– Анастасия Анатольевна! Ну чему меня может научить учитель, который не владеет всей информацией и знает только в пределах учебников?! Мне ведь нужны знания, которыми я воспользуюсь в институте. Поэтому я не собираюсь идти в 10‑й класс, я хочу большего, - уверенно заявил мне на уроке обществознания мой пятиклассник, когда мы изучали очередную тему.
Более пятнадцати лет назад, когда компьютерные технологии все активнее входили в образовательную среду и учителя были вынуждены догонять своих продвинутых в компьютерах учеников, я поняла, что пришло время не просто двигаться вперед в методиках и технологиях, а нужно бежать и активно включаться во все новшества, которые диктует нам современное общество.
Мои ученики уверенно пользовались компьютером и являлись «носителями» цифрового языка. А мне как представителю другого поколения приходилось с удвоенной скоростью получать такие необходимые знания. Спасибо ребятам за то, что они мне помогали.
Тогда я все более отчетливо утверждалась в своем понимании учителя не просто как наставника и транслятора знаний, а как помощника, который своими поступками мотивирует детей к действию, к поиску новых знаний. Учитель становится соратником и попутчиком. А у учащихся появляются потребность и желание не только самостоятельно определять цели развития и вдохновлять своими достижениями одноклассников, но и стимулировать к профессиональному росту учителя.
Школьные годы должны стать для учащихся интересными и незабываемыми, а опыт и знания, приобретенные здесь, - полезными на всю жизнь.
Итак, быть интересной и удивлять на уроках стало моей главной задачей. И здесь началась работа над самосовершенствованием, ведь удивить «цифровых аборигенов» не так-то просто. Они проверяют любую информацию, которую ты приводишь в пример, забив ее в поисковик своего телефона, для того чтобы подтвердить или опровергнуть высказанную учителем точку зрения. Именно здесь рождается истинное знание, именно здесь они прибегают к анализу полученной информации.
Освоив ряд интересных «фишек», я объявила, что «теперь на уроке разрешаю пользоваться телефоном и выходить в Интернет, но…». Это вызвало в классе некое смятение. Дальше я предложила детям сесть поудобнее перед экраном, и мы провели не­обычную проверку домашней работы, которая вдохновила ребят на активную самостоятельную деятельность по изучению новой темы. Я же взяла на себя роль помощника и координатора. Работа была интересной и необычной, сделали больше, чем обычно, а главное - получили удовлетворение, что сами.
Для проверки домашней работы использовала достаточно простые программы для создания онлайн-викторин, тестов и опросов. Для участия в тестировании учащиеся просто должны открыть сервис и ввести PIN-код, который предоставляет учитель со своего компьютера. Эта программа отличный способ оригинального получения обратной связи от учащихся.
После этого урока слышу, как ребята, дружной стайкой вбегая в кабинет, задают один и тот же вопрос: «Здравствуйте! А опрос сегодня будет? Давайте проведем его сегодня!»
Время неумолимо движется вперед, и на смену простым линейным презентациям пришли веб-сервисы, с помощью которых можно создать интерактивные мультимедийные презентации с нелинейной структурой и многофункциональные конструкторы, позволяющие создавать интерактивные обучающие материалы и вовлекающие в прохождение курса до конца. Эти ресурсы делают уроки позитивными и увлекательными.
Многие дети не знакомы с этими программами, и здесь наступает время удивлять. И удивлять нужно как можно чаще, тогда твой опыт интересен и важен, а общение приносит много новых знаний и умений. Огромным подспорьем для современного учителя является Московская электронная школа. У меня появилась возможность создавать интерактивные задания, электронные учебные пособия непосредственно на этой платформе, а еще пользоваться материалами коллег, знакомиться с интересными находками.
Ребята начали осознавать, что учиться интересно и своим примером можно вдохновить окружающих к изучению дисциплин, которые раньше считались менее важными, захватывающими и привлекательными. Теперь они с удовольствием берутся за проекты, создают тематические сайты, делают макеты, разрабатывают интерактивные задания и тесты. Из такой работы рождаются интернет-проекты, в которых участвуют ребята из разных параллелей нашей школы. Одним из таких веб-проектов стал «1917 год глазами современных школьников». Ребята разделились на группы и зарегистрировались в таблице продвижения, получили задания. Они ставили метки на карте, делали визитную карточку своей команды, читали стихи Александра Блока и делали видеоролики, создавали сайты, где выкладывали свои материалы, и интерактивные задания.
Решая задания веб-квеста, мы увидели, что даже слабые учащиеся с низкой мотивацией были заинтересованы в хорошем результате и предложенные задания старались выполнить, используя разнообразные материалы. Но самое удивительное, что на веб-квест, который готовили учащиеся 10‑го класса, а были приглашены ребята из 9‑го класса, пришли и семиклассники, и даже зеваки, проходящие мимо кабинета, в котором начиналась игра, просили разрешения присоединиться.
Такого рода проекты дают возможность расширять межпредметные связи, показывать взаимосвязь наук. А погружение в проект способствует развитию учащихся, формированию их активности и творчества, позволяет сделать выбор в пользу изучения дисциплин, которые необходимы в будущей профессиональной деятельности.
В результате таких проектов учитель получает массу материала в педагогическую копилку в виде сайтов, интерактивных заданий, сделанных группами учащихся. А еще массу позитивных эмоций и гордость за своих учеников.
Я заметила, что, получив навык работы в проектировании, ребята начинают активно применять его и на других предметах, что подтверждает полезность таких форм работы. Обучение становится ярким, когда педагог творит вместе с детьми и каждый может показать, на что он способен. Ребята учат друг друга, используют изученные программы и создают что-то новое, самовыражаются.
И теперь я смело могу ответить своему любимому пятикласснику, что если он поверит и пойдет со мной, то я буду обязательно полезна для него. А он в свою очередь сможет помочь мне. Наше общение на уроке будет интересным и увлекательным, и мы вместе будем делать открытия.
А задача педагогов заключается в разработке таких интерактивных средств, которые позволят нашим ученикам не упустить ни одной возможности для получения знаний, общения, творчества и позволят успешно преодолеть все преграды.

Анастасия ДЮЖЕВА,
учитель истории и обществознания школы №2026