– Почему ты такой грустный? Что-то случилось?
- Нет, ничего не случилось. Просто я не хочу.
- Чего не хочешь?
- Не хочу в школу.
- Почему? Тебя кто-то обидел?
- Не обидел, просто я самый плохой.
- Почему ты так решил? Тебя кто-то так назвал?
- Да нет же! Только у меня опять ничего не получится в этом году, я же в прошлом году учился хуже всех.
Больно слышать такие слова. Обидно за ребенка! Очевидно, ему нужна помощь, и очень хочется помочь. Вот только доброго слова, моральной поддержки и привычных педагогических приемов может оказаться недостаточно и помощь понадобится помогающему. Кто же поможет помочь?
На сегодняшний день такой Витя есть уже почти в каждом классе. Это ребенок, которому действительно тяжело учиться. Он с трудом выполняет требования учителя, не успевает за темпом в классе. Однако он очень хочет учиться, старается изо всех сил. Отчего же такая тоска и грусть в глазах? Он видит и понимает, что не может выполнить многое из того, что одноклассники выполняют с легкостью. Детская боль бежит ручьями из глаз: «Я хочу, я стараюсь изо всех сил. Почему же у меня не получается?»
Если Вите не помочь, глаза перестанут гореть, на смену желанию учиться придут апатия, ненависть или агрессия.
Учитель первым приходит на помощь, делая все возможное и невозможное, чтобы научить такого ребенка быть успешным, осуществляет индивидуальный подход: готовит индивидуальные карточки для ребенка, при оценивании учитывает медленный темп работы, находит время для дополнительной проработки материала… Ребенок хочет учиться, учитель старается, результата нет. Совершенно очевидно, что только усилий учителя, владеющего предметными методиками преподавания, для решения этой проблемы недостаточно.
Современное образование предъявляет особые требования к личностным качествам и компетенции учителя. Педагоги образовательных организаций проходят специальные курсы по овладению навыками, приемами, методами работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В школах востребованы специалисты (дефектологи, логопеды, тьюторы), которые занимаются коррекционно-развивающей работой с данной категорией детей, что способствует развитию их познавательной сферы, успешной социализации. В результате совместных усилий педагогического коллектива школы наблюдается личностный рост каждого особого ребенка и как следствие повышение качества образования в целом по образовательной организации.
Только в школе существует возможность получения всего спектра необходимых психолого-педагогических услуг, создания индивидуального образовательного маршрута. Индивидуального - значит адресного, нужного именно этому ребенку и никакому другому. Другому ребенку будет создан свой образовательный маршрут со своими задачами. Образовательного - значит ребенок получит образование, которое поможет ему в дальнейшем получить профессию, быть полезным и востребованным в обществе.
Начальная школа - это фундамент всего образования. Ошибка в расчетах, не та марка цемента, каверна в бетоне - нет прочного здания. Так и с образованием в начальной школе - каждый пробел в знаниях, умениях и навыках, получаемых в начальной школе, приводит к тому, что материал в основной может быть не усвоен. Чем раньше педагоги смогут заметить особого ребенка, тем лучше, тем больше шансов помочь.
Давайте дадим шанс на успех каждому ребенку. Успех во всем: он принят и признан в классе, у него есть друзья, он счастлив, счастливы его родители и счастливы мы, учителя. Вопрос «Кто поможет помочь?» уже не кажется таким трудным. Ответ прост. Поможет родитель тогда, когда примет своего ребенка таким, какой он есть, со всеми особенностями его развития, и даст возможность помочь специалисту и учителю. Мы не просто верим в это. Мы это знаем.
Отрадно видеть, как у таких детей лучатся светом глаза, когда у них впервые получается прочитать и понять небольшой текст, написать без ошибок под диктовку, решить задачу, ответить у доски правильно и уверенно... Да всего и не перечислишь… В такие минуты мы, педагоги, понимаем, что все было не напрасно. Этот свет в детских глазах и есть счастье!
Первое сентября. Радостные лица учеников и их родителей. За первой партой сидит счастливый, с горящими от счастья глазами Витя.

Наталия ЛУКАНИНА, учитель начальных классов школы №1389;
Елена ПРИПАДЧЕВА, учитель начальных классов школы №1389;
Людмила НИКОЛАШЕВА, учитель-логопед школы №1389