Одна из основных задач педагога - мотивировать ученика на изучение своего предмета. Ведь если нет мотивации, то нет интереса и изучение предмета идет с большим трудом.
Что же такое мотивация и почему она так важна в обучении?
Мотивация - это побуждение к действию. Это способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Как я это вижу в условиях школы?
Педагог способствует развитию у школьников интереса, на котором будет базироваться мотивация, а следовательно, и успешное изучение предмета. Только в старших классах у ребят мотивация внутренняя, так как ученики сами выбирают предметы для сдачи экзаменов, они осознают, в какой вуз хотят поступать. Эта мотивация основывается на выборе профессии. Остальные ученики чаще всего хорошо учатся и проявляют интерес за счет внешней мотивации. И тут велика роль учителя и методов, которыми он пользуется.
Я, как биолог, чаще всего использую метод наглядности. Без этого метода изучение моего предмета невозможно. Но есть темы, при которых недостаточно вырастить инфузорию в баночке, воспользоваться микроскопом или использовать модель скелета человека. Например, темы биохимии и молекулярной биологии трудно воспринимаются ребятами. Хотя сейчас через 3D-моделирование процесс сборки белковой молекулы доступен для понимания всеми учениками.
Что дает школьникам знание о биосинтезе белка? Кроме понимания существования и образования жизни, развивается абстрактное мышление, которое тесно связано с речью.
Есть ребята, которые и в старших классах не могут определиться с будущей профессией. Они осознают, к каким предметам проявляют больше интерес, но все равно не уверены в выборе.
И в этот момент на помощь приходит современное оборудование.
В нашей школе есть кабинет с оборудованием проекта «Медицинский класс в московской школе». Вырос ли интерес учеников к биологии и медицине после открытия кабинета? Еще как!
Изучение многих тем теперь проходит на другом уровне - на каждой парте можно разместить цифровую лабораторию. Благодаря бинокулярным и цифровым микроскопам изучение тканей в восьмых классах стало гораздо интереснее. Ученикам нравятся цифровые лаборатории, и они сами предлагают провести лабораторную или практическую работы.
Вначале у меня было опасение, что не у всех учащихся получится работать с таким оборудованием. Оно было напрасным! Лучше всего с цифровыми лабораториями управляются те ученики, у которых раньше не было мотивации к изучению предмета. Оказалось, что через компьютерные технологии они лучше осваивают материал. Эти ребята показывают себя с другой стороны, у них повышается самооценка - теперь их результаты намного лучше.
На занятиях медицинского кружка в старших классах ребята учились правильно делать забор крови и инъекции лекарственных средств на тренажерах с сосудами руки, ставить уколы. Такие занятия помогли старшеклассникам понять, что выбранное медицинское направление им действительно подходит, а кто-то смог преодолеть свой страх к медицинским иглам.
Иначе проходит теперь и подготовка к экзаменам, олимпиадам. Сталкиваясь на экзамене с заданиями по определению массы молекул ДНК, ученики успешнее их выполняют. Потому что при помощи аппарата для проведения электрофореза ребята сами видят результат, а не узнают об этом эксперименте из учебника.
В прошлом учебном году мы впервые участвовали в олимпиаде по оказанию первой медицинской помощи. Несколько наших учеников прошли в практический тур и уверенно выполняли задания, так как не раз отрабатывали технику искусственной вентиляции легких на тренажерах. Им удалось занять призовые места.
5‑6‑е классы тоже занимаются с новым оборудованием. Сначала школьники научились работать с обычными световыми микроскопами, после чего приступили к работе с бинокулярными аппаратами. Выращенные собственноручно инфузории, увиденные при таком увеличении, вызвали огромный восторг и интерес к биологии вообще.
Шестиклассники проводили эксперименты с гидропонными установками (выращивание растений на водной среде), следили за изменениями, происходящими в растениях из-за недостатка всего лишь одного элемента. Сейчас они планируют расширить этот эксперимент и провести проектно-исследовательскую работу.
Занятия с новым оборудованием мотивируют узнавать больше информации по предмету. Ученики делятся со своими одноклассниками ею, мотивируя их. И учась сейчас в 6‑7‑х классах, они уже четко знают, что хотят связать свою жизнь с биологией. А это уже мотивирует меня, педагога, придумывать новые способы использования этого оборудования и немного завидовать, что в мои школьные годы такого не было.

Анастасия СУДАКОВА, учитель биологии школы №1925