Диалог профессора и ученика

Проф.: ...Вот перед вами человек. Он среднего роста или высокий. Белокурый или черноволосый. Голубоглазый или кареглазый. Широкоплечий или не очень. Полный или худой. Все это вы сразу же замечаете. Потому что это - внешние признаки человека.

А что он собой представляет «внутри»?

«Внутри» у него еще больше разных качеств. Эти качества и составляют человеческое «Я».

Человеческое «Я» - это внутренний мир человека. Это то, что отличает его от других людей.

Проф.: Большое человеческое «Я» состоит из многих небольших «Я». Каких? Представьте себе мальчика Диму. Он грубо ведет себя с одноклассниками, не слушается учительницу. Дома он тоже часто капризничает.

Что можно сказать о его внутреннем мире, если судить по его поведению? Можно сказать, что это внутренний мир плохо воспитанного человека. Наверно, мысли его грубые, чувства грубые, желания грубые... Ты согласен с этим?

Уч.: Но если самого Диму спросить, каков он, то Дима, может быть, ответил бы: «Я хороший. Только меня никто не понимает».

Проф.: Он так может ответить, потому что у него есть свое мнение о себе. И это мнение в данном случае очень отличается от впечатлений тех, кто его знает.

Значит, первое «Я» - это то, что видят люди, а второе «Я» - то, как сам человек о себе думает.

Лев Николаевич Толстой говорил, что человека условно можно представить в виде дроби. А ну-ка давайте вспомним, что такое дробь?

Дробь в математике, как вы помните, нужна для того, чтобы показать часть целого, часть единицы. У дроби (1/2, 2/5, 6/7) есть числитель (то, что над черточкой) и знаменатель (то, что под черточкой). Чем меньше числитель (и соответственно больше знаменатель), тем меньше дробь. И наоборот. Если же числитель и знаменатель равны между собой, дробь превращается в целое число, в единицу.

Так вот, по мысли Л.Н.Толстого,

ЧЕЛОВЕК = то, что думают о нем люди (числитель) / то, что он думает о себе сам (знаменатель).

Уч.: Что же получается: если окружающие оценивают какого-то человека на двойку (2), а сам этот человек себя оценивает на пятерку (5), то...

Проф.: Настоящая «цена» такому человеку - 2/5. Это маленькая дробь, маленькое число. Значит, и человек этот незначительный. А если люди оценивают тебя на «5» и сам ты видишь, что заслуживаешь тоже «5», то получается у тебя 5/5, а это целое число, или 1.

Уч.: Вот тебе и раз: я, кажется, за все хорошее в себе «единицу» «заработал»...

Проф.: В данном случае 1 не отметка, это - условная «единица», именно целое число, а не часть его. А раз так, то ты можешь быть доволен тем, как живешь.

1. По каким признакам мы судим о человеке?

2. Что такое человеческое «Я»?

3. Какие два «Я» есть у человека?

4. Как Лев Николаевич Толстой советовал представлять себе человека?

Есть что обдумать, обсудить

Мудрые и спорные мысли

* * *

Каждый человек стоит столько, сколько он сделал, минус тщеславие. (Фридрих Великий, король)

* * *

«Я» - это домашнее божество, перед которым мы расточаем чистейший наш фимиам. (П.Декурсель, писатель)

* * *

Любовь к себе - это начало романа, который длится всю жизнь. (О. Уайльд, писатель)

* * *

Самомнение - враг совершенствования. (Бион Бористенит, писатель и философ)

* * *

Никто не знает о нас столько дурного, как мы сами, и тем не менее никто так хорошо не думает о нас, как мы сами. (Ф. Шенман, мыслитель)

* * *

Тот, кто думает о себе слишком много, слишком мало думает. (NN)

Как вы думаете?

Как легче оценить человека - снаружи или изнутри?

Что имеют в виду, когда говорят: «Чужая душа - потемки»?

Почему люди улыбаются друг другу?

Проф.: Первый раз я побывал за границей не так уж давно. Тогда началась «перестройка» и стало легче выехать за рубежи Родины. Первая поездка за границу - дело чрезвычайно волнительное. Особенно после десятилетий всевозможных запретов. Я уж и не чаял пересечь когда-нибудь границы родного государства. И вдруг - эта поездка в Швейцарию на конференцию по преподаванию прав человека.

Должен вам сказать, что много нового и необычного ожидало нас в этой замечательной стране. Основное, что бросилось мне в глаза, - удивительная чистота в городах, сохранность всевозможных строений, дорог, их ухоженный вид. Видно было, что жители этого государства веками накапливали свою материальную и духовную культуру, рачительно сберегали и приумножали ее, не транжирили в бессмысленных войнах и революциях. Разумеется, поразили богатейшие магазины - особенно после наших, совершенно пустых в то время. Но самое главное впечатление заключалось вот в чем: идешь по городу, масса людей, все не спеша движутся по своим делам, но стоит только посмотреть на какого-нибудь прохожего (или прохожую), как он(она) непременно тебе улыбнется. «За что? - хотелось спросить поначалу. - Что я вам такого хорошего сделал?»

Уч.: А действительно, почему они вам улыбались? Может быть, вы - очень известный в этой стране ученый?

Проф.: Увы, моя известность и в нашей-то державе оставляет желать лучшего. Тем более что я никогда не стремился к этому...

А улыбаются там все друг другу по очень простой причине: привыкли поступать так. По привычке, короче говоря.

Уч.: А почему же тогда не во всех странах у граждан эта хорошая, прямо скажу замечательная, привычка появилась. Вот мы в своей стране, что, хуже их, что ли?

Проф.: Попробую ответить на твой нелегкий вопрос. Но прежде задам тебе совсем легонький вопросик: «Представь себе, что ты выступаешь на собрании с каким-то предложением. Скажем, организовать клуб по интересам. А какой-то одноклассник встает и говорит, что это предложение он считает крайне несвоевременным, непродуманным, легкомысленным. Как ты будешь реагировать на это высказывание одноклассника?»

Уч.: Да уж будьте спокойны, так «отреагирую», что он костей не соберет!

Проф.: В этом-то все дело, милый мой. Как же тут будешь улыбаться ближнему своему, если постоянно ожидаешь от него какого-то выпада и уверен, что в случае чего он... так ответит, что «костей не соберешь».

Уч.: А-а-а... понимаю... Они там, в этих богатых странах, не готовы воевать друг с другом из-за разницы мнений, точек зрения, позиций. Так?

Проф.: Именно! Умница! Весь секрет их миролюбия в том, что они не хотят воевать друг с другом. Они уважают другие мнения. И поэтому «не лезут в бутылку», не кипятятся всякий раз, когда слышат что-то, что им не нравится или кажется совершенно неправильным. Они воспитывают в себе доброжелательность. Так им легче, приятнее, спокойнее жить.

Доброжелательность - ровное, доброе, ласковое отношение к людям; стремление принести им пользу.

И, оказывается, это возможно: именно такое отношение друг к другу. Они видят впервые человека и... улыбаются ему, как бы говорят своей улыбкой: я заранее к тебе хорошо отношусь, я уважаю тебя и надеюсь, что ты тоже уважаешь меня.

Кстати, точно так же относились друг к другу люди и у нас в старой деревне, в небольших поселениях (кое-где это сохраняется до сих пор). Там не принято было «держать камень за пазухой». Истинно верующими людьми все окружающие воспринимались как братья и сестры по отношению к Богу.

Конечно, чтобы эта привычка появилась сейчас, да к тому же укоренилась в больших городах (которых становится все больше), нужно еще одно важное условие: страна должна быть благополучной в экономическом отношении, не находиться в состоянии войны с другими государствами и т.д. В противном случае люди будут издерганными, нервными, невнимательными ко всему, кроме собственных страхов, болезней и забот.

1. Как и почему реагируют друг на друга жители швейцарского города?

2. Что такое доброжелательность?

3. Как относились у нас друг к другу жители старой деревни?

Есть что обдумать, обсудить

Мудрые и спорные мысли

* * *

Чем серьезней лицо, тем прекрасней улыбка. (Ф. Шатобриан, писатель)

* * *

Иногда и в улыбке скрывается яд. (Русская пословица)

* * *

Будем, во-первых и прежде всего, добры, потом честны, а потом - не будем забывать друг о друге. (Ф.М.Достоевский)

* * *

К живым следует относиться благожелательно, о мертвых же нужно говорить только правду. (Ф. Вольтер, философ)

* * *

Вежливость - это хорошо организованное равнодушие. (П. Валери, поэт)

* * *

Когда мы уступаем дорогу автобусу, мы делаем это не из вежливости. (В. Шкловский, литературовед)

* * *

Притворяйся вежливым - и привыкнешь. (Из журнала «Пшекруй»)

Как вы думаете?

Правильно ли мнение, что при встрече первым здоровается не тот, кто моложе, а тот, кто вежливее?

Как будет выглядеть у нас тот, кто улыбается всем на улице?

Чем можно обидеть ближнего и как ему помочь?

Писатель: Шли по дороге два мальчика, Сережа и Саша. Дорога длинная. Притомились они. Присели на пригорок отдохнуть. Саша говорит Сереже: «А я вчера чашку разбил, но бабушке об этом не сказал. Пусть она на нашего кота Чака подумает». Сережа призадумался и ответил: «А если Чак в следующий раз сам чашку разобьет, что ему делать?»

Проф.: Саша просто струсил. Ну что ж, бывает. Однако зачем же другого подводить? Даже если этот другой - бессловесный кот. Этот случай более или менее понятен. Но бывают другие, не столь очевидные. Послушаем еще Писателя.

Писатель: А вот другая история. У Ани в семье случилась беда: воры забрались в квартиру и унесли самые нужные вещи. Жила Аня с мамой и старенькой бабушкой. Женщины растерялись и не знали, что им делать. А Аня была смелой девочкой. Она спросила милиционеров, можно ли поймать воров. Ей ответили: можно, но для этого нужно найти тех, кто, может быть, видел этих воров. Ведь они залезли в квартиру средь бела дня.

Стала Аня расспрашивать соседей. Большинство искренне уверили ее, что ничего не заметили: не были в это время дома, отдыхали и т.д. Одна соседка сказала: «Как убегали, видела. Но говорить ничего не буду, потому что боюсь мести с их стороны. А у меня маленький сыночек». И нашелся сосед, дядя Петя, крепкий мужчина сорока лет, который сказала Ане: «Видел голубчиков. Двое их было». «Дядя Петя, пойдемте в милицию, вы там обо всем, что видели, расскажете», - попросила Аня. «Ни за что!» - отрезал дядя Петя. «Почему?» - опешила Аня. «А потому, что это меня лично не касается. Зачем я буду себя беспокоить какими-то случаями, которые меня не затрагивают. Так мне жить спокойнее. Пойми, девочка, я хочу жить спокойно».

Так и осталась Аня без свидетелей. Сильно обидел ее дядя Петя. «Почему он мне не помог?» - до сих пор задает она себе мучительный вопрос. И не находит ответа.

Проф.: Может быть, вы сами ответите на вопрос Ани? А я от себя скажу: обидеть человека очень просто. Для этого даже и напрягаться особенно не нужно. Можно оскорбить его грубым словом, упреком, подозрением, подчеркнутым неуважением. Но сильнее всего ранит другого человека равнодушие по отношению к нему.

Равнодушие - безразличие, безучастие, отсутствие интереса и сочувствия к чему-либо, кому-либо.

Существует мудрая мысль о том, что не нужно бояться врага и друга: первый всего лишь может убить, а второй - всего лишь предать; следует бояться равнодушного, ибо только с его молчаливого согласия существуют на земле убийства и предательство.

Уч.: Плох тот, кто обижает людей. Кто на это способен. Ну а если человек неспособен обидеть, он что, только одним этим хорош?

Проф.: Нет, этого недостаточно. Мне кажется, нужно еще что-то очень важное.

Сейчас выскажу мысль, которая, может быть, покажется странной: самый верный способ не обижать человека - постоянно ему помогать. Помощь - вот в чем выход. Постоянная готовность помочь другому: слабому, несчастному, больному, бедному. Это стремление характерно для истинно верующих людей. В России издавна существовали традиции благотворительности: те, у кого были деньги, стремились помочь тем, у кого их не было. Богатые люди строили церкви и больницы, дома для престарелых и школы. Им было стыдно быть богатыми, когда кругом было так много бедных.

Благотворительность - оказание богатыми помощи бедным из милости.

Уч.: А если у меня, например, мало денег, я, выходит дело, и помочь никому не смогу?

Проф.: Не в деньгах дело. Точнее, не только в них. Главная помощь - добрым отношением, вниманием, искренней заботой.

Вот вы видите: идет с рынка старушка с тяжелой сумкой. Что сделает добрый человек?

Вот вы узнали, что у вашего товарища заболела мама и некому один-два часа посидеть с маленькой девочкой. Ваше решение?

Вот вам стало известно, что на соседней улице восстанавливается храм и нужны добровольные помощники. Как поступит человек, готовый прийти на помощь?

Переделывая одно известное выражение, можно сказать: в жизни всегда есть место искренней, от всей души помощи тем, кто в ней нуждается.

1. Почему соседи не хотели помочь Ане?

2. Чем можно обидеть человека?

3. Какой самый верный способ не обижать человека?

Есть что обдумать, обсудить

Мудрые и спорные мысли

Лучше претерпеть обиду, чем нанести ее. (Платон)

* * *

Ничто так не прибавляет сил противнику, как нанесенная ему обида. (И. Падеревский, композитор)

* * *

Благотворительность больше рождает потребностей, чем устраняет нужд. (В. Ключевский, историк)

* * *

Мы не столько нуждаемся в помощи от друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим. (Демокрит)

* * *

Равнодушие - самая страшная болезнь души. (А. Токвиль, ученый)

* * *

Как вы думаете: можно ли воспитать в себе способность постоянно и бескорыстно помогать другим людям?