В соответствии с мониторингом образовательных запросов обучающихся мы реализуем следующие профили: гуманитарный, технологический, естественно-научный, социально-экономический и универсальный. Концепция профильного образования позволяет нам создавать условия для образования обучающихся в соответствии с их профессиональными ожиданиями, выстраивать для обучающихся индивидуальную образовательную траекторию. В нашей школе ведется обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам.
Важно понимать, что переход к профилизации на уровне среднего общего образования не будет эффективен, если на уровне основного общего образования не будет вестись подготовительная работа с обучающимися и их родителями по определению склонностей ребенка, его индивидуальной траектории. Во многих школах организация системы профильного обучения такова: организованы предпрофильные девятые классы и сформированы профильные 10‑11‑е классы. В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная («научить учиться»), профориентационная и задача общего развития. Мы видим необходимость в организации ранней предпрофилизации, поэтому разработали систему предпрофессионального образования для обучающихся 5‑9‑х классов, чтобы помочь школьникам как можно раньше определиться с выбором профиля. В 5‑7‑х классах в учебный план введен модульный курс «Введение в науку». Для 8‑9‑х классов разработан курс «Твоя профессиональная карьера», а также у школьников есть возможность получать профессию в рамках сетевой программы «Обучение без границ»; за два года наши школьники освоили такие профессии, как водитель, повар-кондитер, наладчик технического оборудования компьютерной сети, специалист ногтевого сервиса. Участие в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, городских интеллектуальных мероприятиях, профориентационных тестированиях и квестах, посещение дней открытых дверей в колледжах позволяют сориентировать школьников при прохождении государственной итоговой аттестации на осознанный выбор тех учебных предметов, которые впоследствии станут для них профильными. Поэтому уже несколько лет мы констатируем высокие результаты при прохождении государственной итоговой аттестации в девятых классах и минимальный отток обучающихся при зачислении в старшую профильную школу. Ежегодное увеличение контингента обучающихся на уровне среднего общего образования в нашей школе подтверждает эффективность нашей работы: созданы условия для дифференциации содержания учебного материала при обучении старшеклассников по индивидуальным образовательным программам, введено углубленное изучение нужных школьникам учебных предметов, ведется работа по социализации обучающихся.
Для эффективной реализации профильного обучения школа использует и возможности сетевого взаимодействия. Так, обучающиеся естественно-научного профиля (участники городского проекта «Медицинский класс в московской школе») уже второй год имеют возможность создавать индивидуальные проекты в специализированных лабораториях медицинских вузов, что дает возможность более глубокого погружения в предметную область и помогает определиться с будущей профессией. Посещение занятий по программам «Младшая медицинская сестра» и «Младший фармацевт» в медицинских колледжах помогает обучающимся медицинских классов освоить данные специальности и получить свидетельство о профессиональных навыках.
Осознание перспективности инженерных профессий для наших обучающихся продиктовало нам необходимость участия в проекте «Инженерный класс в московской школе», в этом году мы включены кандидатами в проект, хотя не первый год реализуем обучение в рамках технологического профиля, сотрудничая с ведущими вузами Москвы (МЭИ, МГТУ имени Н.Э.Баумана, МФТИ, МИИТ).
Эффективность нашего труда подтверждают результаты наших школьников: призовые места старшеклассников на региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников, Московской олимпиады школьников, в предпрофильных олимпиадах, научно-практических конференциях (городской конкурс проектных и исследовательских работ, «Шаг в будущее», «Старт в медицину»), национальном чемпионате JuniorSkills в рамках чемпионата WorldSkills Russia, высокие результаты единого государственного экзамена (в том числе и наличие обучающихся, получивших 100 баллов), наличие медалистов, качественные результаты предпрофессионального экзамена, ежегодный рост числа школьников, поступивших на бюджетные места в вузы. Это ли не лучшее свидетельство того, что наша школа на правильном пути?
Мы помогаем школьникам делать уверенные шаги в осознанном выборе будущей профессии.

Елена СИЗОВА, заместитель директора школы №2036;
Надежда ЛУШПАЕВА, методист школы №2036