Ключевое понятие нашего сегодняшнего разговора или, если хотите, приглашения к размышлению, продиктовано рядом серьезных причин, заставляющих различных представителей образовательной общественности бить тревогу. Негативные изменения в системе общечеловеческих ценностей, конфликтные ситуации в сфере семейных и межличностных отношений, влекущие за собой нехорошую тенденцию утраты познавательного интереса к предмету в частности и к учению в целом, заставляют в очередной раз обратиться к проблеме мотивации и факторам, обуславливающим ее. Допуская неоднозначное отношение к личности Н.К.Крупской, едва ли вызовет протест ее высказывание: «Для ребят идея неотделима от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит чуждый им человек». Ребенок идет на урок за идеей, за мыслью, которая должна укорениться в его сознании, за новым знанием, наконец, как бы банально это ни звучало, но путь и настроение на этом пути у всех различны. Различен будет и результат, а под ним мы подразумеваем не просто те пресловутые ЗУНы, но и общий интерес к учебе. Мы же стремимся сформировать не просто багаж полученных компетенций, но прежде всего личность, способную к самообразованию.
Видели ли вы когда-нибудь первоклашку, который с букетом наперевес шел на свою первую в жизни линейку с потухшим взглядом и по принуждению родителей? Первый раз в первый класс! Глаза первоклассника - это глаза первооткрывателя на пороге целой Вселенной. Здесь почти каждый - будущий Ломоносов, Королев или Менделеев. Однако проходит некоторое время, и вот уже часть тех, кто рвался к покорению вершин, вяло мнутся у подножия Олимпа, и нет прежнего запала, нет желания, а значит, и потребности сделать усилие и начать подниматься туда, куда, безусловно, путь непрост и трудоемок. Можно бесконечно и долго увещевать, взывая к системе обязательств, вооружившись букетом аргументов, среди которых броско и выразительно, точно рекламные слоганы, звучат слова о значимости образования, о конкурентоспособности в практико-ориентированном мире, о запросах общества, однако на поверку все выходит просто и непринужденно: интерес к предмету был, и вдруг его не стало.
Безусловно, вооружившись педагогическими догматами, обращаясь к психологическим практикам, мы начинаем апеллировать к содержательному компоненту образования, сложности материала, возрастным особенностям со всеми вытекающими последствиями, однако издревле непреложна и проста одна истина - по сути, изначально все предметы имеют для ребенка равную ценность. На пороге начала обучения в отношении подавляющего числа обучающихся нет особой дифференциации между учебными дисциплинами, и их восприятие и усвоение проецируется исключительно через личность учителя. Иными словами, через призму образа учителя формируется отношение к предмету, когда в равной степени зарождается любовь или нелюбовь к дисциплине. Когда же это происходит? Как правило, вскоре после начала обучения или в подростковом возрасте, и в этой связи опять же есть материал для размышления. Почему именно в подростковом возрасте происходит эта неожиданная драма, когда вдруг то, что старательно взращивалось школой и семьей, вдруг идет под откос, подвергается сомнению все, что еще вчера, казалось, не знало и доли сомнения?
Чудес не бывает, равно как и нет необъяснимых вещей - именно в подростковом возрасте на первые позиции выходит личностно ориентированный компонент, и потому именно в это время как никогда возрастает роль учителя в образовательном процессе, а значит, и в вопросах повышения мотивации. Насколько сможет учитель наладить контакт даже с самым труднообучаемым и конфликтным учеником, взглянуть на мир его глазами, повысить его самооценку и внушить желание учиться, настолько и будет обеспечен успех в учебной деятельности. Вовсе не идет речь о примитивном желании подыграть, угодить, сделать ставку на минутное сотрудничество, но скорее мы говорим об искусстве тех, кто оказывается в педагогической среде не случайно.
В педагогике в сфере, где учитель в прямом смысле является инженером, архитектором и дизайнером юных душ, не должно быть случайных людей. Это уже разговор о педагогическом мастерстве, и, как любое мастерство, оно требует постоянной и кропотливой работы над собой.
Безусловно, все начинается со способностей, чувства призвания, которое невозможно спутать ни с чем. Однако остановиться в этот момент - значит остановиться насовсем. «Я иду в школу, иду на урок, иду к учителю» - вот позиции, между которыми нам должно ставить знак равенства. Задача не из легких, и в ней, увы, не всегда возможно выплыть лишь на природной харизматичности или врожденном таланте общения. Нужно уметь зацепить, и зацепить за живое, за сферу интересов и потребностей ребенка, его желания, которые нужно суметь прочувствовать. Кто-то учится, чтобы избежать неудач, а кто-то для того, чтобы получить признание, и как же мало тех, кто начинает учиться для получения знаний… Мы говорим об этом без стеснения вовсе не с целью опорочить современное поколение, наш сегодняшний разговор вообще можно назвать не зависящим от каких-либо временных рамок.
Давайте правильно понимать и принимать, что нет ничего постыдного в том, чтобы мы научились играть в лучшем понимании этого слова на истинных потребностях ребенка. Давайте учиться даровать, прежде чем требовать взамен. Подход «Я требую, и, значит, ты должен» здесь не работает. Не работает, если идти прямо и в лоб. Другое дело, если мы обыграем ситуацию, подходя к ней с противоположной стороны. Должен не потому, что так хочу я, а потому что в итоге это даст тебе то, что нужно тебе. Показывать собственным примером то, чего хотим добиться от ребенка. Нелепо требовать ответственности тому, кто безответственен сам, невозможно быть понятным и близким ребенку и не уметь говорить с ним на одном с ним языке. Что нужно для этого? Всего лишь альянс двух основных компонентов, определяющих педагогическое мастерство: личностного и профессионального. Недостаточно великолепно знать предмет, более того, недостаточно даже совершенствовать свою компетентность, но важно стать таким проводником знания для ребенка, которого тот не захочет променять ни на кого другого, а это значит любить свой предмет так, чтобы заразить ребенка этой любовью.
Это абсолютно невозможно, если обращаться к детям как к безликой массе, пусть даже если и горит притом в сердце огонь к дисциплине. И если вы в педагогике случайный человек, то чуткое детское сердце заметит подлог. Формалистский, пусть и блестяще выверенный, он чувствуется сразу, вышколенное, но холодное сердце никогда не останется незамеченным, но это уже вновь разговор скорее о призвании. Хочется верить, что среди наших читателей нет случайных посетителей, а это значит, что все недостающее мы можем в себе воспитать. В помощь идет все: от работы над профессиональным ростом до курсов театрального мастерства. Продуктивное общение построено на принципах, которые работают вне зависимости от среды, в которой оно функционирует. Помните те девять законов жизни, которые в свое время провозгласил американский педагог, оратор-мотиватор Дейл Карнеги? Мы не станем перечислять их все, но во главе угла стоит личностно ориентированный подход. Проявлять искреннюю заинтересованность в собеседнике, а в нашем случае в ребенке, говорить с точки зрения его интересов, возбуждать и стимулировать его мотивацию, апеллировать к важности его личности. Просить выполнить? Нет, но просить о помощи, подчеркивая его значимость. Вы же не сомневаетесь, что он справится, и более того, никто другой не сделает это лучше! Речь идет о совершенстве стилей и методов педагогического общения. И среди множества доступных, изученных и применяемых нами мы прежде всего за те, которые дают ребенку максимум самостоятельности. Создание проблемных ситуаций, использование коллективных форм работы, сотрудничество ученика и учителя, привлечение ребенка к оценочной деятельности - вот те пути, которые объединяет одно: все они направлены на повышение мотивации к предмету через осознание собственной значимости. Не поощрять воспитание эгоистов, но через умение слушать, через искреннюю похвалу, доверие, благодарность завоевывать такую же привязанность к себе. Стать для ребенка тем вдохновляющим наставником, который верит в его лучшие качества, - и признание вас авторитетом не заставит себя ждать. Подключайте всевозможные структуры, функционирующие в вашей школе. Психологи, социальные педагоги, органы школьного самоуправления - направьте туда «отбившегося от рук», возложите на него надежды, и он будет стараться, чтобы оправдать ваши ожидания. Все без исключения желают хотя бы раз исполнить положительную роль в своей жизни. И на уроке почему бы не создавать ситуацию ожидаемого успеха? Ведь это и снятие тревожности, и спокойная психоэмоциональная обстановка на уроке. Ребенок, переживая радость и подъем настроения, будет ассоциировать свои эмоции прежде всего с личностью учителя, и именно в этот момент круг замыкается и мы приходим к тому, с чего начинали: «Люблю предмет того учителя, которого люблю».
Безусловно, все эти хитрости и не хитрости вовсе, но скорее общеизвестные нормы и принципы, отчего же тогда зачастую проще выполнить свое дело, отчитать, объяснить, проверить и оценить, а после уйти, не дрогнув душой и мыслью? Подойти холодно и бездушно, зато после сетовать на то, что дети вдруг стали неуправляемыми, не умеющими слышать?
Самая сложная работа есть работа над собой, и это уже закон природы. Работать можно и нужно, но лишь в том случае, когда человеком выбранной профессии движут искренняя потребность и искренняя привязанность к детям. Давать прежде, чем просить взамен, идти навстречу, взывая к желанию ребенка, работать согласно тем принципам и методикам, которые отвечают его интересам. Такому учителю невозможно противостоять, в его предмет невозможно не влюбиться, и в таком случае проблема мотивации становится решаемой. Однако давайте не будем забывать, что все это функционирует лишь при одном главном условии: вы в педагогике не случайно.

Мария КОБЫЛИНСКАЯ,
учитель иностранных языков и редактор официального сайта школы №1512