А мир профессий сегодняшнего дня с каждым днем становится все более разнообразным. Поэтому необходимо, чтобы школа не только обеспечивала будущих выпускников знаниями, навыками, умениями и компетенциями, но и создавала возможность собственноручно прикоснуться к миру современных профессий. Это знакомство должно быть именно деятельным, когда школьник может примерить какие-то роли на себя: ведь самый ценный опыт - тот, который получен собственной практикой.
Эти соображения в 2016 году подсказали нашей школе, что необходимо активно включаться в программу «Профессиональное обучение без границ», в рамках которой школьники проходят настоящее профессиональное обучение на базе профессиональных образовательных организаций и по завершении этого обучения имеют возможность получить свидетельство о присвоении рабочей профессии.
Учитель русского языка и литературы школы №1591 Елена Ермакова рассказывает о своем опыте участия в проекте:
- Так или иначе перед каждым школьником встает вопрос о том, какую профессию выбрать. Мои ученики часто интересуются, почему я стала учителем, кто повлиял на мой выбор. Совершенно очевидно, что их тревожит выбор будущей профессии. Нестабильность рынка труда, жесткая конкуренция и «война за таланты» заставляют и родителей, и ребят задумываться над этой проблемой. И чем точнее мы, взрослые, дадим ответ, тем комфортнее будет жизнь завтрашнего специалиста.
Полноценную картину профессий школьнику трудно нарисовать без сторонней помощи, моим питомцам, четырнадцатилетним мальчикам и девочкам, о профессии парикмахера рассказали преподаватели колледжа №24. В течение 2017‑2018 года я курировала группу, состоящую из 12 человек. Каждую субботу по 3 часа дети знакомились с профессией парикмахера, с удовольствием включались в учебно-познавательный процесс. Честно говоря, я ожидала, что кто-то «сойдет с дистанции», сославшись на высокую загруженность в школе. Почему я так думала? Семеро из двенадцати - мои ученики, я вижу их ежедневно, они иногда ленивые, иногда несобранные, иногда агрессивные. Так вот, я ошиблась, они не только не струсили, наоборот - включились во взрослую жизнь, где надо уметь отвечать за выполненную работу (они вживую красили и стригли друг друга), я ни разу не слышала грубости в общении друг с другом. Уверена, что такая программа помогает ускорить созревание личности. Да-да, личности, способной планировать свое время, готовой к диалогу на равных, умеющей ценить чужой и собственный труд. Эту положительную динамику отметили и родители.
В первый год по программам профессионального обучения занимались около 40 учащихся школы №1591, которые осваивали только две профессии - «оператор ПК» и «делопроизводитель». В прошлом 2017‑2018 учебном году таких обучающихся стало уже 176, из которых 68 получили профессиональные свидетельства. В этом учебном году на программы профессионального обучения заявилось 250 школьников, причем некоторые осваивают одновременно несколько профессий. Выбор можно сделать из 9 программ, среди которых, кроме уже упомянутых, есть также агент страховой, парикмахер, лаборант-микробиолог, ожидаемо популярный среди юношей слесарь по ремонту автомобилей и другие.
Изначально мы рассчитывали в основном на учащихся 7‑8‑х классов: тот возраст, когда несколько снижается интерес к стандартным формам дополнительного образования и появляется все возрастающее желание попробовать что-то новое. На данный момент в проекте есть свои «ветераны»: те, кто на протяжении нескольких лет освоил 3‑4 профессии и получает еще одну, обучаясь в 10‑м или даже 11‑м классе.
Активная подготовка к новому профессиональному учебному году начинается в марте - апреле. В это время проходят информационные встречи с родителями и учащимися, куда мы обязательно приглашаем представителей колледжей-партнеров. Однако этого для максимального вовлечения в профессиональное обучение широкого круга школьников недостаточно. Школа активно участвует в проектах «Сто дорог - одна твоя» и «Юные мастера», в рамках которых учащиеся получают первую возможность прикоснуться к одной из рабочих профессий, сделать первый шаг к ее освоению. Кроме этого, занятия по некоторым профессиям организуются прямо в школе, что является особенно удобным для учащихся и их родителей. К тому же мы стараемся согласовать с колледжами такое расписание, которое позволяло бы желающим осваивать не одну профессию. И конечно, для всех, кто обучается на базе колледжей, школа организует сопровождение к месту проведения занятий. За каждой группой закрепляется куратор из числа учителей школы, который не только сопровождает учащихся, но и помогает им дойти до конца в освоении выбранной профессии. Наконец, отличную рекламу для участия в проекте создают и отзывы товарищей, которые уже получают профессию или завершили свое обучение. Поэтому только постоянная и многосторонняя работа позволяет вовлечь в данный проект максимальное количество учащихся.
Также часто интерес к рабочей профессии рождается из повседневной жизни, и задача школы - увидеть этот интерес и поддержать его.
- С раннего возраста мама всегда заплетала мне косы, - вспоминает ученица 9‑го класса Ксения Лямцева, - а когда родилась младшая сестра, мне тоже пришлось освоить этот навык, чтобы помогать ей по утрам. Когда я подросла, мне стало интересно не только плетение, но и различные окрашивания. Когда в школе открыли набор на профобучение по направлению парикмахерского искусства, я очень обрадовалась. Весь год я училась стричь волосы и делать укладки, это было очень интересно. Несомненно, было сложно совмещать курсы с учебой, но я была счастлива узнавать что-то новое о профессии и пробовать это на себе. Я горжусь собой, что смогла успешно сдать экзамены и в будущем смогу развивать свои навыки.
Наконец, типичной становится и такая ситуация, при которой профессиональное обучение значительно меняет отношение к учебе тех учащихся, которые пользуются повышенным вниманием службы профилактики из-за сложностей с учебой и поведением. Ведь знакомство с новым интересным видом деятельности позволяет открыть новый смысл учебы и переменить к ней свое отношение. Поэтому сейчас составление практически любого плана индивидуального сопровождения для учащегося, состоящего на внутришкольном учете, начинается с планирования его профессионального обучения.
И даже если освоенная профессия не определит всю профессиональную карьеру сегодняшнего школьника, то уж точно позволит ознакомиться с миром современных профессий и поможет сделать дальнейший осознанный выбор.

Александр КУЛАГИН,
директор школы №1591