Не секрет, что воспринимать 45‑минутный урок, состоящий из теоретического материала, сложно. Хочется дать возможность ученикам совершать открытия каждый день. Эта идея, мне кажется, стала ключевой в современной школе.
Наблюдение, эксперимент, исследование, организация проектной работы - все эти методы делают уроки запоминающимися и дарят ученикам не только положительные эмоции и возможность совершать открытия, но и помогают качественно усваивать программный материал. Иногда вместо школьных кабинетов ученикам предлагаются не привычные классы, а современные лаборатории, биостанции, музеи, пришкольная территория. Юные исследователи нашей школы, например, участвовали в мониторинге воды одного из прудов усадьбы Кусково, а также провели сравнительный анализ характеристик водопроводной воды и воды естественных водоемов. Определили цвет воды, ее прозрачность, а с помощью индикаторной бумажки - кислотность. Как же интересно было ребятам провести урок биологии в настоящей лаборатории, в окружении современной техники! При этом не просто смотреть, как работают ученые, но и самим проводить опыты, описывать и анализировать результаты. Такой опыт запоминается надолго.
Самое интересное, что классический урок после подобного «лабораторного» опыта не становится для ребят скучным. Наоборот, как-то само собой получается, что ученики стремятся, сидя за партой, как можно внимательнее слушать учителя и активно работать, чтобы потом, во время работы на биологической станции, делиться своими знаниями с настоящими биологами о факторах воздействия на проницаемость клеточной мембраны.
Совершенно удивительно для педагогов и родителей наблюдать за тем, как рождается мотивация к углубленному изучению предмета. После 2-3 исследовательских занятий ребята с удовольствием начинают ходить на уроки, слушать, а иногда и спорить со своими учителями. Наверное, именно так проявляется их первоначальный интерес к предмету. Затем стараются блеснуть знаниями, и мне кажется, что именно в этот момент зарождается самое важное - желание и умение ребенка самостоятельно работать с информацией дома: собирать, анализировать, структурировать. Ученик готовится, иногда с помощью родителей, чтобы дополнить урок интересными деталями, новой информацией.
Когда урока для ребят становится мало, можно приглашать их на занятия в рамках внеурочной деятельности. Именно в кружках, направленных на расширение программного материала по предмету, формируется устойчивый интерес к биологии как науке. Почему осенью листья становятся разноцветными? Как сделать лист разноцветным самому? И можно ли? Как выделить ДНК из клеток лука и банана? Все эти темы можно не только изучать по учебнику, но и проверить опытным путем.
Наверное, именно мотивация к изучению биологии как науки ведет наших учеников к покорению новых вершин: разработке собственных проектов, участию в тематических конкурсах и олимпиадах. В течение 10 лет мы активно участвуем в муниципальных, городских конкурсах по экологии, занимая призовые места. Темы исследований появляются сами собой: «Разделение пигментов листа по методу Крауса», «Определение факторов воздействия на проницаемость клеточной мембраны», «Обнаружение проводящих тканей стебля растений». С исследовательской работой по микробиологии «Действительно ли надо мыть руки перед едой?» учащиеся пятого класса выступали на межрайонном фестивале «Наши общие возможности - наши общие результаты» и заняли второе место. Эта работа выросла в целый проект: результаты работы маленькие ученые представляли на классных часах, давали мастер-классы в начальной школе. Была организована выставка рисунков по одноименной тематике.
Приятно видеть, как растет и развивается интерес ребят к науке. Приятно быть частью этого процесса и мотивировать школьников к новым учебным достижениям, открытиям. Потому что для нас, учителей, лучшая награда - успехи наших учеников. Не правда ли?

Екатерина ЛАПЕНКОВА, учитель биологии школы №2026