Во вступительной речи уполномоченный по правам человека Брянской области Б.Копырнов отметил, что «становление института уполномоченного в регионах - принципиальный шаг на пути развития гражданского общества». Длинное, громоздкое на первый взгляд название конференции несколько скрывает содержание основной проблемы, которой была посвящена конференция. Как точно определил Владимир Лукин: «Наше общество становится все сложнее. Оно не может быть втиснуто в официальные рамки правовых процедур. Возникает и растет большое плохо освоенное пространство отношений между властью и обществом, которое требует регулирования».

Сегодня более чем в 100 странах существует институт уполномоченного по правам человека. В России создается система правозащитных механизмов, в центре которой находится институт уполномоченного по правам человека, позволяющий успешно сосуществовать Федеральному и региональному уполномоченному по правам человека. В настоящее время в 30 субъектах Федерации институт успешно действует, однако в большинстве регионов его нет. Впервые должность уполномоченного по правам человека в субъекте РФ возникла в 1996 году, когда региональными законами были учреждены эти должности в Республике Башкортостан и Свердловской области. Принятие в феврале 1997 года Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» дало толчок к развитию такого института в регионах.

Уполномоченный способствует: восстановлению нарушенных прав граждан, проживающих в регионе, совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного и межрегионального сотрудничества в области прав человека - правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты, становлению гражданского и правового образования.

Деятельность института регионального уполномоченного направлена на то, чтобы государственное управление изменялось в сторону выполнения своей главной задачи, определенной Конституцией Российской Федерации, - признания, соблюдения и защиты прав человека и гражданина.

Какая польза от деятельности уполномоченного гражданам, представительной и исполнительной власти региона, прокуратуре, судам, общественным правозащитным организациям?

Население регионов получает: право и возможность обратиться к должностному лицу высшего ранга, который непосредственно рассмотрит жалобу заявителя; возможность в любом случае получить разъяснение порядка защиты своих прав; в случае, когда для защиты прав человека требуется вмешательство органов власти нескольких регионов или даже государств - содействие в лице Уполномоченного; возможность решить свой вопрос, не раскрывая себя перед органами, которые должны решать их проблемы, что в ряде случаев защищает их от наступления возможных негативных последствий, (что важно, в частности, для защиты прав сотрудников правоохранительных органов, госслужащих и т.п.); дополнительную возможность собственного участия в совершенствовании государственного управления. Более того, в тех случаях, когда существует пробел в законодательстве, с помощью Уполномоченного, привлекающего для решения вопроса различные ведомства, решается судьба конкретного человека.

Что получает исполнительная власть в лице Уполномоченного? Она рассматривает гораздо больше обращений граждан, чем уполномоченный. Однако цель ее деятельности - решение конкретных проблем и вопросов. Уполномоченный, получив даже одно обращение, может провести беспристрастный анализ причин возникновения нарушений прав человека и направить результаты этого анализа непосредственно главе исполнительной власти, на основе которого тот может улучшить работу подчиненных структур. Многие уполномоченные сами помогали работе исполнительных органов в тех случаях, когда выявлялись пробелы в регламентации, которые сами исполнительные структуры преодолеть не могут.

Наличие Уполномоченного позволяет расширить межрегиональное и международное сотрудничество субъекта Российской Федерации, является признаком демократичности его структур управления, что способствует улучшению имиджа субъекта РФ в современных цивилизованных странах.

Региональная законодательная власть в лице уполномоченного создает независимый орган контроля над соблюдением прав человека. Рассмотрение уполномоченным жалоб граждан снижает нагрузку на органы прокуратуры и судебную систему.

Вместе с тем уполномоченный своей деятельностью не подменяет органы прокуратуры. Его информация, выраженная в докладах, в ходатайствах, дает прокурорам основания для действий по защите законности и прав граждан. Деятельность уполномоченного во взаимодействии с органами исполнения наказаний способна значительно улучшить ситуацию в исправительных учреждениях. Яркий пример тому Саратовская область. Связанный присягой уполномоченный выполняет роль заинтересованного и беспристрастного посредника между органами государственной власти и правозащитными организациями, обеспечивая их конструктивное взаимодействие.

Четыре года назад уполномоченные по правам человека в регионах и Уполномоченный по правам человека РФ объединились в координационный совет, который регулярно обсуждает общие проблемы защиты прав граждан. В адрес государственных органов направлено 6 обращений от его имени. Проводятся «круглые столы» с приглашением представителей органов власти и правозащитных организаций. Уполномоченные объединяют свои усилия по созданию общего информационного пространства, обмениваются опытом.

В марте прошлого года в помещении Совета Европы в г.Страсбурге по приглашению Комиссара по правам человека Совета Европы Альваро Хиль-Роблеса состоялся «круглый стол» уполномоченных по правам человека России с участием Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина и 26 региональных уполномоченных. В принятой резолюции отмечена необходимость развития такого института.

Сомнения против введения должности регионального уполномоченного по экономическим соображениям могут быть уменьшены, поскольку упрощение административных процедур по рекомендациям уполномоченного по правам человека помогает экономить немалые средства. Могу привести пример из своей практики, когда из-за отмены по моему настоянию ежегодной подачи пенсионерами заявлений о перечислении пенсий на банковский счет сэкономлены средства, сравнимые с расходами на содержание аппарата уполномоченного. Для справки: содержание подмосковного уполномоченного и его аппарата в 2003 году обошлось каждому жителю области в 11 копеек в месяц. В развитии и укреплении института уполномоченных по правам человека в субъектах РФ еще немало проблем. Предстоит еще большой путь до того момента, когда региональный уполномоченный станет естественным атрибутом нашей жизни. Приходится только надеяться, что межрегиональная конференция, прошедшая в Брянске, приблизит желательные изменения в российской структуре власти.

В Брянске состоялась Межрегиональная конференция «Институт Уполномоченного по правам человека в субъектах Центрального федерального округа РФ: проблемы создания и становления, опыт взаимодействия с органами государственной власти, перспективы развития». При поддержке Совета Европы и при личном участии Комиссара по правам человека Альваро Хиль-Роблеса, а также Федерального уполномоченного по правам человека Владимира Лукина, бессменных организаторов подобных встреч Санкт-Петербургского гуманитарного политологического центра «Стратегия», его президента Александра Сунгурова и многих других заинтересованных лиц состоялось полезное обсуждение основных проблем, связанных со становлением регионального института уполномоченного по правам человека в центральных областях России. Участники представляли в основном интересы центральных регионов России, причем приглашались не только активисты правозащитных общественных организаций и собственно региональные уполномоченные и работники региональных аппаратов уполномоченного, но также депутаты областных законодательных собраний и представители исполнительной власти, от которых зависит во многом продвижение нового правового института в регионах.

Во вступительной речи уполномоченный по правам человека Брянской области Б.Копырнов отметил, что «становление института уполномоченного в регионах - принципиальный шаг на пути развития гражданского общества». Длинное, громоздкое на первый взгляд название конференции несколько скрывает содержание основной проблемы, которой была посвящена конференция. Как точно определил Владимир Лукин: «Наше общество становится все сложнее. Оно не может быть втиснуто в официальные рамки правовых процедур. Возникает и растет большое плохо освоенное пространство отношений между властью и обществом, которое требует регулирования».

Сегодня более чем в 100 странах существует институт уполномоченного по правам человека. В России создается система правозащитных механизмов, в центре которой находится институт уполномоченного по правам человека, позволяющий успешно сосуществовать Федеральному и региональному уполномоченному по правам человека. В настоящее время в 30 субъектах Федерации институт успешно действует, однако в большинстве регионов его нет. Впервые должность уполномоченного по правам человека в субъекте РФ возникла в 1996 году, когда региональными законами были учреждены эти должности в Республике Башкортостан и Свердловской области. Принятие в феврале 1997 года Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» дало толчок к развитию такого института в регионах.

Уполномоченный способствует: восстановлению нарушенных прав граждан, проживающих в регионе, совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного и межрегионального сотрудничества в области прав человека - правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты, становлению гражданского и правового образования.

Деятельность института регионального уполномоченного направлена на то, чтобы государственное управление изменялось в сторону выполнения своей главной задачи, определенной Конституцией Российской Федерации, - признания, соблюдения и защиты прав человека и гражданина.

Какая польза от деятельности уполномоченного гражданам, представительной и исполнительной власти региона, прокуратуре, судам, общественным правозащитным организациям?

Население регионов получает: право и возможность обратиться к должностному лицу высшего ранга, который непосредственно рассмотрит жалобу заявителя; возможность в любом случае получить разъяснение порядка защиты своих прав; в случае, когда для защиты прав человека требуется вмешательство органов власти нескольких регионов или даже государств - содействие в лице Уполномоченного; возможность решить свой вопрос, не раскрывая себя перед органами, которые должны решать их проблемы, что в ряде случаев защищает их от наступления возможных негативных последствий, (что важно, в частности, для защиты прав сотрудников правоохранительных органов, госслужащих и т.п.); дополнительную возможность собственного участия в совершенствовании государственного управления. Более того, в тех случаях, когда существует пробел в законодательстве, с помощью Уполномоченного, привлекающего для решения вопроса различные ведомства, решается судьба конкретного человека.

Что получает исполнительная власть в лице Уполномоченного? Она рассматривает гораздо больше обращений граждан, чем уполномоченный. Однако цель ее деятельности - решение конкретных проблем и вопросов. Уполномоченный, получив даже одно обращение, может провести беспристрастный анализ причин возникновения нарушений прав человека и направить результаты этого анализа непосредственно главе исполнительной власти, на основе которого тот может улучшить работу подчиненных структур. Многие уполномоченные сами помогали работе исполнительных органов в тех случаях, когда выявлялись пробелы в регламентации, которые сами исполнительные структуры преодолеть не могут.

Наличие Уполномоченного позволяет расширить межрегиональное и международное сотрудничество субъекта Российской Федерации, является признаком демократичности его структур управления, что способствует улучшению имиджа субъекта РФ в современных цивилизованных странах.

Региональная законодательная власть в лице уполномоченного создает независимый орган контроля над соблюдением прав человека. Рассмотрение уполномоченным жалоб граждан снижает нагрузку на органы прокуратуры и судебную систему.

Вместе с тем уполномоченный своей деятельностью не подменяет органы прокуратуры. Его информация, выраженная в докладах, в ходатайствах, дает прокурорам основания для действий по защите законности и прав граждан. Деятельность уполномоченного во взаимодействии с органами исполнения наказаний способна значительно улучшить ситуацию в исправительных учреждениях. Яркий пример тому Саратовская область. Связанный присягой уполномоченный выполняет роль заинтересованного и беспристрастного посредника между органами государственной власти и правозащитными организациями, обеспечивая их конструктивное взаимодействие.

Четыре года назад уполномоченные по правам человека в регионах и Уполномоченный по правам человека РФ объединились в координационный совет, который регулярно обсуждает общие проблемы защиты прав граждан. В адрес государственных органов направлено 6 обращений от его имени. Проводятся «круглые столы» с приглашением представителей органов власти и правозащитных организаций. Уполномоченные объединяют свои усилия по созданию общего информационного пространства, обмениваются опытом.

В марте прошлого года в помещении Совета Европы в г.Страсбурге по приглашению Комиссара по правам человека Совета Европы Альваро Хиль-Роблеса состоялся «круглый стол» уполномоченных по правам человека России с участием Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина и 26 региональных уполномоченных. В принятой резолюции отмечена необходимость развития такого института.

Сомнения против введения должности регионального уполномоченного по экономическим соображениям могут быть уменьшены, поскольку упрощение административных процедур по рекомендациям уполномоченного по правам человека помогает экономить немалые средства. Могу привести пример из своей практики, когда из-за отмены по моему настоянию ежегодной подачи пенсионерами заявлений о перечислении пенсий на банковский счет сэкономлены средства, сравнимые с расходами на содержание аппарата уполномоченного. Для справки: содержание подмосковного уполномоченного и его аппарата в 2003 году обошлось каждому жителю области в 11 копеек в месяц. В развитии и укреплении института уполномоченных по правам человека в субъектах РФ еще немало проблем. Предстоит еще большой путь до того момента, когда региональный уполномоченный станет естественным атрибутом нашей жизни. Приходится только надеяться, что межрегиональная конференция, прошедшая в Брянске, приблизит желательные изменения в российской структуре власти.

Юрий АНТЮХОВ, старший преподаватель Орловского государственного университета