Ребенок любознателен по своей природе. Любознательность заложена в нем самим фактом рождения с разумом, подобным чистому листу. Начиная познавать мир еще в младенческом возрасте, он интересуется всем, потому что это абстрактное «все» необходимо ему для жизни в обществе с другими разумными. Первый увиденный лист на дереве, капельки дождя, первая снежинка - все вызывает у малыша восторженный интерес. Как говорил главный советский классик, материальная реальность дается нам через ощущения. Ощущая мир сначала через прикосновения и «на зубок», впоследствии ребенок интересуется подробностями. Как и что устроено? Как оно работает? Ребенок играет с этим огромным миром. Придумывая игры, он предполагает некие действия, от которых ожидает какого-то результата, оценивает этот результат и корректирует действия. Таким образом, он ежедневно, но пока неосознанно создает свои мини-проекты.
С ростом самостоятельности к моменту поступления в школу круг интересов ребенка расширяется. В этот момент важно поддержать в новом школьнике подобные стремления. Одним из таких инструментов мы видим проектную деятельность. Она позволяет быть успешным, мотивированным, заинтересованным исследователем.
Ничто так не стимулирует развитие самостоятельной мыслительной деятельности, как работа над индивидуальным проектом, ведь это интересно и социально значимо именно для конкретного ученика. Индивидуальные проекты позволяют юному исследователю полностью раскрыть свои возможности, почувствовать ответственность и получить преференции.
Мы хотим инициировать обсуждение проблематики индивидуальных проектов младших школьников.
Первая проблема - самостоятельность.
Зная структуру проекта, ребенок не получает инструмента, как выполнить проект. Другими словами, «знаю правило - не знаю, как применить». С этой проблемой сталкивается даже ученик средней школы, не говоря об ученике начальной. Наши малыши целиком и полностью доверяют своим наставникам, не вникая в процесс создания проекта. С одной стороны, проект создан, но возникает вопрос «Кем?». С другой стороны, в процессе выполнения коллективного проекта учащиеся начальной школы выполняют свою конкретную роль по достижению общей цели, не задумываясь над структурой проекта. Их задача качественно выполнить свою часть работы. Поэтому, приступая к индивидуальному проекту, ребенку нужен доступный план работы. Несмотря на юный возраст, имея нужные инструменты, наши малыши вполне могут быть самостоятельными исследователями. Нужно только им в этом помочь. С этой целью мы разработали систему работы над индивидуальным проектом в начальной школе и внедрили ее.
В результате целенаправленной работы под контролем наставника (в качестве наставника может выступать и родитель, и учитель) каждый ученик в течение учебного года создает и защищает свой индивидуальный проект на выбранную им тему. Благодаря этому ребенок за год осваивает две роли - исследователя и эксперта. Он получает опыт по созданию проекта, выступает в роли оратора, учится дискутировать и отстаивать собственную точку зрения, получает возможность реализации своего творческого потенциала, а также приобретает навыки анализа и оценки успешности собственной деятельности, в том числе в сравнении с работами других учеников.
За три года работы мы убедились, что такая система работает. В апробации участвовали 80 детей четвертых классов. На выходе мы получили 80 разных индивидуальных проектов. Надо отметить, что часть этих работ нельзя назвать полноценными проектами. Мы проанализировали полученный материал и выяснили причины этого.
Основная трудность, с которой сталкиваются дети, - это выбор темы. Не трудности в выборе темы как таковой, а в том, насколько она соответствует поставленным целям. Рассмотрим их подробнее.
Во-первых, тема навязывается родителями.
Во-вторых, выбор темы часто не предполагает наличие практической или исследовательской части, вследствие чего на выходе получается реферат, а не проект.
В-третьих, на протяжении всей работы над проектом у ребенка возникает страх перед новой деятельностью: «У меня не получится», «Я не смогу», «Я этого не делал ни разу», «А как это сделать?», «Я не смогу это сделать сам».
Мы видим три причины этого:
1. Родители не верят в возможности и успешность собственного ребенка.
2. Чрезмерная опека ребенка в семье.
3. Комплекс отличника у родителя.
Важно помочь ребенку поверить в свои силы: «Попробуем это вместе», «У тебя обязательно все получится». Преодолеть этот страх могут помочь родители. Это большое подспорье в работе педагога. Но есть и оборотная сторона медали. Стараясь успокоить ребенка, родители начинают работать за него. Самостоятельность ребенка уходит на второй план. Интерес к работе у него пропадает, и он становится лишь наблюдателем со стороны. В этом месте возникает еще одна проблема проектной деятельности в начальной школе, и эта проблема, на наш взгляд, кроется в целеполагании всех заинтересованных сторон.
Рассматривая широкий круг участников проекта: наставник, родители, эксперты, ученик, - хотелось бы заострить внимание на том, что первым в этом списке должен быть ученик, и целеполагание остальных участников проектной деятельности должно отталкиваться именно от него.
Главной целью в начальной школе становится не сам проект, а процесс его осуществления, несущий ребенку новые навыки, умения и знания. Все стороны проекта признают этот факт. Тогда проблема «серьезности» и «практичности» проекта отойдет на второй план и отпадет необходимость назойливой опеки и исключающей помощи.
Помимо философских проблем самостоятельности и целеполагания нельзя не отметить и чисто практическую проблему, характерную именно для начальной школы.
Поиск и отбор информации по проекту - это трудность, которая прежде всего связана с возрастом. Для учеников начальной школы она особо актуальна. Связано это прежде всего с развитием навыка чтения, который в младшем школьном возрасте только формируется. Успех поиска информации напрямую зависит от него, поэтому одной из задач руководителя проекта становится корректировка источников информации, осуществляемая индивидуально в каждом конкретном случае.
Успешность преодоления проблем - это прежде всего мастерство учителя. Безусловно, это непросто. От вас потребуется много времени и сил на корректировку тем, на сотрудничество с родителями, на поиск конкретного аспекта темы для каждого ребенка, на поиск доступных источников информации и подгонку проекта «под эксперта» того или иного конкурсного жюри. Но мы не оставим вас в грустных раздумьях, дорогие читатели!
Поверьте нашему опыту, возможно все!
Вспомните тот момент, когда ребенок начинает ходить. Для первого шага необходим достаточный уровень развития мышц ног, спины, уровня координации движений. Родители, конечно, могут влиять на эти функции с помощью специальных упражнений, но очень слабо, все же человеческое развитие идет по своим законам. Это же касается и работы с проектом в школе. Благодаря нашей системе работы ребенок получает необходимый багаж универсальных учебных действий по разработке индивидуального проекта. Иными словами, теперь он знает, с чего начать работу над проектом, к кому и в какие моменты обратиться за помощью, на что обратить внимание при подготовке выступления, понимает структуру проектной работы. Конечно же, вы понимаете, насколько это важно, ведь уметь планировать свою деятельность непросто даже взрослому человеку.
Мы с уверенностью можем сказать, что наши малыши стали взрослыми исследователями. Они защищали свои индивидуальные проекты на межрайонных, городских и всероссийских конференциях. Их работы были отмечены дипломами 1‑й и 2‑й степени. А самый главный результат - это личностная победа над собой: «Я это сделал!», «Я горжусь собой», «Мой проект понравился одноклассникам», «Мне понравилось», «Это сложно, но интересно», «В следующем году я обязательно сделаю новый проект». А для нас, педагогов, лучшего результата и не надо!
Желаем успеха в работе над индивидуальными проектами!

Наталия ЛУКАНИНА, учитель начальных классов Вешняковской школы №1389;
Елена ПРИПАДЧЕВА, учитель начальных классов Вешняковской школы №1389