Ребята мечтают о насыщенной и счастливой жизни, о любви и дружбе, о том, чтобы получить хорошее образование и найти интересную высокооплачиваемую работу. Кто-то добивается своей цели, а кто-то нет. Что это - только везение? Или основная причина другая? Об этом мы решили побеседовать с нашими выпускниками - Владимиром Завгородним, золотым медалистом, первокурсником МГМУ имени И.М.Сеченова, и Георгием Меркуловым, неоднократным победителем поэтических конкурсов, первокурсником филфака ПСТГУ.
Мы говорили о том, что у каждого человека должна быть мечта. Она, как неутомимая динамо-машина, заставляет нас двигаться вперед. По мнению выпускников, такой мечтой может стать желание поступить в хороший вуз и получить желанную специальность.
- Хорошо, если человек уже классу к 9‑му определился, кем он хочет стать, - говорили ребята. - Тогда он уже понимает, к чему он должен стремиться. Если же пока не получается, может помочь психолог, а также занятия по профориентации, какие проходили у нас в школе. Мы-то сами давно решили, кем хотим быть.
Действительно, Володя уже с 5‑го класса мечтал стать врачом; ему хотелось, чтобы больных детей и детей-инвалидов рождалось как можно меньше. Он упорно занимался химией и биологией, читал много специальной литературы, занимался дополнительно в школе и на дистанционных курсах.
- Я думаю, что школа может очень помочь человеку в достижении мечты, - говорит Вова. - Все педагоги старались поддержать меня и настроить только на победу.
Гоша еще в начальной школе начал писать стихи, его заметки появлялись в районной газете. И хотя он горячо любил музыку и прилежно учился вокалу, Георгий понимал, что жизнь его будет связана не с музыкой, а с литературой. Годы ушли на занятия поэзией в студии, на чтение книг (поразительную литературную эрудицию старшеклассника отмечали даже преподаватели МГУ в Школе юного филолога), на оттачивание своего стиля и работу со словом. Экзамены были сданы блестяще, и Гоше пришлось лишь выбирать между четырьмя прекрасными вузами, среди которых был и литинститут имени М.Горького. Все же выбор был сделан в пользу ПСТГУ, филологический факультет которого имеет прекрасную репутацию.
- Важно, как мне кажется, никогда не впадать в уныние и не терять чувство юмора, поскольку оно помогает не воспринимать серьезно те трудности, которые время от времени возникают, - считает Георгий. - Кто-то из великих правильно заметил, что человек сам творит свою судьбу. Конечно, во многом это так, но и от везения тоже много зависит. И главное - от того, как человек реагирует на неудачу. Побед без поражений не бывает, поэтому нужно с достоинством принимать все вызовы судьбы, относиться к ним философски и идти по жизни с улыбкой.
И Вова, и Гоша уверены: если у человека есть мечта, он будет стремиться к ней, будет заниматься с удовольствием, ведь от этого зависит его будущее. Но одной мечты мало.
- Сейчас мы понимаем, что школа во многом помогла каждому из нас осуществить свои стремления, - говорят выпускники. - Изучая основы разных наук, мы можем выбрать те из них, которые нам по-настоящему интересны, решить, чему мы хотим посвятить свою жизнь.
- Мне кажется, - говорит Гоша, - что уже с 8‑9‑го класса все ребята определились, что им интересно, а что нет. В любом случае больше времени уделяешь тем предметам, которые тебя привлекают. Конечно, остальное тоже забрасывать не надо, но все же понимать, что тебе важно и необходимо, должен каждый.
А что повлияло на выбор мальчиками жизненного пути?
- Я не могу ответить однозначно, - говорит Гоша. - О чем человек мечтает и какие цели он ставит перед собой в жизни - это очень индивидуально и зависит только от самого человека. Но мне кажется, что влияет все и понемногу: это могут быть и хорошие книги, которые ты прочел к тому времени, когда тебе нужно определяться с будущей профессией, и кино, которое успел посмотреть. Собственные способности играют огромную роль - может быть, самую главную. Если вдуматься, от родителей и от школы тоже многое зависит, ведь старшие могут помочь добрым советом и направить в ту или иную сторону. Все это, соединяясь, рано или поздно даст свои всходы.
- Я думаю, влияют все люди, которые ребенка окружают, само общество, потому что только в социуме человек может нормально развиваться как личность и формировать свое мировоззрение, а также решать, кем он хочет стать, - соглашается с ним Вова.
Взгляды ребят в чем-то совпадают, а в чем-то нет. Но и Владимир, и Георгий уверены, что школа дала им силы и уверенность в себе для достижения цели. Ведь именно здесь они делали свои первые шаги к будущей профессии: участвовали в олимпиадах, готовили проекты, пробовали свои силы в исследовательской и творческой работе.
Выпускники - это итог нашей работы. Мы дали им все, что смогли: не только информацию по предмету, но и тепло своих сердец; мы поделились верой в людей и добро, любовью и надеждой. И на этом нелегком пути были и победы, и, к сожалению, неудачи. Но это наша работа - снова и снова обращаться к душам людей, стремясь зародить в них зерна добра и ответственности. И верить, что каждое наше слово однажды даст всходы, принесет свои плоды.
Вот и пришел опять сентябрь. И за парты, где в прошлом году сидели сегодняшние первокурсники, сели пятиклассники. Они такие маленькие, любознательные и непоседливые! Мы вглядываемся в их лица и пытаемся угадать: а кем же станут они? Какой цели посвятят они свои жизни? Но какую бы профессию они ни выбрали, мы верим, что сможем и им помочь найти себя, сумеем вселить в их сердца веру в мечту и упорство для достижения цели.

Елена САФОНОВА, учитель русского языка и литературы специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната №31