Это серьезная и непростая работа, требующая от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой и вообще желания углубленно работать с обучающимися по изучению объектов. Важно понимать, что для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:
- видеть и формулировать проблему;
- поставить цель;
- выдвигать гипотезы;
- подбирать методику исследования и проводить эксперимент;
- научно комментировать и делать выводы;
- структурировать материал;
- доказывать и защищать свои идеи.
Важно заинтересовать всех обучающихся заниматься исследовательской деятельностью и пробудить у них интерес к исследовательской активности, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. Учитель в процессе индивидуальной работы с ребенком должен не только разглядеть искру исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемой работы, в определении круга ее проблем; научить его специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности. Очень важно, чтобы ребенок с первых шагов понял конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане.
В процессе исследований появляется возможность пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства и создания школьного научного сообщества со своими традициями.
Исследовательские работы могут быть долговременными. Так, в нашей школе уже несколько лет ведется работа по созданию экологического паспорта школы. На первых этапах ребята работали под руководством учителя биологии над проблемой видеоэкологии, изучали влияние цвета стен учебного кабинета на восприятие учебного материала, на настроение обучающихся. Затем с этим же педагогом рассматривали фитонцидные растения: какие из них должны быть в классе, холле школы, на школьном дворе. Когда дети начали изучать физику, появилась возможность изучить уровень освещенности рабочего места ученика и учителя, исследовать устойчивость обуви с подошвой из различных материалов для безопасного движения школьников в помещении школы. Под руководством учителя химии определяли химический состав примесей в водопроводной воде школы. В этом году стоит задача исследовать уровень радиации в школьных помещениях и обобщить весь собранный материал.
В подготовке этой работы является большим помощником МЭШ, так как работа создавалась несколько лет ребятами разного возраста. При помощи МЭШ нынешние соавторы получают широчайшие возможности по самостоятельному обучению и повторению пройденного материала. Например, каждый ребенок может обратиться к любому уроку, выложенному в общегородскую базу материалов МЭШ. И это значительно облегчает процесс повторения, раньше потребовалось бы много времени на совместную работу преподавателя с обучающимся, сейчас эти знания добываются ребенком самостоятельно в процессе работы в библиотеке МЭШ. Московская электронная школа является бесценным навигационным инструментом в путешествии по стране знаний.
Сегодняшний выпускник - это эрудированный, успешный, умеющий аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющий творческий потенциал человек. МЭШ в формировании такой личности играет большую роль, так как позволяет расширить возможности в образовании.
Это не просто замена бумажных учебников, это возможность подстраивать учебный материал под индивидуальные особенности ребенка: кто-то лучше воспринимает текст, кто-то - видеоматериал, кто-то быстрее решает задачки, кому-то нужно чуть больше времени. Это вывод процесса обучения за пределы класса, что просто необходимо для исследовательской работы.
Каждый обучающийся должен осознанно готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и приумножать, творчески перерабатывать, использовать его практически.
Переход на обучение в формате Московской электронной школы является логическим продолжением естественного интереса ребенка к цифровому миру. Школьник, не покидая привычной среды, начинает получать новую информацию в той же форме, но уже под контролем педагога и пытается применить полученные знания на практике. Именно так появилась идея автоматизации и создания единой системы, включающей в себя управление инженерными и мультимедийными сетями и коммуникациями. В результате в прошлом учебном году с ребятами 11‑го класса была выполнена работа по теме «Автоматизация инженерных и мультимедийных систем».
Ребята в процессе работы собрали много материала, сложным для них оказалось систематизировать данные, чтобы они удовлетворяли целям и задачам исследовательской работы, а также грамотно оформить (для этого ребята изучали правила оформления исследовательских работ), а самое главное - создать действующий макет и подготовить презентацию (грамотная презентация - это 40% успешного выступления с докладом на конференции).
Облачная интернет-платформа, содержащая все необходимые образовательные материалы - пособия, учебники, задачники, электронные хрестоматии, а также медиаресурсы - образовательные ролики, видеообъяснения учителей, предметные лаборатории и многое другое, содержащееся в материалах МЭШ, оказались весьма кстати.
Проект «Московская электронная школа», направленный на максимально эффективное использование IT-возможностей школы для улучшения качества образования ребят, очень помог при выполнении этой работы. Ее результатом стал действующий макет, созданный во время работы, на котором ребята демонстрировали принцип действия мультимедийной системы обслуживания жилого дома.
Работа была представлена на окружной научно-практической конференции и получила диплом 1‑й степени. Создание этой работы оказало влияние на выбор профессии авторов проекта. Они в этом году стали студентами технического университета и продолжат свою работу по данной теме, потом выбранная в школе тема выльется в хорошую курсовую или дипломную работу, а дальше это новые разработки на заводах и фабриках.
Сегодняшний старшеклас­сник - это завтрашний студент. Поэтому специальные навыки, полученные в школе, могут сослужить добрую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в вузе.
Слова Аристотеля актуальны и сегодня: «Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади».

Наталья АРХАНГЕЛЬСКАЯ, учитель физики школы №1200;
Наталья ИВЛЕВА, учитель химии школы №1200