​Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Василий Сухомлинский


Ребенок дошкольного возраста по своей природе исследователь, который настроен на познание окружающего мира. Он наблюдает, изучает, познает, экспериментирует. Каждый день в детском саду наполнен деятельностью. Один малыш любит рисовать, другой - создавать удивительные сооружения, третий каждые десять минут задает все новые и новые вопросы. Экспериментирование для дошкольника - главный источник приобретения знаний. Согласно ФГОС ДО в период дошкольного развития ребенка детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности после игровой.
Константин Ушинский называл интерес к учению «интересом, полным мысли». Тем, что вызывает интерес, ребенок занимается с увлечением, с особым подъемом, переживая чувства удовлетворения, радости. Интерес повышает работоспособность ребенка, делает увлекательным самое трудное занятие.
Чтобы понять, как дети взаимодействуют с миром и познают его, нужно понаблюдать за малышами. Все, что их окружает, становится объектом исследования: игрушки, домашние животные, люди. И все новое привлекает больше всего.
В привычной обстановке дошколята уже ориентируются хорошо, а вот неизведанный, далекий мир становится для них истинным открытием!
И как в сказке Валентина Катаева «Цветик-семицветик», можно оторвать волшебный лепесток и сказать: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг… вели, чтобы я оказался на Северном полюсе». Это возможно только в сказке и… в детстве. Только в детстве можно быть уверенным, что так просто оказаться на другом конце света, там, где дуют холодные ветра, искрится белый снег и живут удивительные животные.
Когда в апреле 2018 года стартовал интересный московский конкурс директоров «Большая арктическая экспедиция», педагоги и учащиеся школы №892 активно откликнулись на призыв директора Юрия Юрьевича Вержбицкого принять в нем участие. Педагоги, учащиеся школы и родители отвечали на непростые вопросы «Арктического диктанта». Захотелось побольше узнать об этом удивительном месте - Арктике - и поделиться знаниями с нашими ребятами.
Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста может происходить в путешествиях. Дошколята уже достаточно разумны, любопытны, впечатлительны, способны надолго удерживать в памяти информацию. Путешествия - замечательное средство для развития кругозора, памяти, речи детей, источник новых знаний.
Была запланирована тематическая неделя «Путешествие в Арктику». На несколько дней педагоги и дети с головой погрузились в атмосферу этого удивительного места. Играли в подвижные и ролевые игры на эту тему, организовали творческую мастерскую, где рисовали, лепили обитателей Арктики, а также ставили опыты, отгадывали загадки, рассматривали иллюстрации и смотрели видеофильмы, которые помогли поближе ознакомиться с изучаемой средой.
В процессе проектной деятельности дети узнали интересные факты об Арктике - какая здесь природа, какие животные обитают, какие народы живут и как выглядят их дома, получили первое представление о полярной ночи и северном сиянии. Со старшими дошкольниками обсуждали вопросы экологической ситуации в Арктике, что делается для сохранения удивительного растительного и животного мира этих мест.
На школьной конференции проектно-исследовательских работ обучающихся «Открытый мир» прошла защита проектов, разработанных и реализованных педагогами, родителями и воспитанниками дошкольных групп.
Этот проект так увлек ребят, что они каждый день делились своими впечатлениями и новыми знаниями с родителями, которые также стали активными участниками «Путешествия в Арктику». Совместно с детьми мамы и папы создали макеты, которые помогали ребятам изучать мир белых снегов, получить базовые знания о животных, живущих в Арктике, их образе жизни и приспо­собленности к условиям полюса.
Познавательный интерес не формируется на пустом месте или по воле взрослых. Он появляется, когда ребенок сталкивается с чем-то совершенно новым. Одни предметы и явления увлекают ребенка кратковременно, другие удерживают внимание надолго. Радость познания нового вызывает нетерпение и полную увлеченность игрушкой, книгой или темой, в которой присутствует новая информация.
В процессе изучения нового происходит соединение чувств и интеллектуальной составляющей. Дошкольник испытывает восхищение, узнав, что времена года в Северном полушарии сменяются по-другому.
Основная задача взрослых на этапе формирования познавательного интереса - поддерживать мотивацию дошкольника и использовать методы, помогающие удерживать внимание детей. Поддержка взрослыми любознательности ребенка по отношению к любым сферам жизни приведет к наличию развитого познавательного интереса. А это хороший задел предстоящим школьным успехам и разностороннему развитию личности.

Ирина КРАСНИКОВА,
старший воспитатель школы №892