​Учитель, прежде чем начать образовывать ученика, возбудил бы интерес к знанию, своими наставлениями сделал бы его способным к учению.
Ян Амос Коменский


Что такое мотивация? Как пробудить мотивацию у ребенка? И как современные школы и городские площадки помогают учителям и родителям сформировать должный уровень мотивации у ребенка?
С точки зрения педагогики мотивация - процессы, которые способствуют освоению образовательной программы и активной познавательной деятельности. Такую мотивацию называют учебной.
Формирование учителем учебной мотивации у ребенка можно сравнить с театром кукол, где кукловод, дергая за ниточки, направляет марионетку в нужную сторону. Так и с обучением: для формирования устойчивой учебной мотивации на успех важно помнить, что она складывается из ежедневных ситуаций, в которых у учителя есть власть повлиять на ощущения учеников. Существуют приемы стимулирования обучающихся, к которым мы прибегаем в процессе работы:
    Призыв обучающегося к самолюбию. Мы помогаем ребенку сказать себе самому: «Я смогу не хуже, чем остальные!», «У меня все получится!»
    Показ достижений. Любой успех ребенка на какое-то время должен становиться публичным. Обучающийся должен получить одобрение не только со стороны учителя, но и со стороны одноклассников. Важно не скупиться на признание тех, кто действительно превосходит других детей. Награды, звания, похвала очень важны для ребенка. В наших классах есть стенды, на которых мы размещаем тетради с лучшими работами, лучшие рисунки и поделки детей. На уроках литературного чтения принято аплодировать тем, чье прочтение стихотворения было наилучшим. По итогам триместра в нашей начальной школе проводятся линейки, на которых мы чествуем лучших учеников.
    Похвала. Первое и самое важное - похвала должна быть искренней. Мимика и жесты учителя должны так же, как и слова, выражать положительное отношение к поступку ребенка.
Похвала обязательно должна быть честной (то есть не стоит хвалить плохую работу). В противном случае похвала будет звучать скорее как оскорбление. Тогда она не сможет оказать на ребенка положительного влияния.
    Критиковать, сопереживая. Сопереживая, мы даем возможность ребенку не зацикливаться на своей ошибке, а, используя полученный опыт, двигаться дальше. Верить в себя, в то, что еще не все потеряно. Дети должны верить в свои собственные силы. Нужно делать акцент на том, что всякая ошибка имеет решение и ее можно и нужно исправить. Ребенок должен понимать, что с трудностями справиться реально.
    Поиск нестандартных решений. Проверенные правила работы стабильны, но не всегда эффективны, так как важно помнить о том, что время идет и сознание детей меняется, а, следовательно, методы и приемы обучения стоит корректировать. На уроках математики в своих классах для проведения устного счета мы используем приложение Plickers. В ходе работы каждый ребенок показывает результат при помощи QR-кодов. Это вызывает у него интерес и желание работать.
Одним из самых важных составляющих учебной мотивации будет интерес ребенка. Как говорил Л.С.Выготский: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным». Современное образование реализует эту идею в процессе осуществления системно-деятельностного подхода, в рамках которого учитель создает благоприятную среду для самостоятельного получения знаний ребенком. Задача учителя направить деятельность обучающихся, дать им возможность разобраться в проблеме и сделать выводы. В таком случае новые знания приобретаются на основе старых. Этот подход пробуждает интерес обучающихся. Также важную роль в поддержании интереса к обучению играет личность учителя. Он создает особую атмосферу общения, умело направляет деятельность обучающихся и всегда готов прийти им на помощь. Там, где учитель неформально относится к работе, искренне заинтересован в успехах своих учеников, готов использовать в работе новые подходы и технологии, мотивация обучающихся особенно высока.
Современные дети несколько отличаются от предыдущих поколений. В процессе перехода от линейной модели мышления к сетевой у ребенка формируется «клиповое» мышление. Поэтому для работы с такими детьми требуются новые педагогические решения. В этом мы убедились на собственном опыте. Поэтому учитель сегодня, используя современные технологии и возможности образовательной среды школы и города, может повлиять на сформированность мотивации обучающихся.
Так, к примеру, мы активно используем интерактивную доску в процессе обучения. В данный момент существует множество сред для создания интерактивных упражнений (LearningApps, ActivInspire, Google-рисунки, Умаигра, Wizer.me). Мы можем в любой момент преподнести школьный материал в более творческой, нестандартной, занимательной форме. Богатейшие возможности для построения процесса обучения в новом ключе предоставляет библиотека Московской электронной школы (МЭШ), где учитель для проведения урока может найти множество упражнений и заданий, которые заинтересуют ребенка. Готовые сценарии уроков позволяют нам расширить возможности подачи учебного материала. В них включены видеофрагменты, информационные плакаты, онлайн-тесты. Очень важно, что каждый учитель может разработать свой сценарий урока и поделиться им на портале. Также в библиотеке МЭШ можно найти электронные учебники, демонстрационные материалы, компьютерные тесты. С их помощью «сухой» школьный материал будет преподнесен как погружение в активный процесс «добычи» знаний. Приложения в библиотеке МЭШ подразумевают непосредственное участие ребенка в уроке. Понравившиеся нам приложения мы добавляем в избранное, что позволяет в любой момент найти нужный материал к уроку. Подготовка к урокам с возможностями МЭШ стала более интересной и удобной.
В своей работе мы часто используем образовательный портал Учи.ру, приложения которого часто встречаются в библиотеке МЭШ. Это виртуальное пространство позволяет не только заинтересовать ребенка на уроке, но и поддержать его интерес к самостоятельной деятельности. Ученики наших классов ознакомились с порталом еще в первый год обучения. Для этого в урок включались интерактивные упражнения из базы Учи.ру. Они каждый раз были столь долгожданны, что пробудили в учениках интерес к дальнейшим самостоятельным действиям. Теперь каждый из наших обучающихся зарегистрирован на сайте и принимает активное участие в олимпиадах и интеллектуальных играх. С помощью них дети могут закреплять полученные знания.
Последние несколько лет обучающиеся четвертых классов пишут Всероссийские проверочные работы. По итогам этих работ мы можем судить о мотивированности наших учеников. Успеваемость обучающихся стала гораздо выше в сравнении с результатами прошлых лет. К примеру, в 2017-2018 году показатели качества обучения наших учеников составили более 90%.
Мы стараемся подключить к работе родителей детей, которые в формировании мотивации на успех играют не меньшую роль, чем школа. Взрослым стоит проявлять интерес к делам детей, помогать в трудных ситуациях, объяснять, что неудачи в обучении можно исправить, приложив больше усилий. Родителям нужно не забывать хвалить и поддерживать своих детей. Формирование мотивации ребенка - общее дело семьи, школы и его окружения.
Но не только на территории учебного заведения существуют объекты, способные оказать влияние на сформированность мотивации на успех. Москва - большой город с большими возможностями. Современные городские мероприятия (праздники, конференции, форумы), проходящие на территории нашего города, привлекают внимание детей и дают им возможность почувствовать шанс стать успешными людьми. Городской план мероприятий столичного Департамента образования предусматривает активности разных направлений для детей разных возрастов.
Вот и Московский международный форум «Город образования» открывает свои двери для всех желающих. Выставки, мастер-классы, доклады спикеров, затрагивающие актуальные темы образования, - все это транслирует практический опыт городских ресурсов открытого образования, доступных всем желающим. Город заинтересован в поколении думающих, активных, открытых новым проектам школьников. Благодаря созданию умной городской образовательной среды у московских детей быстрее формируются ключевые компетенции ученика XXI века и мотивация на успех. А мотивированный ребенок способен в дальнейшем к новым свершениям в науке, творчестве и других областях нашей жизни. Значит, сейчас, работая над мотивацией подрастающего поколения, мы строим наше будущее.

Ксения ЧУДАКОВА, Лилия РЕНЬЕ,
учителя начальных классов школы №1200