- Марина Владимировна, ваше первое место работы - детский сад, путь к посту председателя районной организации профсоюза был долгим?
- Профсоюз - моя многолетняя любовь, но пришла я к этой деятельности действительно не сразу, хотя уже в студенчестве была профоргом. После окончания педагогического училища работала в детском саду сразу в двух должностях - музыкального работника и воспитателя. Работу совмещала с обучением в педагогическом вузе. Потом перешла в районный методический кабинет, затем мне доверили пост директора в строящейся средней школе №4 Дмитрова, сейчас это лицей, который входит в сотню лучших школ Подмосковья. Кстати, из школ Дмитровского городского округа в региональном Топ-100 - четыре образовательные организации, а это немало.
После пяти лет работы директором мне предложили участвовать в выборах на пост председателя райкома профсоюза. Оправдать доверие людей было для меня делом чести. Я осознавала ответственность такого шага - наша профсоюзная организация уже тогда была сильной и уважаемой в районе и области.
- У вас за плечами не только без малого 10 лет руководства профсоюзной организацией, но и две успешные выборные кампании в Московскую областную Думу. К чему должен быть готов профлидер, принимая решение пойти в политику?
- К марафонской нагрузке. Я сразу решила, что работать в профсоюзе продолжу и в случае избрания в областную Думу. Ко времени моей первой выборной кампании в 2015 году, так называемым довыборам, у меня был накоплен определенный опыт: шесть лет в должности председателя районной профсоюзной организации, деятельность в Совете депутатов городского поселения Дмитров. Решение баллотироваться поддержали коллеги, тем более что львиная доля всех вопросов, которые решает региональная Дума, - это вопросы бюджетников, сферы образования, социальной сферы.
- В 2015 году вы набрали на довыборах более 60% голосов, большой успех. Как это вам удалось?
- Конечно, профсоюзный актив помогал. Председатели районных организаций профсоюзов бюджетных отраслей у нас очень дружны, они тоже поддержали. Думаю, сыграло роль и мое директорство в школе, в городе меня многие знали.
- То есть хорошая репутация, проверенная годами работы…
- Может быть, но не только моя личная репутация, а ожидания людей, связанные с тем, что профсоюзный лидер обязательно будет решать социальные вопросы. Да, в Дмитровском районе меня знали, я благодарна за доверие, которое оказали мне земляки, но мой избирательный округ №3 шире - это еще Талдомский и Дубненский муниципалитеты. Опять же на помощь пришли коллеги - Валентина Ивановна Ушакова, председатель Дубнинской организации Профсоюза образования, была моим доверенным лицом в Дубне, а председатель Талдомского райкома Елена Николаевна Зверева в Талдоме. Свой округ я очень люблю.
- Стаж работы в областной Думе у вас почти три года. Каким делом, реализованным в статусе депутата, вы особенно дорожите?
- Ежегодно большую часть средств, которые закреплены за каждым депутатом при подготовке Закона Московской области «О дополнительных мероприятиях по развитию жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы» на плановый период до 2020 года, я направляю на ремонт образовательных организаций. Они расходуются на кричащие нужды школ и детских садов.
На эти средства уже удалось оказать значительную помощь 19 образовательным учреждениям. Например, пару лет назад сделан капитальный ремонт отопления и канализации Дмитровской общеобразовательной школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а в прошлом году отремонтирована система отопления Яхромской общеобразовательной школы-интерната для обучающихся с ОВЗ Дмитровского муниципального района. Сделан ремонт кровли талдомских школ №3 и №2, ремонт здания начальной школы запрудненской школы №1, заменены двери в Запрудненской гимназии Талдомского района. Отремонтированы помещения двух сельских школ Дмитровского района - Орудьевской и Горшковской. Приобретено и установлено оборудование для пищеблока гимназии «Дмитров»». Также сделан ремонт системы электроснабжения в детском саду №11 «Радость» в Дмитрове, частично отремонтирован фасад здания и приобретены оконные блоки для детского сада №1 «Ромашка».
Самым масштабным вложением в следующем году будет ремонт фасада здания Дмитровской общеобразовательной школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на это уйдет восемь миллионов рублей. Кроме того, в планах замена ограждения и приобретение оборудования в нескольких детских садах Дубны, покупка тренажеров для детского оздоровительно-образовательного лагеря «Сосновый бор», ремонт зданий еще нескольких образовательных учреждений.
- Как депутат вы общаетесь с представителями разных профессий и социальных слоев, с какими вопросами, проблемами чаще всего приходят люди?
- С вопросами, связанными с Программой переселения из ветхого жилья, сферой ЖКХ, предоставления медицинских услуг, но еще чаще обращаются за материальной помощью.
Из депутатских средств, о которых я уже говорила, всегда закладываю средства на меры социальной поддержки, и они направляются в отделы социальной защиты населения Дмитровского, Талдомского и Дубненского районов. Если я принимаю решение оказать материальную помощь, ее потом можно получить по специальному заявлению в отделе соцзащиты. Понятно, что депутатские средства небезграничны, поэтому стараюсь помогать особо нуждающимся.
- Председатель профсоюзной организации и депутат - много у этих должностей общего?
- Думаю, несложно заметить определенную схожесть в профсоюзной и депутатской работе: это постоянное общение с людьми, прямые контакты и тесное взаимодействие с исполнительными органами власти, муниципальными и федеральными учреждениями. Безусловно, опыт профсоюзной деятельности - хороший опыт для депутата. И наоборот: парламентский опыт позволяет глубже вникать в экономическую ситуацию, социальные и политические процессы, вырабатывается стратегический подход в решении организационно-управленческих задач.
В определенной степени стиль мышления становится государственным, поскольку важнейшая часть депутатской работы - законотворчество. Московская областная Дума утверждает правовые нормы, устанавливает налоги и льготы на уровне региона, принимает областной бюджет и выполняет десятки других функций для законодательного регулирования общественных и экономических процессов на территории Подмосковья.
Косность и авторитаризм здесь неприемлемы. Профсоюзный лидер и депутат - не чиновничья работа. Сюда должны приходить те, кто действительно хочет привнести в свою территорию, округ, район что-то новое, чтобы в конечном счете улучшить жизнь людей.
- Какие задачи решает комитет, в котором вы работаете как депутат?
- В составе Комитета по вопросам образования, культуры и туризма Московской областной Думы четыре депутата. Он занимается совершенствованием нормативной правовой базы в сфере образования, культуры и туризма, а также в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Комитет возглавляет Олег Александрович Рожнов, который до недавнего времени был министром культуры и туризма Московской области. Также в него входят ректор Московского государственного областного социально-гуманитарного института Алексей Борисович Мазуров и учитель из Можайска Татьяна Владимировна Сердюкова. Я действующий профсоюзный лидер. То есть специалисты разные, поэтому держим руку на пульсе, чтобы вовремя инициировать обсуждение острой проблемы, разработать законопроект или отследить практику применения закона.
Этому помогают регулярные встречи членов Комитета с экспертным сообществом ведущих специалистов, членами правительства и профильных министерств, учащимися школ, студентами профессиональных образовательных организаций и вузов Московской области.
- Вы можете назвать наиболее значимые законопроекты, социальные программы, касающиеся педагогов и учащихся, принятые Московской областной Думой за время вашей работы в ней?
- Конечно. Например, на законодательном уровне установлена первоочередность предоставления путевок на отдых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В прошлом году в Московской области законодательно закреплено право детей-сирот на повторное прохождение очного обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и служащих за счет средств областного бюджета. Уточнена норма предоставления общей площади жилого помещения детям-сиротам на одного человека в размере 27 квадратных метров и более.
В этом году в Закон Московской области «Об образовании» внесены изменения в части установления мер социальной поддержки из регионального бюджета на питание, назначение академической и социальной стипендии обучающимся по программам профессиональной подготовки по рабочим профессиям. Создан Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности. Установлена административная ответственность за неисполнение постановления или представления комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Ежегодно увеличиваются нормативы частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся. Также принято постановление, по которому каждые 10 лет будет меняться парк школьных автобусов.
Приоритетным в региональной образовательной политике является вопрос повышения заработной платы педагогам. Несмотря на то, что майские указы Президента РФ от 2012 года в этой части у нас выполнены, в Московской области нашли возможность повышения зарплаты в форме увеличения с 1 сентября 2017 года ежемесячной надбавки за использование современных методов и моделей образовательных и инновационных технологий на 5% педагогическим работникам учреждений всех видов и типов, и на 70% - ставки заработной платы младшим воспитателям. С 1 сентября 2018 года установлены ежемесячные доплаты по 5000 рублей молодым специалистам и классным руководителям.
В Подмосковье уже несколько лет реализуется программа «Жилище» по предоставлению социальной ипотеки некоторым категориям бюджетников. В 2018 году в программе впервые принимают участие воспитатели детских садов. Квота на 2018 год - 20 квартир для учителей и 20 для воспитателей. По этой программе государство покупает жилье и оплачивает так называемое тело кредита, а проценты выплачивает педагог.
На одном из выездных заседаний нашего комитета в прошлом году прошли дискуссии, посвященные наболевшей теме - возвращению медицинских работников в образовательные организации. В результате теперь во всех образовательных организациях Подмосковья есть медицинские работники, они по документам откомандированы из своих учреждений и закреплены за образовательной организацией, где работают в установленное соответствующим договором время.
Особо хочу отметить, что Московской областной Думе в этом году исполняется 25 лет. В этой связи Комитетом готовятся разноплановые мероприятия, где будет обобщен и представлен 25‑летний опыт регионального парламента и перспективы в правовом регулировании образовательного процесса.
- На что в первую очередь делается акцент в образовательной политике Подмосковья?
- Много инноваций направлено на качественный рывок в образовании. У нас действует государственная программа «Образование Подмосковья» на 2014 - 2025 годы. Губернатор Андрей Юрьевич Воробьев поставил задачу: Московская область должна войти в тройку лидеров образования в стране, кстати, в пятерку мы уже входим.
Чтобы осуществить прорыв, принято решение изучить опыт стран-лидеров в образовании, привлечь лучших лекторов-тренеров. Реформирование системы образования начали с руководителей, они - стратеги. С прошлого года на базе Академии социального управления действует Рекрутинг Центр Московской области. Он создан для организации отбора кандидатов и формирования кадрового резерва для замещения вакантных должностей руководителей государственных образовательных организаций региона и муниципальных образовательных организаций. То есть формирует базу руководителей школ, в том числе новостроек.
В Московской области действует эффективный контракт для руководителей образовательных учреждений. Когда срок контракта с руководителем заканчивается, он должен доказать, что способен продуктивно работать дальше. Теперь для этой цели директор школы направляется в Рекрутинг Центр. Сначала предусмотрено тестирование тех, кто собирается остаться или войти в команду современных руководителей, потом с ними работают психологи, а в заключение им предстоит защита концепции развития образовательного учреждения. Удачная концепция затем может быть применена в любой другой школе Московской области, таким образом, формируется база продуктивных концепций.
Но прежде чем Рекрутинг Центр начал работу, региональная организация профсоюза во главе с председателем Михаилом Николаевичем Сотниковым и руководителем правового отдела обкома Татьяной Ивановной Никулиной проводила его широкое обсуждение.
В начале 2018 года я инициировала проведение тематического круглого стола в Мособлдуме с участием представителей регионального Министерства образования, мы обсуждали, как будет осуществляться подготовка к прохождению тестирования в Рекрутинг Центре, и что будет с теми, кто не пройдет рейтингование. Теперь окончательное решение принимается в муниципалитете.
В Московской области заработал клуб директоров. В этом году его представители прошли стажировки в Англии, Финляндии, Сингапуре, а теперь полученные знания повезли в районы Подмосковья. Именно с этой целью с 1 сентября заработал «Методический поезд», члены клуба едут по заявкам в районы с лекциями и передают полученные знания. Кстати, среди них директор лицея №4 Дмитрова Татьяна Малинникова, член нашей профсоюзной организации.
Еще один тренд - обновление кадров в Подмосковье. Известно, что молодежь после профильного вуза часто в школу на работу не приходит. В прошлом году введена новая система. Теперь директор школы, у которого есть вакансия, может зайти на сайты областных университетов - Московского областного социально-гуманитарного университета в Коломне или Государственного гуманитарно-технического в Орехове-Зуеве, где есть так называемый драфт выпускника. Все старшекурсники имеют свою личную страничку с основными данными - показатели обучения, увлечения, хобби. Директор школы может выбрать подходящего кандидата, связаться с университетом и пригласить его на работу после окончания вуза.
В Подмосковье многое делается для того, чтобы профессия учителя стала более привлекательной для молодежи. Предусмотрена материальная поддержка молодых педагогов в размере 150 тысяч рублей (50 тысяч - по окончании первого года работы и 100 тысяч - по окончании второго). Как я уже упоминала, с этого учебного года молодым специалистам в дополнение к ранее установленной ежемесячной выплате в 1000 рублей полагается региональная доплата в размере 5 тысяч. Также установлена уникальная поддержка за выполнение функций классного руководства в 5000 рублей к уже существующей доплате.
Получается, что у молодого специалиста вместе со стартовыми 15 тысячами набегает около 30 тысяч рублей заработной платы. Дополнительные меры поддержки педагогов закреплены в коллективных договорах и соглашениях, заключаемых профсоюзом в рамках социального партнерства, например, помощь при устройстве ребенка в сад, обеспечение общежитием с частичной компенсацией оплаты.
- Этот подход помог решить проблему с кадрами? Непосредственно в Дмитровском районе учителей хватает?
- Еще несколько лет назад к 1 сентября число вакансий доходило до ста ставок, мы ездили в соседние области и районы, рассказывали о нашем замечательном городе, об уникальной системе социальной поддержки. Выпускники вузов, молодые педагоги приезжали и почти все остались. Потом нашелся застройщик, построивший Учительский дом, где сейчас проживает 36 учительских семей. На сегодня вопрос с кадрами решен, на начало учебного года нет ни одной вакансии. В новом учебном году к работе приступили 32 молодых специалиста, а это почти вдвое больше, чем в предыдущем!
- Поговорим о профсоюзной деятельности. Чем интересен людям профсоюз сегодня, на ваш взгляд?
- В первую очередь рядового члена он привлекает системой социальной поддержки, закрепленной в районном трехстороннем отраслевом соглашении, а это и бесплатный проезд на общественном транспорте до работы и обратно, и предоставление общежития с 60‑процентной компенсацией оплаты коммунальных услуг.
На оздоровление муниципалитет по нашему соглашению закладывает один миллион рублей в год, и райком совместно с обкомом выделяет столько же, в общей сумме получается два миллиона рублей консолидированного бюджета. В этом году эти средства потрачены на отдых 187 членов профсоюза в странах СНГ, российских здравницах, в том числе профсоюзных.
Особый пункт трехстороннего соглашения - десять квартир в год в муниципальном жилье, эту преференцию нам удается сохранять в соглашении многие годы. Квартиры получают и учителя, и руководители, и воспитатели, и педагоги дополнительного образования. Очень торжественно проходит церемония вручения сертификатов на получение квартир, ежегодно приуроченная к Дню учителя. В прошлом году на вручении сертификатов глава Дмитровского района Елена Борисовна Трошенкова пообещала льготное получение квартир для учителей сохранить обязательно. Мне важно было это услышать, ведь в следующем году будет подписываться новое соглашение.
Инициатором включения большинства преференций и льгот в районное трехстороннее соглашение была моя предшественница на посту председателя райкома профсоюза Анна Филипповна Ежова, и уже много лет нам удается в основном сохранять эти гарантии.
- Как живет сегодня Дмитровская районная организация профсоюза, какие вопросы решает?
- Самая большая гордость в том, что в 2017 году наша районная организация была занесена в Книгу почета Общероссийского Профсоюза образования. В региональном рейтинге Дмитровская организация профсоюза в «зеленой зоне» на почетном втором месте.
Роль нашей районной организации профсоюза - прежде всего в выстраивании диалога между властью, обществом в части решения социально-экономических вопросов и кадровой политики в системе образования, создания безопасных условий труда. Сейчас делаем акцент на том, чтобы не допустить снижения уровня жизни педагогов, создать условия для профессионального роста, творческого развития, снизить административную нагрузку, внедряем специальные электронные программы по составлению отчетности. Да, эти задачи заявлены Общероссийским Профсоюзом образования на федеральном уровне, а мы их решаем на уровне района.
Чтобы у профсоюзной организации было будущее, активно работаем с молодыми кадрами. Передаем опыт на встречах в райкоме, направляем в Учебный центр Московского областного объединения организаций профсоюзов на два-три дня, чтобы молодежь не только получила новые знания, но и прониклась профсоюзным духом, пообщалась в неформальной обстановке, в которой часто рождаются новые идеи и проекты.
Повышение качества жизни педагогов - это не только зарплата, условия труда, а все то, чем традиционно занимаются профсоюзы. Мотивацию к членству помогают сохранить масштабные массовые мероприятия. Мы проводим традиционную спартакиаду по девяти дисциплинам. В этом году к Дню учителя в районе с успехом прошли соревнования по автомногоборью «Автоледи»-2018.
- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать профсоюзный лидер, чтобы добиваться поставленных целей, вести за собой?
- Он должен быть интересным, а для этого необходимо развиваться и обучаться всю жизнь. Надо работать на опережение, владеть всеми новинками, технологиями, во многом разбираться и не держать знания в себе, а передавать их. Чтобы люди видели в тебе лидера и шли как минимум за советом. И быть при этом не «над», а рядом.
- Расскажите немного о своей семье. На отношениях дома отражается ваша чрезмерная загруженность и статус депутата?
- Мне близко выражение: рай начинается под ногами матери. Дома я о своей работе стараюсь не говорить, а быть просто женой и мамой. С мужем я знакома со школьной скамьи, мы одноклассники. У нас офицерская семья, а такие семьи особенные. Проживание в гарнизоне со своими правилами и традициями налагает особую ответственность, формирует принципы поддержки, взаимовыручки. Муж был и остается главой семьи, дети уважают отца, его слова и поручения. Их у нас двое, старший сын Данила сам уже многодетный папа, у него трое детей, а младшая дочка Аня в этом году оканчивает школу.
- Насколько я знаю, однажды ваша семья даже стала семьей года в Дмитрове.
- К 850‑летию Дмитрова в нашем городе проходил замечательный конкурс «Семья года». Мы попали в одну из номинаций, по условиям которой нужно было иметь двоих детей, не менее 20 лет прожить и проработать в Дмитрове, быть бюджетниками.
Конкурсные испытания проходили в течение месяца. Мы защищали герб семьи, все вместе участвовали в спартакиаде, в кулинарных состязаниях (четырехлетняя дочурка оформляла праздничный стол свечами и лепестками роз), показывали свои увлечения. Финал конкурса мне очень напомнил профсоюзный туристический слет. Жили в палатке, нужно было и блины на костре испечь, и проявить себя в художественной самодеятельности. Я написала песню о нашей семье, которую мы исполнили в финале, а половина военного городка за нас болела. В результате наша семья стала абсолютным победителем конкурса в своей номинации.
- Жизнь - явление изменчивое: все время появляются новые задачи, приоритеты, перспективы. Какие ценности, человеческие качества для вас остаются неизменно важными, несмотря на обстоятельства?
- Я человек воцерковленный, для меня вера - это константа, определяющая основные жизненные приоритеты и ценности. В отношениях с людьми и в работе ценю преданность, порядочность, умение взять на себя ответственность, добросердечность и профессионализм. Все перечисленные качества важны в совокупности. Профессионал без сердечности, чуткости и эмпатии не будет интересен людям, ему сложно найти единомышленников. И, конечно, важно быть генератором идей. Постоянно искать точки роста в том деле, которому преданно служишь. Быть стратегом. Помнить, что команда - все.
Нужно думать, как завтра прожить содержательней, чем сегодня, куда ты будешь стремиться и куда людей поведешь, вдохновить команду на рост, на развитие, на максимальное использование новых возможностей. И даже если сегодня сложно, надо помнить, что нет непреодолимых трудностей, двигаться вперед, несмотря ни на что, и верить, что вместе у нас все обязательно получится.