Этот учебный год, уже шестнадцатый по счету в качестве директора, Марине Васильевне пришлось начать с судебного разбирательства. Состоявшийся в первых числах сентября суд по замечаниям пожарной службы выписал школе штраф в пять тысяч рублей. Хотя по предписанию обработка чердачного помещения была и выполнена, но не оплачена. Поэтому не установили дверь в в электрощитовую. Спросите, в чем тут вина директора? Организация ведь муниципальная, бюджетная, а не ее частная собственность. Отвечу: не знаю! Все, что нужно, директор сделала, ведь предписания пожнадзора появились после февральской плановой проверки школы. И понятно, чтобы эти предписания выполнить, нужны деньги. Неоднократно директором составлялись заявки на имя начальника РОО. Но только когда для открытия летнего школьного лагеря потребовалось их устранить, дело сдвинулось с мертвой точки. Из области пришло указание - срочно заключить договоры с соответствующей организацией. Отчитались в область, лагерь открыли. Обработали чердачное помещение. Однако бухгалтерия не оплатила работу, нет денег... Организация приостановила все действия. Приемка школы к новому учебному году выявила недоработку... Кто оказался виноватым? Директор. Ему и штраф...
Впрочем, все эти неурядицы и рутинные дела для Марины Васильевны не заслоняют главного дела - учить детей. Да и праздник они по большому счету не омрачили. Сорокина призналась, что начало учебного года она давно воспринимает как свой очередной день рождения.
Недаром все гости уже с порога отмечают особую атмосферу, царящую в Андреевской основной школе. Говоря о своем первом впечатлении, называют школу домашней. Действительно, уютная, комфортная атмосфера в школе внушает расположение, доверие. Иначе не может быть в маленькой школе, говорит директор Сорокина, ведь все дети на виду. И своей первой задачей считает, чтобы дети в школу шли с желанием и охотой. Знали, что в лице учителей они встретят справедливых наставников. Здесь их поймут. Помогут, если в этом будет необходимость.
В первые дни учебы почти с каждым учеником Марина Васильевна лично пообщалась. Кто-то заглянул в директорскую и за беседой рассказал о себе. С кем-то пооткровенничали у цветника в школьном дворе.
- Мне важно чувствовать настроение ребят, слышать их доверчивые признания, - говорит директор. - У одного, новичка, рассеять тревогу, дать понять, что здесь, в школе, ему будет комфортно. Другого, что с ленцой, настроить на серьезную учебу, пообещав взять его успеваемость под личный контроль. Детям так важно знать, что их заботы и проблемы разделяет взрослый, тем более директор школы!
Марина Васильевна замечает все перемены в своих подопечных. Вон как за лето выросла Полина Янчук! Предложила помериться с ней ростом. Та в ответ рассмеялась и зарделась от слов директора: мол, теперь учиться будешь еще лучше - вытянулась, настоящая восьмиклассница. Володя Степанов, увидев директора, заулыбался. Дорогого стоит его улыбка. Пришел ведь в школу в середине учебного года из приемной семьи весь такой взъерошенный, как воробышек. На уроках сидел грустным, безучастным. На переменах старался спрятаться от всех, пройти незамеченным. А сейчас не узнать - улыбчивый, открытый паренек. Марина Васильевна не замедлила похвалить его и сказать, что ждет от него, теперь уже пятиклассника, новых успехов. Ляйсан Кудайбергенова при встрече сказала, что принесла рыбкам в аквариум цветные камешки. А знают ли родители про этот подарок рыбкам, заволновалась директор. Мама Ляйсан позже успокоила и порадовала - не только знают, но и одобряют, они своей дочери доверяют принимать решения.
- Аквариум я не просто так держу у себя в кабинете, - говорит Марина Васильевна. - Пусть у ребят будет всегда повод зайти к директору. Так, первоклассники, еще робкие новички, ознакомившись со школой, теперь каждый день меня навещают. Предварительно стучатся, спрашивают разрешения. Вроде бы зашли только для того, чтобы посмотреть на рыбок, а слово за слово завязывается задушевный разговор. Да что малыши! Вот и подросток Роман как-то однажды на перемене заглянул в директорскую, спросил разрешения посмотреть рыбок, а скорее всего просто хотел рассказать о своем заветном. Мальчик с пяти лет живет в селе с бабушкой и дедушкой. Мама в Москве на заработках. Отец в другом городе. Роман, как оказалось, очень переживал по поводу предстоящей первой встречи с отцом. Как она произойдет? Ведь он не помнит совсем отца, родители развелись, когда маленьким был. А отец теперь вдруг воспылал любовью к сыну, часто названивал, обещая свозить его к своей маме в деревню, то есть второй бабушке. Мальчик признавался, что даже не представляет, как его отец выглядит, сможет ли он его узнать, когда увидит. Но то, что он хочет с ним встретиться, было видно по разговору. И радостно было услышать признание Романа после поездки, когда он рассказал, что ему было интересно с отцом. Бесспорно, подростку очень хорошо у бабушки с дедушкой. Они заботятся о внуке. Но ему-то нужно самое простое - быть с мамой и папой. Да еще бы лучше, чтобы жили все вместе.
Чуткий педагог Марина Васильевна убеждена: в наше время, когда разрушены нравственные устои и слишком мало положительных примеров, так велика необходимость говорить с ребятами о доброте. Потому в школе с ее легкой руки прижились уроки Доброты. На них взрослые учат детей замечать хорошее, отличать добро от зла, уметь сопереживать и сочувствовать друг другу.
Алина Кутубаева была на очередной операции. «Как мы все соскучились по тебе!» - услышала она первую фразу, когда переступила порог класса. Действительно, каждый день ребята ждали девочку, спрашивали взрослых о ее самочувствии, переживали за нее. Алина в первый же день зашла в кабинет директора, навестила рыбок - соскучилась. И не только по рыбкам…
- Про своих верных помощников - учителей - могу сказать одно: они чувствуют и понимают ребят. А это значит, что каждый из них находится в постоянном творческом поиске новых интересных идей. А иначе нельзя. Дети не пойдут за тобой.
Гульнара Тугамбаева, учитель истории, увлечена краеведением. Считает, что краеведение - путь к познанию Родины. И поэтому много времени и сил отдает изучению истории села, района, края, создала замечательную музейную комнату. Гульнара Бахытовна ведет курс «Историческое краеведение» в средних классах, а в рамках внеурочной деятельности - кружок «Мое Оренбуржье». С ребятами начальных классов ходит на экскурсии, рассказывает об истории села, памятниках, названиях улиц. Увлеченный знаток родного Оренбуржья - автор программы по краеведению, по которой школа работает уже много лет. Общая задача коллектива - приобщить ребят к истокам малой родины. Юные краеведы увлечены интересной исследовательской работой по истории села, как оно жило и развивалось в различные периоды истории, чем прославились его жители. Ведут летопись «забытых» деревень. Работа над проектами выливается в ежегодный краеведческий праздник «С чего начинается Родина».
Агайша Уренова, учитель географии, ведет кружок «Юный турист». Приобщая учеников начальных классов с первых занятий к наблюдению за природой, Агайша Серикпаевна также учит их умению выживать в природных условиях. Ребята с энтузиазмом покоряют вершины окрестных холмов, заодно открывая красоту местной природы. Оренбургские степи поражают особой прелестью.
Эльмира Кудайбергенова всегда в кругу детей. У нее поистине золотые руки, умеет делать абсолютно все, и поэтому в ней ребята видят своего верного помощника. К Эльмире Бектемировне идут за помощью в создании творческих проектов. Про учителей начальных классов Гульвану Иргалиевну Тугамбаеву и Рабигу Асылбековну Алматову можно сказать, что они умеют расположить к себе ребят и потому находят сразу общий язык с ними.
К здоровому образу жизни приобщает детей учитель физкультуры Владимир Грязнов. Он убежден: подвижный образ жизни, игры и занятия на свежем воздухе важны для каждого человека, и учить этому нужно с детства. Каждый месяц Владимир Афанасьевич проводит дни подвижных народных игр, зарницу, кроссы, велопробеги, спортивные состязания. Родители учеников неизменные участники всех состязаний. Учителя и не помнят, с какого времени пошло так, что все родители отзывчивы на призывы школы. Без них не обходятся ни школьные ярмарки и праздники, ни обсуждение и оценка ученических проектов, ни субботники по благоустройству школьной территории.
Летом двор Андреевской школы утопает в цветах. В этом заслуга всего коллектива. Каждый классный коллектив отвечает за конкретный участок. В обязанности ребят входит содержать свой участок в порядке. Еще зимой ученики начинают придумывать, как и чем украсить свой участок. А уже с ранней весны и до поздней осени идет операция «БУНТ» - «Будем убирать нашу территорию». Вся детвора с энтузиазмом превращается в «бунтарей». Школьники убирают листву, подрезают кустарники, поливают и пропалывают клумбы с цветами. При проведении операции «БУНТ» во дворе школы стоит веселый шум. Старшие ребята охотно помогают малышам. А малыши тянутся за ними, подражают им во всем.
Андреевская школа похожа на большую семью. А заветное желание ее директора - чтобы все дети в ней чувствовали себя любимыми.