Элита Зумаева однажды с подругами нашла на улице Грозного собаку со сломанным позвоночником. Они не смогли пройти мимо искалеченного животного. С этой собаки и началась история приюта «Надежда на жизнь». Девушки вскоре сняли заброшенный частный дом и держали там подобранных кошек, собак, лечили их, а затем пристраивали в добрые руки. Как-то к ним пришли неизвестные люди, дали сутки на выселение. Элита написала об этом в Инстаграм. Неожиданно там появился комментарий Рамзана Кадырова со словами: «Дайте номер». Через какое-то время Кадыров сам позвонил и сказал, что теперь девушек никто беспокоить не будет, а у приюта появится специальное помещение на окраине города.
Адам Бадаев поступил на юридический факультет местного университета в 13 лет. В самый разгар второй чеченской войны. Потом была аспирантура Санкт-Петербургского университета финансов и экономики. Адам объездил пол-Африки от благотворительного фонда «Аль-Мансур». Недавно возил гуманитарную помощь в Бангладеш, в лагерь беженцев «Рохинья», расположенный на границе с Мьянмой, откуда местное правительство практически вытеснило маленький мусульманский этнос.
Мухамед Асхабов работал бортпроводником в Emirates, а теперь у него в Грозном своя школа английского языка Beeschool, которая стала популярной благодаря оригинальным видеоурокам Мухамеда. «Нужно стучаться во все двери, потому что мы не знаем, какую дверь перед нами откроет Всевышний, но, когда он откроет, мы должны быть у этой двери и должны быть готовы использовать свой шанс», - уверен Мухамед.
Хамзат Асабаев - единственный россиянин, поступивший на магистерскую программу в один из самых престижных вузов мира - Колумбийский университет, входящий в Лигу плюща. Сейчас Хамзат работает в отделе слияний и поглощений компании Linklaters, в его портфеле сделки на 300 миллиардов долларов США.
Али Исмаилову поставили в раннем детстве страшный диагноз - ДЦП. Недели и месяцы в больницах, бесконечные уколы, болезненные массажи… Он окончил школу, затем университет, стал врачом. Сегодня Али один из самых востребованных неврологов Чечни. Больные говорят, что своей жизнерадостностью, отзывчивостью, искренним желанием помочь он, как волшебник, вселяет уверенность и надежду в каждого человека.
Что объединяет этих молодых людей? И еще четырнадцать таких же? У них разные интересы, профессии, сферы деятельности, место жительства. Во-первых, они не боятся пробовать, рисковать, ошибаться. Во-вторых, они искренне любят дело, которым занимаются. В-третьих, они постоянно учатся. И четвертое, они смотрят на мир широко открытыми глазами. А еще все они герои книги Алихана Динаева «20 обычных чеченцев». Алихан Динаев, рассказав истории своих героев, создал не книгу - учебное пособие о том, как стать успешным. Многие ведь думают, «что молодой человек или девушка в Чечне не могут создать свой собственный успешный бизнес, не могут добиться высокооплачиваемых и престижных должностей без связей и родительских денег». По большому счету эта книга - рассказ, рецепт, сборник советов о том, как стать счастливым. Советов от тех, кто знает об успехе и счастье не понаслышке.
Автор заканчивает свой разговор с читателем обращением: «Друзья, когда у вас будут опускаться руки, когда захочется все бросить, когда покажется, что весь мир обернулся против вас, вспомните наши истории, перечитайте их и оставайтесь сильными. Не забывайте, что вы не первые, кто столкнулся со всем этим. И я бы очень хотел, чтобы каждый из вас стал еще одним человеком, который преодолел проблемы и добился успеха. И тогда я напишу о вас». Я верю, что напишет.

Картошка в четырех вариантах
Алихан пятый ребенок в семье, самый младший. Он единственный из детей родился не в Чечне, а в маленьком селе Новочеркасск Оренбургской области. В восьмидесятые годы чеченские мужчины ездили на шабашку по регионам и республикам страны. Строили все подряд. И отец Алихана занимался этим, и дед его тоже. Они как-то оказались в Оренбургской области, это было еще до начала военных действий в Чечне, там им понравилось, они построили дом и перевезли семью. Мать Алихана пятнадцать лет преподавала математику, но после рождения пятого ребенка ушла из школы. Физических сил на школьников и на своих детей уже не хватало.
Когда Алихану было четырнадцать лет, семья вернулась в Грозный. Получив Большого Хрустального пеликана, стоя на сцене Государственного Кремлевского дворца, он рассказывал, как учился в школе, где в стене зияла огромная дыра от артиллерийского снаряда и ветры продували школьное здание насквозь.
Алихан учился хорошо, все предметы ему давались легко, все учителя его хвалили, он справлялся с любыми заданиями. Ему нравились все предметы, кроме ОБЖ. По этой причине точно знал, что в спасатели не пойдет, но и не представлял себе, куда ему поступать и что делать дальше. Однажды в одиннадцатом классе на пороге школы его встретила директор и сказала, что намечается некий конкурс, победитель которого сможет поступить на бюджетное место в университет Санкт-Петербурга. В лесную академию. Она так и сказала: в лесную академию.
Через пару дней Алихан отправился в Грозненский университет, где и проходил региональный этап этого конкурса. Там собралось около ста выпускников. Такое количество претендентов на несколько мест его не страшило, он был уверен в своих силах. После серии испытаний по математике и русскому языку, истории и обществознанию он занял первое место и получил право поступить. Но оказалось, не в лесную академию, а в Северо-Западную Академию государственной службы при Президенте РФ, на факультет государственного и муниципального управления.
Санкт-Петербург его оглушил. Своим величием. Сиянием. Торжественностью. Алихан бродил по набережным, мостам, паркам и не мог привыкнуть к тому, что все это настоящее, реальное, протянешь руку - и коснешься теплого гранита ростральных колонн на стрелке Васильевского острова, легкого кружева чугунных решеток Летнего сада, почувствуешь горячее дыхание коней Клодта на Аничковом мосту. У него было такое чувство, будто он оказался в учебнике истории. Идешь по улице - на каждом здании памятные таблички: здесь был Ленин, здесь жил Достоевский, здесь обедал Александр Сергеевич Пушкин в 1835 году. История была везде, во всем: в великолепных дворцах и замкнутых дворах, в просторных гостиных и маленьких подвальных кафе, на проспектах и в храмах, именно это поразило его больше всего. И именно к этому он так и не смог привыкнуть.
Он поселился в общежитии в Купчино на улице Димитрова, 6. Алихан никогда не жил со своими однокурсниками. В какой-то год делил комнату со старшими, в какой-то год - с младшими.
Первые три года были для него сплошной учебой. Лекции, учебники, библиотеки. Если он не появлялся в библиотеке два-три дня, то на четвертый день его уже встревоженно встречали заботливые женщины: «Алихан, что случилось? Не заболел ли ты?» После третьего курса он вдруг понял, что не все знания, которые получал, пригодятся в жизни, и стал больше внимания уделять другим делам, проектам, пытался подрабатывать.
Быстро привык к новому ритму. Просыпался в 6.30. Два часа в день проводил в общественном транспорте. Бюджет у него всегда был ограниченным, и он учился экономить, составляя планы расходов и доходов. Теперь он часто вспоминает об этом, когда рассказывает своим ученикам о финансовой грамотности.
Первый месяц Алихан питался исключительно «Дошираком», «Роллтоном», пюре быстрого приготовления, но, когда к концу сентября почувствовал, что у него постоянно болит живот, решил с таким питанием завязать. И с 1 октября 2006 года он запретил себе употреблять любую еду быстрого приготовления и газированные напитки. Этого запрета придерживается и сегодня. Единственной проблемой в университете для него было приготовление пищи. Он готов был иногда вообще ничего не есть, лишь бы не готовить. Часто его ужин состоял из литра молока и свежего хрустящего батона. Но за пять лет он все-таки научился готовить. Картошку в четырех вариантах - жареную, вареную, пюре и в мундире. Еще, конечно же, яичницу жарил, но ее он не считает серьезным блюдом - слишком просто.
Алихан довольно быстро влился в студенческий коллектив. Уже к концу первого курса перестал быть белой вороной. Однокурсники два года постоянно приглашали его: «Давай сходим на вечеринку, выпьем», они не верили, что он спиртное не употребляет и что даже пиво никогда не пробовал. Когда речь заходила о том, чтобы отправиться всей группой на турбазу, где предполагались очень активные вечера, Алихан просто отказывался и не ехал. Он четко определил границы, за которые не выходил и которые не позволял нарушать своим однокурсникам и одновузникам. Как мне кажется, Алихана спасали зацикленность на учебе и еще его доброжелательность, остроумие, отзывчивость и готовность помочь. Эти качества располагали к нему сверстников. И поэтому пойти с ними в кино, в театр, поучаствовать в заседании студенческого научного общества, поспорить было не проблемой.
Его часто спрашивают, сталкивался ли он с какой-то дискриминацией, каким-то негативным отношением из-за того, что он чеченец, мусульманин. Ответ всегда один: никогда. И он объясняет, почему этого не было. Потому что он всегда относился с огромным уважением ко всем вокруг, никогда не позволял себе ничего лишнего, был доброжелательным и отзывчивым и всегда встречал такое же отношение к себе.
В университете он два раза чуть не подрался. Со своим коллегой, на курс младше его. Из-за воды. У Алихана с детства есть такая причуда, что ли, или бзик: он не может терпеть, когда люди просто так расходуют ресурсы, особенно воду. Это его бесит и выводит из себя. Однажды его сосед по комнате включил кран на кухне и вышел на пару минут за моющим средством. Через пару минут он, конечно, не вернулся, видимо, заболтался с кем-то в коридоре. Алихан кран выключил, но, когда сосед вернулся, не смолчал, и у них начался спор. До драки дело не дошло, хотя было совсем близко к этому.

Поступить в аспирантуру, чтобы бросить ее
В чеченских семьях принято, чтобы младший сын оставался с родителями. Чтобы, когда они постареют, перестанут работать, он помогал им, поддерживал и ухаживал за ними. После академии Алихану предлагали несколько мест в Санкт-Петербурге, но он вернулся в Грозный. Родители настояли, чтобы шел на госслужбу, потому что считали ее местом стабильным, с перспективой.
Алихан устроился в отдел контроля и надзора Министерства образования, ездил по школам и проверял документацию на соответствие законодательству. Уже через неделю понял, что эта работа не для него. Возвращался домой очень поздно, уставший, разбитый, расстроенный, впал первый и единственный раз в депрессию, потому что возненавидел эту работу. Он понимал, что его знания, интеллектуальные способности, все то, чему он учился пять лет в Санкт-Петербурге, не востребованы. И, отмучившись два с небольшим месяца, ушел.
Ему хотелось работать в вузе. Он только что вышел из университета. И видимо, «не был еще готов окончательно вынырнуть из этого образовательного океана». Он снова погрузился в него с головой. На протяжении пяти лет трудился в Нефтяном техническом университете. Работал очень активно, какое-то время на двух ставках, а в одном из семестров у него было даже две ставки с четвертью, с понедельника по субботу вел по 3‑4 пары социологии и политологии на первом и четвертом курсах.
Его часто спрашивают: «Пять лет работы в университете? А где диссертация?» Он поступил в заочную аспирантуру Астраханского педагогического университета на специализацию «Политический процесс» и даже начал писать работу «Политическая культура современной чеченской молодежи». Вскоре первая глава была готова, ее высоко оценили. Но дальше писать не стал. Бросил диссертацию по нескольким причинам. Во-первых, зарабатывая очень мало, понимал, что ему понадобится немало денег - на формальные расходы, публикацию статей, оплату аспирантуры, чтобы закончить начатую работу. Он знал и то, что диссертация потребует от него полного погружения (первую главу-то он написал за два летних месяца, когда у него был отпуск). Окончательное решение пришло, когда понял, что, будучи кандидатом, получит прибавку к зарплате в три тысячи рублей. Конечно, диссертация повысила бы его статус, открыла новые возможности, но молодому человеку нужно создавать семью, строить дом, растить детей, одним духом сыт не будешь. И была еще вторая причина, сыгравшая, может быть, даже более важную роль при принятии решения: его раздражало то, что степень кандидата наук сильно девальвирована, что целые конвейеры работают по производству диссертаций, и много коррупции в этой сфере.

Чиновники проиграли детям
Как-то Алихану написала ВКонтакте бывшая его студентка, которая устроилась на телевидение, что у нее возникла идея нового проекта «Искусство говорить», и предлагала ему попробовать себя в качестве ведущего. «Почему бы и нет?» - ответил он. Через пару недель записали пробный выпуск, его показали руководству, он понравился, и программу запустили в эфир. Впервые на местном телевидении появилась передача, героями которой были активные молодые люди, обсуждающие проблемы, которые волновали прежде всего их самих.
В каждом сезоне было по 10 участников, сезон длился 10 недель. На первой программе участники боялись камер, заикались, плохо выстраивали свою речь. В течение 10 передач Алихан учил их умению держаться на публике, преодолевать страх, создавать систему аргументов и контраргументов. Дискуссия про компьютерные игры, как и про единый государственный экзамен, по градусу превосходила многие дебаты на федеральном телевидении.
Алихан стал реальной телезвездой. У него брали интервью, просили автограф, делали с ним селфи. Через два года после первого выпуска он ушел не только из программы. Из телевидения. «Ушел потому, что мне надоело. Я понимал, что все превращается в шарманку, бесконечно выдающую одну и ту же мелодию. Все движется по наезженной колее. Я чувствовал, что уже ничего нового не могу дать этой программе. Что мог дать, то уже отдал, а превращать программу в капитал-шоу «Поле чудес» с самоцитированием, повторением одних и тех же советов, рекомендаций я не хотел. Плюс я такой человек, который любит новое. Мне хотелось либо попробовать себя в другом проекте, либо просто уйти из ТВ, что я и сделал. Мне предлагали быть лицом телеканала, главным политическим журналистом республики. Своеобразным Киселевым или Соловьевым, иметь доступ ко всем чиновникам, в том числе и к самому главному, но я отказался. Понимал, что вряд ли смогу быть максимально открытым со своими зрителями, да и чиновники вряд ли будут полностью открыты мне. В это время я уже начал работать в школе, меня это увлекло, заинтересовало, и, взвешивая возможности ежедневно общаться с чиновниками или ежедневно общаться с детьми, я выбрал детей».

Сколько бы ни учился, никогда не можешь сказать, что закончил свое образование
В первый год Алихан упростил себе жизнь, работая только с одиннадцатиклассниками. Принципиальной разницы между старшеклассниками и первокурсниками он не видел. Его предметные знания, стиль преподавания, выработанные за пять лет в университете, стали фундаментом для работы в школе. Он умел интересно, доступно объяснить тему, заинтересовать, мотивировать. Детей привлекала его доброжелательность, открытость, отзывчивость. Эти качества помогли ему выстроить доверительные отношения с учениками, как когда-то с однокурсниками. На своем «Методическом семинаре» на финале Всероссийского конкурса «Учитель года» в Санкт-Петербурге он как раз и рассказывал об умении выстроить такие отношения.
У него демократичный стиль общения. Он никогда в жизни не кричал ни на одного ребенка. Не повышал голос. В прошлом году впервые взял восьмой класс, самый тяжелый, переходный, возраст. Двое пацанов подрались прямо на уроке. Внезапно. Что-то там один другому брякнул на ухо, тот развернулся и влепил ему. «Я попросил обоих выйти со мной в коридор. Сказал, чтобы успокоились и что проблему будем обсуждать после уроков, а сейчас надо вернуться в класс, потому что остальные ученики ни в чем не виноваты, надо до звонка успеть выслушать их, как они справились с полученным заданием. Как я все это нарабатывал? Еще в вузе посещал различные курсы повышения квалификации, не только предметные, но и общепедагогические. И вот уже третий год, работая в школе, занимаюсь самообразованием, за последние два года был пять раз на курсах повышения квалификации. В моей сумке всегда есть книги по педагогике. Сейчас читаю замечательную книгу Джеффа Петти «Современное обучение», там как раз остановился на тех главах, где говорится про дисциплину, даются замечательные советы, которые надо использовать».
В министерстве чуток поработал, в университете на кафедре философии пять лет потрудился, два года каждую неделю его вся республика по телевизору смотрела. И тут школа. Почему именно школа? Объясняет директор математической школы №1 города Грозного имени Х.И.Ибрагимова Луиза Токашева: «Мы познакомились с Алиханом, когда я еще работала в Институте повышения квалификации работников образования. Мы там создавали Центр оценки качества образования, звали туда Алихана, но центр вовремя не открылся, а когда открылся, Алихан там работать не захотел. Но я все равно привлекала его к нашей работе, когда мы проводили курсы для учителей республики, - он читал лекции по социологии и статистике. Когда я стала директором школы, то сразу предложила Алихану прийти к нам. Он отказался, посчитав, что школа не его дело. Я периодически повторяла ему свое предложение, и настал момент, когда он согласился. Потому что понял: пытаться переделывать детей в вузе уже поздно. Если ты себя действительно видишь в работе с молодежью, тогда нужно начинать со школы. Тут он был абсолютно искренен. Я была с самого начала уверена, что у него получится полный контакт с учащимися, полное взаимопонимание. А то, что у него нет педагогического образования, никоим образом на его авторитет среди коллег не влияет. Во-первых, коллектив у нас молодой, здесь опытных учителей раз-два и обчелся. Средний возраст при открытии школы был 28 лет, сейчас он чуть за 30, мы взрослеем, стареем. Алихану повезло, что он оказался в среде, где вокруг молодые люди. А во-вторых, у него есть гениальная способность - самообучаться, не переставая, и еще у него есть то, что называют Божьим даром, - умение интуитивно чувствовать ученика и как нужно поступать в той или иной ситуации».
Его уроки часто посещали. Да и сейчас бывает немало гостей. Обществоведы, директор и завучи, практиканты. Кто уходит со словами «Молодец!», кто говорит: «Спасибо за урок», кто предлагает поработать над ошибками, провести дотошный разбор. Алихан это любит. Считает, что ошибки - путь к успеху и на них надо учиться. Делать ошибки не стыдно, стыдно их не анализировать и повторять в будущем.

На занятиях должно быть не только интересно, но и весело
- Алихан, вы решили создать свой учебник по обществознанию. Вас что, не устраивают существующие учебные пособия?
- Знаете, иногда случалось так, что я давал детям задание самостоятельно разобрать, прочитать тот или иной параграф, но они приходили и говорили: «Мы не понимаем, что там написано, нам неинтересно. Там слишком сложный научный заумный язык». Так вот, первая причина, на мой взгляд, почему дети не читают учебники, - они им неинтересны. Не все, конечно, но большинство. Я хотел создать учебник, написанный современным языком, ориентированный на интернет-поколение, доступный, с актуальными примерами, шутками, интересными фактами, с яркими, красивыми иллюстрациями, в том числе и с мемами. Мы уже второй раз переделываем дизайн книги. Первоначальный тоже был неплохим, но после конкурса «Учитель года» редакторы решили его изменить, видимо, осознав, что это не просто учебное пособие, а это пособие, написанное учителем года. В этой книге много кьюар-кодов, дети будут их сканировать своими устройствами и переходить, например, на видео…
- Издание этого учебника улучшит ваше материальное положение?
- На самом деле я долго боролся, чтобы книга вышла цветной, мне говорили, что это приведет как минимум к двукратному увеличению себестоимости. Я ответил, что для меня гораздо важнее, чтобы это пособие появилось, чем мой процент, чем мои авансы. В конце концов мы пришли к соглашению, что книга будет цветной, но я не получу предварительный аванс, и что мое вознаграждение будет минимальным. Я отдельные параграфы разослал в разные школы страны, 90% откликов были положительными. Может, это и нескромно прозвучит, но некоторые были даже восторженными. Не уверен, улучшит ли издание этой книги мое материальное положение, скорее всего, видимо, немного улучшит, но вы ведь знаете, что на учебниках не заработаешь миллионы.
- Говорят, работая в одной школе, вы помогаете детям всей республики готовиться к единому экзамену по обществознанию. Как это удается?
- Записываю видеоролики - разбираю разные задания. Выкладываю в Ютьюб. Они пользуются спросом, у некоторых десятки тысяч просмотров. А всего около полумиллиона, что для образовательного контента без рекламы, без раскрутки очень много. Я несколько раз ближе к концу учебного года проводил прямые эфиры, отвечая по три часа на вопросы школьников со всей страны. Последний раз на Ютьюбе нас смотрели 350 человек, в Инстаграме - 100, а общее число просмотров после трансляции уже пошло на сотни тысяч. Витает в воздухе идея создания онлайн-школы: подготовить и записать ответы на все 82 темы из кодификатора к единому госэкзамену по обществознанию. Рассматриваем две модели - простую и сложную. Простая - это говорящая голова, которая объясняет 82 темы, сложная предполагает дополнительные материалы, упражнения и литературу. Выбор модели зависит от наличия времени, денег и людей. Но как минимум простой вариант мы точно реализуем.
- Как удержать внимание детей на уроке?
- Делая постоянные отсылки к актуальным событиям. Я использую этот прием и в пособии. Любую тему, тем более из обществознания, можно объяснить не на абстрактных примерах жизни гражданина Z в государстве Z, а на реальных кейсах, на реальных ситуациях, и мы используем многих героев современности, начиная с Хабиба Нурмагомедова, популярного в последние недели, и продолжая Ольгой Бузовой, футболистами, хоккеистами, политиками. Во-вторых, я стараюсь сделать так, чтобы самая неинтересная часть - контрольные упражнения - была максимально интересной. Это я называю индивидуализацией обучения, когда мои дети становятся героями упражнений, в которые я добавляю актуальный для них социальный опыт, конкретные ситуации, их интересы, при этом стараюсь наполнить эти упражнения юмором, иронией, шутками - и это тоже часть моего стиля. Один из способов увлечь детей - сделать так, чтобы на занятиях им было не только интересно, но и весело.
- Какие вопросы задают вам ученики?
- В прошлом году мои восьмиклас­сники стали задавать мне очень актуальные политические вопросы. «Как вы думаете, - спросили, - Ксения Собчак - это реальный кандидат или подставной кандидат Кремля?» Я очень удивился. В последнее время стал чаще замечать, что происходит некая политизация молодежи. Это хорошо, что молодежь начинает думать, сравнивать, анализировать. Я никогда не пытаюсь заткнуть им рот, говоря, что они еще маленькие, чтобы обсуждать подобные вещи, или что это не тема нашего урока. Я поддерживаю их интерес, считая, что только так, не скрывая и не пряча какие-то темы, можно воспитать в детях настоящих граждан и сформировать гражданское общество. В прошлом году десятиклассник подходит в коридоре: «Можно вам вопрос задать»? - «Можно». - «Вы где эту рубашку купили?» А буквально позавчера на одном из уроков одиннадцатиклассник спрашивает: «А вот этой черной рубашки, в которой вы сегодня, размеры поменьше были»? - «Были».
- Раз мы заговорили про рубашки, спрошу: кто вас одевает?
- Моя жена внимательно относится к рубашкам, которые я ношу. Много времени проводит на разных сайтах, в разных онлайн-магазинах. У моей мамы отличный врожденный вкус, ей довольно сложно угодить, но если вещь действительно красивая, она всегда оценит. Я человек демократичных взглядов. Человек должен одеваться так, как ему нравится, как ему удобно. Другое дело, что нельзя забывать о банальных вещах: встречают по одежке. Учитель - это человек, который во многом является примером для молодежи. Выступает ролевой моделью для детей, особенно тех, кто воспитывается в неполных семьях. Учитель - это еще и официальная должность, учитель - публичный человек. Современный деловой стиль, который я выбираю, вполне соответствует статусу учителя. В нем нет ничего лишнего. Это некий универсальный стиль, который все воспринимают всегда хорошо. Как шутит моя сестра: даже самый страшный мужчина в деловом костюме выглядит ничего.
- Кем вы видите себя через десять лет, когда вам будет уже сорок?
- Это очень хороший вопрос, над которым я думаю очень активно. Особенно после победы на конкурсе. Прямо сейчас я не вижу себя ни в должности директора, ни в должности чиновника. Ни в сфере образования, ни в любой другой сфере. Но через десять лет я могу быть директором новой интересной школы, где реализую свои идеи от «а» до «я», от материально-технической базы до педагогического коллектива. Через десять лет я вижу себя человеком, который продолжает работать в сфере образования, делает его лучше.

Бесконечное счастье - держать на руках своего ребенка
Со своей будущей женой Алихан познакомился в университете. Она не обижается, когда Алихан иногда шутит, что женился на ней из-за имени. Оно у нее очень красивое - Таа. Как выдох облегчения, когда после долгой дороги открываешь дверь своего дома, как шепот алычи под родными окнами, как затихающее пение ветра, улетающего на покой в горы. Таа утверждает, что так звали ее бабушку, а она получила это имя в ее честь. Но что оно значит и откуда появилось в чеченском языке, никто не знает, достаточно и того, что оно красиво звучит.
Таа педагог дополнительного образования. Она ведет кружки вышивания и живописи на станции детско-юношеского технического творчества. И еще она замечательно рисует, и портреты, и пейзажи, у нее особенно хорошо получаются городские пейзажи. Спрашиваю Алихана: «Есть ли в домашней галерее ваш портрет»? Улыбается: «Нет, вот приду домой и скажу, что главный редактор «Учительской газеты» возмущен, что ты меня до сих пор не нарисовала».
У них в семье 10 внуков. Сын Алихана Дени, появившийся на свет 6 июня, в день рождения Пушкина, стал десятым, юбилейным, внуком. Восемь мальчиков и только две девочки. Самому старшему племяннику 13 лет. Когда Алихан приходит в гости к брату и сестрам, то больше с детьми общается, чем со взрослыми. Вместе рисуют, пишут, считают, играют, он все время старается их чему-то научить. «Я получаю огромное удовольствие от общения с детьми, и, видимо, поэтому я и пришел в педагогику. Племянники были одной из причин, почему я вернулся в Грозный, а не остался в Санкт-Петербурге, хотя у меня были довольно интересные предложения. Я люблю их неожиданные вопросы. Они очень интересно реагируют на мою победу в конкурсе. Совсем недавно случилась забавная история. Моей племяннице учительница поставила тройку в тетради. А племянница под этой тройкой написала: «А мой дядя Алихан Динаев». Намекнула учительнице: мол, не надо ставить мне тройки…»
Влюбчивый ли Алихан человек? Утверждает, что нет. «Конечно, - уточняет, - моя жена не первый человек в жизни, которого я полюбил, но далеко и не пятая, и не десятая. Но я вполне искренне могу сказать, что я люблю каждого своего ученика. Я готов каждому из них помочь, мне с каждым приятно работать, я всегда рад их видеть. В этом отношении я влюбчивый. А если говорить о влюбчивости в сфере культуры, то по мере того как я знакомлюсь с новыми произведениями, новыми авторами, я понимаю, что у меня появляются новые кумиры, но при этом со школьных времен Лев Николаевич Толстой был и остается моим самым любимым писателем».
Алихан больше всего в людях ценит искренность. И ненавидит лицемерие. Я спросил у него, что было самым печальным днем в его жизни. Он ответил: «Вы не поверите, но мне очень трудно ответить сейчас на этот вопрос. К счастью, меня миновала участь хоронить своих близких родственников. К счастью, у меня не было больших провалов или позорных ситуаций в жизни. Ужасных трагических моментов тоже не было. А самый счастливый момент - рождение ребенка. Каждый раз, когда я держу своего малыша на руках или просто вижу его, я чувствую себя бесконечно счастливым человеком».

Москва - Грозный - Москва