем месте в судьбе России. Уникальная потому, что не каждый день выдается возможность москвичу услышать мнение сахалинца, архангелогородцу поговорить о проблемах, волнующих его сверстников-сибиряков.

Этот своеобразный урок гражданственности в нетрадиционной манере был представлен коротким, эмоциональным фильмом «Лики России», а продолжен парадом визитных карточек команд.

Здесь было место всему: яркому, зажигательному танцу из Калмыкии, задушевной казацкой песне из Ростова, веселой импровизации ребят из Орла, самобытному горловому пению школьников из Якутии...

Заключительным аккордом праздника стала дискуссия «Что значит быть гражданином своей Родины?». Ведущая вечера - методист Самарского ЦГО Татьяна Кобелева в интерактивном режиме вела свободный и заинтересованный диалог с почти 400 участниками форума, собравшимися в зале Дворца культуры и спорта «Орленка».

Ответы детей на поставленные вопросы поражали своей искренностью и гуманизмом. В них удивительным образом проявлялся сплав эмоционального и рационального, наивного и социально зрелого, что давало хороший результат в формировании гражданственности, понимании насущных проблем России. Не во всем точки зрения участников дискуссии совпадали полностью, но разговор этот позволил понять, что среди тех, кому строить завтрашнюю Россию, много людей неравнодушных, искренних, готовых взять на себя ответственность за судьбу Родины.

Стала хорошей, доброй традицией участников финала акции работа в больших группах над национальными проектами. Общая задача объединила юных и взрослых участников смены «Я - гражданин России», позволила еще глубже овладеть технологией социального проектирования. В работе над национальными проектами каждый чувствовал свою заинтересованность в общем деле, личную сопричастность к тому, что происходило на глазах у сотен юных мальчишек и девчонок - участников Всероссийского гражданского форума. За короткий срок им предстояло всестороннее изучение заранее выбранной темы, активный поиск информации, отработка механизма решения проблемы. В результате пять больших групп разработали свои социально-образовательные проекты, которые делали попытку решить ряд актуальных проблем общественной значимости.

Какова же тематика этих проектов?

Группа экологов успешно трудилась над проектом «Капля за каплей», посвященном проблеме дефицита и качества питьевой воды. Актуальность этой проблемы доказывают социологический опрос, проведенный участниками проекта на территории «Орленка», а также обзор прессы и соответствующей нормативно-правовой документации. Все эти источники твердят в один голос - человек имеет право на чистую воду, человек обязан сохранять водные питьевые ресурсы и их чистоту! Участники проекта взяли интервью у санитарного врача ВДЦ «Орленок» и других экспертов в области водоснабжения, провели исследования по использованию воды в лагерях этого центра и решили незамедлительно действовать. Юными экологами был проведен День воды в лагере «Стремительный», включающий тематическую линейку, конкурсы стихов и рисунков, работу «Банк идей», рейды «Закрой кран» и очистку питьевых фонтанчиков, распространение листовок и публикаций статей в местной печати. Ребята сумели привлечь к ремонту и установке кранов не только работников техслужб, но и представителей коммерческих структур. Такая широкомасштабная агитационная кампания позволила заметно сократить нерациональное использование питьевой воды и вызвала живейший отклик у всех ребят и сотрудников лагеря.

Экологические проблемы не оставили равнодушными и участников национального проекта «Пляж моей мечты». Исследуя состояние береговой линии ВДЦ «Орленок», протянувшейся на 3000 метров вдоль лагеря, ребята обратили внимание на загрязненность пляжа продуктами жизнедеятельности человека, отсутствие благоустроенной купальной зоны. Первым шагом на пути решения этой проблемы стала встреча с экспертами, которые предоставили исчерпывающую информацию по данному вопросу. Следующим шагом стала разработка собственного варианта действий. Участниками проекта были проведены фотоэкспертиза состояния пляжа ВДЦ «Орленок» и конкурс на лучший эскиз пляжа, осуществлена акция по уборке территории и опубликована статья в местной прессе. Инициативной группой были разработаны предложения по федеральным программам «Благоустройство пляжей России» и заключен договор о сотрудничестве с дирекцией морских туристических программ ВДЦ «Орленок».

Группа, объединенная изучением актуальных проблем молодежи, представила проект «От бранного слова к коррозии духа». Ребята из 10 регионов нашей страны, разрабатывая этот национальный проект, считают проблему использования ненормативной лексики в молодежной среде на сегодняшний момент наиболее злободневной. Молодежь воспринимает использование нецензурных выражений со стороны политиков, журналистов, спортсменов как норму, считая это частью русского языка. Участники проекта, проанализировав материалы периодической печати и познакомившись с разными точками зрения на данную проблему, подготовили обращение в Центр русского языка и предложили внести в школьный устав дополнения о системе наказаний за использование ненормативной лексики. Ребята создали «забор мнений и предложений», где каждый мог высказать свое мнение по наболевшей проблеме, организовали радиопрограмму «От бранного слова к коррозии духа». Очень увлекательными и содержательными стали для всех детей лагеря «Стремительный» акция «День без брани» и «День вежливости», в рамках которых состоялся конкурс частушек и рисунков.

Национальный проект «Сильная армия - сильная Россия» сплотил вокруг себя не только детей и педагогов-организаторов из 12 регионов РФ, но и всех, кому небезразлична судьба России. Если раньше слава о нашей армии гремела по всему миру, а наши отцы уходили служить с гордостью, то сегодня мы наблюдаем совсем другую картину. Молодые люди не хотят служить в армии. Что же происходит с армией в нынешней России? На этот вопрос пытаются ответить участники проекта. Разрабатывая собственный вариант решения проблемы, ребята и их педагоги написали обращение в Государственную Думу РФ, подготовили пакет предложений в Министерство образования и науки, Министерство обороны РФ, написали открытые письма в СМИ, общественные организации. Участники проекта получили положительный ответ от директоров лагерей «Стремительный» и «Дозорный» о возрождении традиции проведения военно-спортивной игры «Зарница» между лагерями, поэтому есть надежда, что в рамках ВДЦ школьники вскоре смогут проявить свою ловкость и боевой задор.

Группа патриотического, историко-культурологического направления предложила национальный проект, главным содержанием которого является программа создания «Аллей памяти», посвященных 60-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Все меньше остается непосредственных участников войны, притупилась боль от минувших потерь близких в тех жестоких битвах. Но жива человеческая память, и наша задача - привлечь внимание учащихся, молодежи, всей общественности к проблеме сохранения памяти о героических и трагических событиях этой войны. Приступая к разработке проекта, ребята наметили внушительный список организаций и учреждений, куда отправили свои письма и обращения о проведении акции, заручились поддержкой сверстников в ВДЦ «Орленок» и других регионах. Результатом практической деятельности стал благоустроенный сквер, разбитый в честь 55-летия Победы в Великой Отечественной войне, находящийся на главной аллее «Орленка», а также благоустройство памятного места в центре поселка Новомихайловка. Участники проекта «Аллея памяти» встретились с председателем совета ветеранов Туапсинского района Долгополовым Е.М. и пригласили его на защиту своего проекта.

Презентация национальных проектов состоялась 15 июня во Дворце культуры и спорта и стала главным итогом работы большого коллектива единомышленников-детей, экспертов и педагогов.

Быстро пролетели дни, проведенные в ВДЦ «Орленок». Многое почерпнули для себя педагоги, приехавшие вместе с детьми на финал акции. В практике активного взаимодействия они познакомились с различными моделями учебной и воспитательной деятельности, на несколько недель погрузились в работу творческих семинаров по теории и практике социального проектирования, который провела самарская группа методистов, отшлифовали критерии успешности того или иного проекта.

Владимир ПАХОМОВ, руководитель Самарского регионального центра гражданского образования; Галина КОНДРАТ, методист центра