В инженерных классах делается серьезный упор на математику, физику и информатику и, конечно, особое внимание уделяется созданию и реализации самостоятельного проекта.
Сегодняшние ученики имеют возможность работать в современных лабораториях, используя новейшее высокоточное оборудование. В поставках для инженерного класса мы получили робототехнические наборы, 3D-принтеры, лабораторное оборудование по физике, станки с ЧПУ и другое оборудование, которое помогает сделать образовательное пространство высокотехнологичным.
У учащихся есть возможность во время учебы сменить профиль. Но обучающиеся, как правило, его не пользуются. Дело в том, что профориентацию мы начинаем не в 9‑м классе, а гораздо раньше. Для этого в школе проходят открытые мероприятия, организуются секции и кружки, в том числе естественно-научной и технической направленности, школьники активно участвуют в различных конференциях и соревнованиях. Есть еще особенность, или даже уникальная возможность, это предпрофессиональное образование участников данного проекта, программы которого направлены на расширение интереса обучающихся предпрофессиональных классов к трудовой деятельности и получение предпрофессиональных навыков и компетенций, необходимых для будущей профессии. По итогам прохождения обучения колледжи, а для нас открыты все колледжи города, выдают свидетельство о профессии обучающимся, успешно освоившим программы и сдавшим демонстрационный экзамен.
У ребят нашей школы и школ межрайона востребованы такие направления обучения, как «Слесарь по ремонту автомобилей» и «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин». Я считаю, что инженерное направление интересно тем, что оно доступно любому школьнику и развивает творческое начало.
Совместно работая с вузами и используя возможности города, можно вывести проектную деятельность внутри школы на принципиально новый уровень. Так, например, Николай А., ученик 11‑го класса, создал автоматическую кормушку для кошки. Для реализации этого проекта ему потребовались знания в различных предметных областях, в частности по биологии, математике, 3D-моделированию и прототипированию. Я совместно с коллегами помог подобрать и использовать электронные компоненты, распечатать на 3D-принтере в школе нужные детали. Мы изучали слабые стороны изделия и совершенствовали его, участвовали в научных конференциях, в частности «Инженеры будущего», и полученная нами обратная связь помогла юному инженеру нашего класса достойно представить свой итоговый проект на технических конференциях города.
Иными словами, у ребят и учителей есть возможность выполнять проекты или исследования при участии ведущих специалистов на основе опыта учебно-научных школ университетов. На данный момент мы консультируемся в МГТУ имени Н.Э.Баумана и в МГСУ, работая над реализацией таких проектов, как «Разработка системы управления микроклиматом», «Исследование эффективности использования солнечных батарей в различных условиях освещения», «Разработка прибора учета напряжения электросети с дистанционным выключением». Над последним проектом работает обучающийся 10‑го класса технологического профиля, который в прошлом году успешно занимался физикой и на V Международной олимпиаде по экспериментальной физике «Инженерная лига» получил диплом II степени, «серебро».
А ученик 9‑го класса Илья Б. активно готовится к соревнованиям по робототехнике. У нас впереди много работы: «Турнир двух столиц», региональные соревнования VEX Robotics Competition, X Всероссийский робототехнический фестиваль «РобоФест». В этом году Илья уже успешно прошел отборочный этап на VI Международную олимпиаду по экспериментальной физике. В старшей школе видит себя только в инженерном классе.
Мы взрастили творческую и дружную команду единомышленников! Ребята грезят стать инженерами, увлеченно и профессионально подходят к решению задач, собираются поступать в престижные технические вузы Москвы. Конечно, мы желаем им успехов! А пока мы готовимся к очередным соревнованиям и воспитываем юное поколение инженеров.
В этом году сделан современный ремонт в классе технологии, в котором появилось пространство и для робототехнических экспериментов и смелых открытий и творчества. Теперь в кабинете особая атмосфера! Есть планы на будущее - собрать настоящего робота R2‑D2, работа кипит: распечатаны шлемы штурмовиков из фильма «Звездные войны», которые ребята просят примерить.
В сентябре на радио «Вести ФМ» проводился опрос: «Желаете ли вы вновь вернуться за школьную скамью?» Я хочу присоединиться к этому голосованию: «Да, я хочу вновь вернуться в школу!» В московской школе сегодня учиться очень интересно!

Хорхе ГОНСАЛЕС-УШАКОВ,
учитель математики и робототехники в инженерном классе школы №1506