Началось все в 2011 году, когда Томская область вступила в апробацию курса «Основы религиозных культур и светской этики». Виктория Куренкова как учитель русского языка и литературы всегда работала с категориями духовности и нравственности. Ее ученики часто писали исследования на литературные темы, а тут возникло желание исследовать евангельские притчи: сын поступил в духовную семинарию. Дети подхватили.
- Как руководитель детских исследовательских работ в 2011 году я была отмечена владыкой Ростиславом поездкой в Иерусалим вместе с десятью педагогами области, внесшими значительный вклад в духовно-нравственное развитие школьников, - рассказывает Виктория Александровна. - Как раз эта ситуация и раскрыла мне глаза не только на красоту православной культуры, но и на истинные ценности. Погрузившись в атмосферу Святой Земли, я поняла, что это аванс, который мне был дан свыше. С тех пор деятельность свою я стала воспринимать как служение. Четыре года мы с детьми изучали притчи. Все исследования опубликовывали в наших журналах. Дети защищали их перед одноклассниками. Появилось много желающих написать свои отзывы, которые мы тоже опубликовывали в журнале. Собственно, так и родилась концепция «Конвергенция в педагогической практике: взаимопроникновение технологий исследования, текстотворчества и журналистики», которая признана лучшей инновационной технологией на конкурсе в Иркутске.
Уже семь лет под редакторством Виктории Куренковой выходит культурно-просветительский журнал-альманах для юношества, учителей и родителей «Воскресные чтения». Это не привычная школьная стенгазета, а серьезное интеллектуальное издание: «толстая» книжка, хорошая бумага, высококачественные иллюстрации и, главное, содержание.
- Русская литература всегда отличалась высокой духовностью - учила человека тому, как победить зло, победить грех, - объясняет педагог. - К сожалению, сегодня современные тексты чаще отражают, как грех победил человека. В современных СМИ происходит эстетизация безобразного, они утрачивают воспитательную функцию. Вместе с детьми организовали клуб «МИГ» (медиаинформационная грамотность на основе духовности и нравственности). Придумали два проекта, которые на сегодняшний день стали региональными. Это олимпиада по журналистике «Информационная этика» в рамках Макариевских образовательных чтений и детский пресс-центр, куда входят ученики 5‑11‑х классов. Они освещают события Дней славянской письменности и культуры в рамках Кирилло-Мефодиевских чтений.
Журнал издается раз в год.
- Через деятельностный подход, через игру в писателей и журналистов у детей формируются представление о метапредметных понятиях, активная позиция по отношению к православной культуре, - говорит Виктория Александровна. - Дети сами выбирают мероприятия, которые идут освещать, пишут тексты на духовно-нравственные темы и на занятиях клуба для пишущих детей «МИГ», и на уроках литературы и русского языка. Журнал учит детей «включать фильтр» и не пускать в свою душу весь информационный шум - не только выделять в информационном потоке главное, но и интерпретировать события с позиций высокой духовности и нравственности.
Еще в начале своей деятельности, в 2012 году, Виктория составила план сотрудничества с учебными учреждениями, о чем ее попросил духовный наставник Димитрий Сергеев. Вместе с руководителем городского методического объединения учителей ОРКСЭ представила эту работу на муниципальный конкурс «Православная педагогическая инициатива». Работу отметили, а через некоторое время руководить методическим объединением предложили Куренковой.
Сегодня налажен механизм проведения городских методических объединений совместно с настоятелями северских храмов, выработан план совместной деятельности общеобразовательных учреждений с педагогами-катехизаторами храмов Владимирской иконы Божией Матери и Преподобного Серафима Саровского. Школьники совершают автобусные экскурсии в музей Духовной семинарии Томска, этот проект социального партнерства родился, когда журнал «Воскресные чтения» выиграл конкурс социальных проектов, который проводил Сибирский химический комбинат. Вместе с епархией проводят торжества. Например, праздник православной книги ученики Виктории Александровны организовали не только для одноклассников из своего лицея, но и для ребят из воскресной школы. Об этом тоже, конечно, написали в журнале.
Журнал объединил вокруг себя и педагогов, причем не только тех, кто ведет основы религиозных культур и светской этики, но и словесников. Кроме бумажного родился «Устный журнал», где дети Томской области читают свои опубликованные тексты перед общественностью. Это мотивирует новых юнкоров освещать духовные и культурные события, участвовать в олимпиаде по журналистике «Информационная этика». На городские методические семинары приглашаются победители Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», которые делятся опытом преподавания ОРКСЭ. Возникло сотворчество Департамента общего образования Томской области с Томской митрополией в организации помощи педагогам в деле просвещения и духовно-нравственного воспитания.
- Это бесценный опыт духовно-нравственного воспитания школьников в Томской области, - считает Виктория Александровна. - В прошлом году, когда координатором межрегионального этапа был Томск, учителя нашего города проявили активность, но не вышли в следующий этап конкурса. И все равно священники отметили всех участников на муниципальном уровне грамотами и денежной премией. Настоятели северских храмов Дионисий Степанов и Димитрий Сергеев - кураторы нашего проекта - поддерживают журнал материально все 7 лет.
Каждый год на конкурс «За нравственный подвиг учителя» Куренкова подает новый проект журнала «Воскресные чтения». В течение года ребята разрабатывают одну тему. Нынче, например, это «Духовная безопасность» в честь Года добровольца и волонтера. Тема номера, по мнению Виктории Александровны, способствует объединению противоборствующих сторон, примирению верующих и неверующих. Журналы находятся в свободном доступе на нескольких сайтах - используются и как методические материалы для педагогов, и как портфолио для учеников. Регулярно выпускники - участники проекта поступают на факультет журналистики. Правда, с этим связаны и трудности.
- Дети, которые в течение 5‑7 лет были в проекте, в этом году окончили школу. Надо воспитывать новых юнкоров. И помогают мне в этом именно мои дети, чьим учителем и классным руководителем я являюсь, сейчас это 7‑й класс. Им нравится, что наши проекты являются открытой площадкой, предоставляя возможность развития и проведения образовательных событий всем желающим.
По мнению писателя Юрия Горбачева, детям предоставлена возможность получить духовный опыт именно в том возрасте, когда любая информация впитывается с легкостью: «Рассказывается ли о том, почему губернатор считает важным сохранять память о Кузьмиче - Александре I, или о связи Иверской часовни в центре Томска со святынями Афона, повествуется ли об «Апостоле Алтая» святителе Макарии - все это изложено ясно и доходчиво. Юные журналисты пробуют свои «золотые перья», рассказывая о томских художниках и сочиняя рождественские истории. Все это перемежается наставническим словом священника… Дело это увлекательное, творческое, духовно наполненное. Ведь дети и наставники открывают новые грани и горизонты традиционных ценностей. Это чтение для семьи. При выключенном «зомбоящике». С обсуждением прочитанного. Думаю, у издания, которое существует уже семь лет, большое будущее».

Томск