Раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии с первых лет жизни ребенка позволяют предупредить появление вторичных поведенческих нарушений, преодолеть уже имеющиеся трудности и в результате значительно снизить степень социальной дезадаптации детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня образования и степени интеграции в обществе. Именно эти задачи ставит перед собой служба ранней помощи для детей от 1,5 до 4 лет, функционирующая при школе №2128 «Энергия».
Мы, родители и специалисты, работающие в центре помощи, понимаем, что каждый ребенок развивается своим путем - быстрее или медленнее, с бурными кризисами роста или поступательно. Поэтому нет и не может быть в психологии и коррекционной педагогике готовых рецептов и алгоритмов, описывающих выходы из конкретных ситуаций. Но в нашей работе мы придерживаемся принципов, на которые ориентируем все семьи, обращающиеся к нам за поддержкой. Именно они помогают нам установить доверительные, радостные и эффективные отношения с ребенком, развить у него мотивацию к познанию нового и дают ему силы для преодоления трудностей в достижении результатов.
Что же это за принципы? Часто родители испытывают не­удовлетворенность от того, что ребенок не такой, каким им хотелось бы его видеть. Не такой контактный, общительный, жизнерадостный… Поэтому установка на безоценочное принятие ребенка, реалистичное признание всех его особенностей, способностей и возможностей - это основа, на которой строится вся наша совместная работа с семьей.
Следующий принцип - это осознанность собственных родительских действий. Родитель в каждый момент времени учится понимать причины, последствия своих воспитательных действий и эмоций по отношению к ребенку. То есть он становится способен осознанно ответить на вопрос: «Что и зачем я сейчас делаю, что при этом чувствуем я и мой ребенок?» Конечно, невозможно осознавать любое действие, это неэффективно и затратно. Но мы стараемся обратить внимание на ключевые моменты по отношению к ребенку и на осознание ответных родительских чувств. Это необходимо для того, чтобы малыш научился без стресса и принуждения понимать правила и границы, увидел основные ориентиры в обучении.
Еще одним важным принципом работы является систематичность и последовательность в пошаговой реализации программы индивидуального развития с учетом всех трудностей и проблем ребенка. Как правило, родители с большим энтузиазмом включаются в совместную работу, но, неправильно распределяя свои ресурсы, устают от необходимости постепенно и понемногу наращивать темпы усвоения материала, ждут быстрых результатов и отвлекаются на другие сферы жизни. В службе ранней помощи мы учим находить необходимый баланс, для того чтобы движение в развитии ребенка оставалось неизменно поступательным, а родители эмоционально не выгорали в погоне за нереалистичными результатами.
Умение слушать и слышать своего ребенка также значимый принцип в жизни семьи и службы ранней помощи. Важность развития таких навыков невозможно переоценить. А между тем в службу часто приходят родители, обладающие обширными знаниями из глубин Интернета, использующие в свободном общении медицинскую терминологию, но не умеющие понять те запросы, с которыми к ним обращается собственный ребенок. И здесь, в центре, со специалистами они открывают для себя радость общения с малышом, учатся использовать игрушки для развертывания разных игровых сценариев, с удивлением узнавая, что не в количестве игрушек счастье для ребенка, а в умении с ними обращаться и выстраивать последовательность действий.
Кроме совместных детско-родительских и консультационных занятий по рабочим дням, суть которых была изложена выше, в службе ранней помощи ведется индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа, действует инклюзивная группа выходного дня. Каждую субботу в инклюзивной разновозрастной группе проходит 5 игровых тренингов:
- интенсив по адаптивной физкультуре и «Круг общения»;
- тренинг по формированию навыков игры;
- арт-мастерская;
- два занятия по альтернативной коммуникации с логопедом (старшие и младшие дети).
Кроме групповых тренингов в субботу дети с родителями посещают индивидуальные занятия логопеда, дефектолога, психолога и семинары специалистов. На занятиях малыши осваивают новые формы движения, совместные игры, новые модели и правила поведения, развивают умение слышать и слушать речевые инструкции и тут же применяют свои новые знания на практике - в играх с ребятами в парах, кругу, в динамике.
На игровых занятиях «Игра+» используется разное функциональное пространство - темная сенсорная комната, игровой зал, мультимедийный кабинет. Малыши осваивают развивающие игровые методики с задействованием Монтессори-оборудования, лего-дакта, комплектов оборудования Spectra и многого другого.
На занятиях по речевой ритмике логопед формирует представление детей о звуках, проводит артикуляционную и пальчиковую гимнастику, дает рекомендации и знакомит родителей с речевыми играми, которые можно выполнять дома.
Арт-мастерская - творческая зона продуктивных видов деятельности, где дети с родителями в работе с пластическими массами, красками, бумагой и природными материалами закрепляют все полученные на индивидуальных и групповых занятиях знания. Занятия в мастерской всегда начинаются с пальчиковой арт-гимнастики. Эта веселая игра с красками, несмотря на кажущиеся простоту и легкость, формирует и запускает многие сложнейшие компенсаторные механизмы и процессы в значимых отделах головного мозга.
Но наибольший интерес у взрослых и малышей вызывают арт-проекты: полезные плакаты-напоминалки, сделанные своими руками, артбуки с наклейками и игровые пособия-поделки. Это моменты, когда творчество не только остается развивающим, полезным, но и становится радостным, свободным. Проекты «Зима», «Кормушка», «Городок», «Мир вокруг меня» продуманы до мельчайших деталей и являются базой для закрепления логических понятий «большой - маленький», «один - много», «цвета», «формы», «высокий - низкий», «узкий - широкий». Дети с удовольствием возвращаются к своим работам, дополняют их, выполняют творческие задания. Так незатейливые картинки становятся игровыми пособиями, созданными с интересом и любовью стараниями всей семьи.
Важным и обязательным компонентом работы в мастерской являются действия с песком, соленым тестом и пластическими массами. Многие наши дети имеют сложно сочетанные дефекты развития, где речь не сформирована на активном уровне, поэтому наша задача как специалистов использовать все способы, чтобы активизировать процессы, запускающие речь, в том числе через развитие мелкой моторики.
После работы в арт-студии мы переходим в зал, где малышей ждут игры с парашютом, массажными мячами, фитболами и геймболами. Под звуки спокойной музыки с шумом моря мы проводим дыхательную гимнастику и делаем упражнения-игры программы сенсомоторной коррекции.
Дети с ОВЗ должны быть включены в инклюзивные группы раннего развития как можно раньше, поскольку это приводит к положительным результатам социализации. Именно в этом возрасте складывается стереотип поведения в группе. В период раннего детства большинство детей начинают активно интересоваться другими людьми и стремиться к общению. Общие действия, эмоции (в основном положительные) и настроения, которыми дети легко заражаются друг от друга, создают ощущение единства с равными и равноценными людьми. Нормально развивающиеся дети, с ранних лет интегрируясь с детьми, на них не похожими, постепенно осознают, что люди могут быть разными, что мир представляет собой единое сообщество людей, включающее и тех, кто нуждается в особой поддержке и помощи с их стороны. Это понимают и родители, которые приходят к нам в группу, поэтому служба ранней помощи на сегодняшний день востребованная структура в составе современного образовательного комплекса, позволяющая подарить детям с особыми потребностями в образовании радость общения, новые впечатления, грамотно сформированное развивающее пространство, игры и возможность подготовки к бесконфликтному и социально адаптированному посещению дошкольной и школьной ступеней образования в контексте ФГОС ОВЗ.

Юлия СЛОБОДИЧ,
педагог-психолог школы №2128