​Образование - право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. Нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех.
Кофи Аннан

C сентября 2017 года наша школа вступила в проект «Ресурсная школа». В рамках проекта в нашем образовательном учреждении созданы консультативно-диагностические площадки для родителей. Одним из успешных направлений работы консультативно-диагностических площадок является форма организации родительского клуба. Родители будущих первоклассников часто озадачены вопросами: как пройдет период адаптации ребенка в классе? Как примет ребенка новый коллектив? Найдет ли учитель общий язык с ребенком? В каком коллективе будет лучше ребенку? И главный вопрос: кто поможет ребенку решить все эти проблемы? От этого зависит, сможет ли учиться ребенок в этом классе, в этой школе.
Чтобы помочь родителям ориентироваться в потоке информации, в нашей школе уже на протяжении нескольких лет успешно работает родительский клуб «Шаг навстречу». В условиях неформального общения участники клуба не только знакомятся друг с другом, но и делятся опытом взаимодействия со своим ребенком. Родительский клуб является связующим звеном между педагогами, специалистами, родителями. Семинары, беседы со специалистами дают возможность решать не только частные проблемы, возникающие в процессе обучения, но и разобраться в организационных формах образовательного процесса.
- Три года назад, - рассказывает мама первоклассника Юля К., - встал вопрос о выборе образовательного учреждения для моего ребенка, я долго думала, какая форма обучения больше подходит: сегрегация, интеграция, инклюзия, много всего перечитала, благо Интернет пестрит информацией из различных источников разного уровня осведомленности. Самостоятельно разобраться и сделать правильный выбор мне было сложно.
Из-за недостаточной информированности родители могут выбрать неправильный подход к организации процесса обучения в школе, что в дальнейшем может негативно отразиться на уровне освоения образовательных программ и препятствовать раскрытию потенциала ребенка.
Сегрегация, интеграция, инклюзия - многие слышали данные термины, но не все учителя и родители правильно понимают значение этих слов. Попробуем разобраться…
Сегрегация - это процесс, когда образование учеников с особенностями происходит в изолированных учреждениях или в «автономных классах», но не для всех детей с ограниченными возможностями здоровья это приемлемый вариант.
При включении ребенка с ОВЗ в образовательный процесс путем сегрегации возникает проблема - обучающийся изолирован от общества, ограничен кругом общения своего класса, что соответственно может привести к трудностям социализации.
Следующий подход к процессу образования - интеграция. В сравнении с сегрегацией данная форма образования более открыта. Ребенок имеет возможность взаимодействовать с обучающимися из других классов, принимать активное участие в жизни школы, но не все обучающиеся готовы к процессу интеграции.
Обучение организовано в среде, которая недостаточно адаптирована для ребенка с особыми образовательными потребностями.
Уровень развития ребенка с ОВЗ к моменту интеграции его в класс должен быть значительно приближен к уровню нормотипичных сверстников. Далеко не всегда это представляется возможным.
По нашему мнению, наиболее оптимальным является процесс инклюзивного образования.
- Когда пришло время отдавать ребенка в школу, у нашей семьи было много вопросов и сомнений, - вспоминает мама ученика третьего класса Наталья М. - Примут ли ребенка в классе, справится ли он с учебной программой, найдет ли новых друзей?.. Несмотря на сомнения, мы решили попробовать, и сейчас не жалеем о своем выборе. Миша с удовольствием посещает школу, у него появилось много друзей. Мишины успехи - гордость нашей семьи.
Инклюзивное образование - это постепенный, детальный и очень бережный процесс включения ребенка в общую образовательную среду, которая учитывает индивидуальные особенности, опирается на сильные и учитывает слабые стороны ребенка.
Инклюзивное образование дает возможность каждому ребенку с особыми образовательными потребностями обучаться в школе рядом с домом, что значительно улучшает качество жизни семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Благодаря принципам инклюзивного образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут не только получать полноценное образование, выбирать себе достойную профессию, но и в будущем стать самостоятельными полноценными членами общества.
Все дети должны иметь равные права и учиться вместе! А сделать это возможным - наша задача.

Елена РЯБОВА,
методист школы №2127