Безусловно, глобальных и фундаментальных основ не оспаривает никто, и, какими бы семимильными шагами ни шел ныне прогресс информатизации и технологизации современного общества в целом, а вместе с ним и системы образования в частности, школа навсегда остается базовой основой. Фундаментальность получаемого в школе образования сродни измерителю уровня образованности и общей культуры общества, и школа всегда была и будет стартовой площадкой на пути социализации формирующейся личности.
Однако модернизация общества, а вместе с ней и изменение требований к системе знаний, умений и навыков отзываются колебаниями в системе требований, предъявляемых к современному школьному образованию. В современных условиях это означает лишь одно: в диалоге между фундаментальным и прикладным образованием все более весомо начинает звучать второе.
Образование, как известно, работает на будущее. Все новые требования к профессиональной квалифицированной деятельности диктуют качественно иную подготовку будущих специалистов, и это значит, что школа, в особенности московская школа, становится площадкой для формирования ученика иного формата. Если еще некоторое время назад было нормой ожидать профессионала исключительно по выходе из вуза, то ныне планка заметно поднялась, и школа становится местом, к которому предъявлена система требований по формированию комплекса практико-ориентированных умений.
Современная школа - это площадка новых возможностей и город будущего, так можно назвать современные образовательные комплексы, перефразировав слоган одного из известных московских образовательных проектов. На пути получения качественного и, что немаловажно, востребованного образовательного продукта, в сфере возможностей школы сегодня огромное число практико-ориентированных проектов, среди которых самыми актуальными являются профильные классы: инженерный, кадетский, медицинский, Курчатовский проект, «Кадетская звездочка», проекты JuniorSkills. Огромное значение имеет олимпиадное движение.
- Сегодня произошло определенное смещение ориентиров, - комментирует проблему заведующий кафедрой естественных дисциплин школы №1512 Александр Дунин. - Нам приходится говорить о новом уровне в системе потребностей современного школьника, и это веяние угадали и даже предвосхитили все те проекты, которые действуют ныне в системе практико-ориентированного школьного образования. Если вчера ребенку были нужны математика и физика в обычном представлении, то сегодня ему необходимы инженерные специальности в самом широком спектре этого слова, то есть не просто информатика, а информационные технологии, не просто физика, но технологические процессы, основанные на физической теории, не просто математика, а вычислительная техника. И это означает лишь одно: уже за школьной скамьей мы должны применять изучаемые методы и способы действий, решая конкретные производственные задачи.
Безусловно, мы должны понимать, что в русле подобной работы школе необходимо включать комплексную систему рычагов мотивации. Действуя в современных условиях, мы понимаем, что уже недостаточно просто говорить о разностороннем развитии и формировании практико-ориентированных умений, недостаточно абстрактно работать на «завтра», но необходимо уже сегодня вооружить школьника четким пониманием всех тех бонусов, которые ему дает новый формат образования. Конечно, если идет речь о выпускниках, то автоматически мы обязаны говорить о вузах. И в этой связи стоит подчеркнуть, что, начиная проф­ориентироваться с 10‑го класса, школьник в первую очередь ориентирован на вуз, в который собирается поступать, и именно участие в предпрофессиональных олимпиадах, всевозможных конференциях как способах взаимодействия с вузами, прохождение предпрофессионального экзамена не просто позволяет набирать дополнительные баллы к единому государственному экзамену, обеспечивая школьника достаточным инструментарием для повышения возможности поступления в ведущие вузы Москвы и страны, но и предоставляет выпускнику достойную фундаментально-прикладную базу, необходимую для начала обучения.
- Огромным достижением современной школы является тот факт, что выпускник приходит в вуз не обнуленным первокурсником, - поясняет Александр Дунин, - а ориентированным на достижение результата и получение профессии, и в этом заслуга исключительно школы, ведущей гигантскую подготовку будущего профессионала и специалиста.
Иными словами, школа сегодня становится той площадкой, куда интегрируется и где в полной мере используется весь тот мощный городской ресурс, которым владеет столица.
Однако, как бы ни была востребована предпрофессиональная подготовка ученика, для многих детей и даже их родителей продолжает оставаться актуальным вопрос мотивации. И для его решения прежде всего необходима команда высококвалифицированных педагогов, которые готовы не просто рассказать и показать, но дать потрогать, провести своеобразный профильный эксперимент, испробовать то, что интересно. Преподаватель, имея в распоряжении интегрированный городом технический ресурс, обязан продемонстрировать на нем все те возможности, которые необходимы для достижения поставленных целей в учебном процессе. Не случайно нами было упомянуто слово «интеграция» - в этой связи на первый план выходит сотрудничество с вузами. Осмыслить новые технологии есть огромный труд, и сделать это на фоне «прихода вузов в школы» - значит получить неплохие бонусы по результатам проведенной работы. Всевозможные конференции с партнерами проекта, экскурсии, различного формата встречи с профессионалами, хакатоны, все то, что востребовано в линейке вузовской профориентации, сегодня завлекает ребят всех возрастов, настолько красочно и интересно оформлены данные мероприятия.
- Мотивация к прикладной науке? - подключается к разговору учитель технологии для мальчиков Ольга Шевакова. - Откровенно говоря, мы не знаем подобной проблемы. Дети изначально мотивированы пониманием того, что, владея определенными графическими навыками, слесарными умениями, они смогут применить свои знания и практические умения в прочих аспектах, от канализационного до слесарного дела. Заинтересованность продиктована самой жизнью. А еще они растут как личности, формируются как мужчины.
С этим невозможно не согласиться, поскольку, как бы мощно ни генерировалось вокруг нас новое технологическое пространство, Школа навсегда останется оплотом реализации двух глобальных процессов в формировании человека: образования и воспитания, формирования не просто будущего профессионала, но и становления личности. И это то, что волнует родителя, волнует порой даже больше, чем пресловутые баллы ЕГЭ. И как же приятно, когда на фоне новомодных публикаций в Instagram, зачастую сомнительного качества и пугающего характера, встречаются такие, от которых и в самом деле защемит сердце! От гордости за ребенка, впитавшего настроения и усилия, вложенные в него учителем.
- Сын сказал, что без верстака мальчишке никак нельзя, - пишет в своей публикации мать семиклассника школы №1512 Ольга Кухарева. - И пошел… мастерить. Работа кипела до вечера. Санька очень устал, но был такой довольный и счастливый! У меня сердце сжималось от гордости. Растет настоящим помощником!
Глядя на подобные примеры, можно с уверенностью сказать, что, какие бы практико-ориентированные чудеса ни происходили, успех во многом зависит от того, кто руководит процессом, поскольку во главе угла остается учитель. Внедрение и адаптация новых программ, личный пример, профессиональная работа на высокотехнологичном оборудовании, и результат не заставляет себя ждать - со школьной скамьи выходят те, кто имеет четкое понимание дальнейшей траектории выбранного образовательного пути, и это значит, что в нашем сознании более нет мифов. Остается лишь правда о том, что школа не просто смотрит в завтрашний день, но сегодня она уже есть его мастерская.

Мария КОБЫЛИНСКАЯ,
учитель иностранных языков и редактор официального сайта школы №1512