Цели и задачи

Ознакомить учащихся с условиями, ходом деловой игры по выбору президента в лицее.

Практическое применение знаний, полученных в ходе изучения курса правоведения и мировой цивилизации по правам человека.

Ознакомить учащихся с порядком проведения избирательной кампании, с механизмом голосования.

Развить у школьников практический навык в процедуре голосования; развить гражданское, ответственное отношение к выборам.

Основные понятия:

голосование;

гласность;

политические партии;

кандидаты;

избирательная комиссия;

избиратель;

агитация.

Политическая партия - организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая перед собой определенные цели, связанные с преобразованием в обществе.

Голосование - процедура волеизъявления избирателей на выборах в органы народного представительства или во время референдумов.

Гласность - права человека на свободу убеждений и свободное выражение их, свободу искать, получать и распространять информацию и идеи.

Методические рекомендации

Класс делится на 3 группы, право каждой группы выдвинуть своего кандидата (группа выступает в качестве партии или независимой инициативной группы).

I этап

Роли распределяются в следующем порядке:

1. Кандидат в президенты.

2. Партия и ее программа - платформа.

3. Группа поддержки кандидата.

СМИ - выпуск бюллетеней.

Работа школьной библиотеки

1. Подготовить выставку исторической, художественно-публицистической, правовой литературы по правам человека.

2. Подготовить сменную выставку «Европа в школе» - «Толерантность - дорога к миру».

3. Оказать помощь учащимся по подбору материала к письменной работе «Европа в школе».

Организационные вопросы:

1) Организовать «Студию учителей единомышленников» по подготовке и проведению конкурса - 18 октября.

2) Составить календарный план работ лицея №395 - ноябрь.

3) Подобрать правовые международные, российские и региональные документы, провести консультацию с классными руководителями по разъяснению международных правовых документов.

4) Оказать помощь учащимся в подготовке к письменной работе.

Учителя истории и литературы.

5) Провести тестирование и анкетирование по правам ребенка в лицее, дома, в обществе:

Руководит школьный психолог.

С октября по январь.

6) Организовать школьный конкурс изобразительного искусства:

Провести конкурс рисунков по теме «Права человека и Я» с 1-го по 11-й класс.

Из рисунков комиссия выбирает 25 работ и определяет 1 победителя, которого представляют на городской конкурс.

7) Привлечь кружок флористики и «Умелые ручки» к участию в конкурсе с октября по февраль.

8) Оказать помощь классным руководителям в проведении классных часов по теме «Права человека и Я».

9) Учителям правоведения, истории, истории мировой цивилизации и истории Санкт-Петербурга, культурологии, литературы, иностранного языка в планирование включить проблемы прав человека. Так, при изучении курса 8-го класса истории «Мир в новое время» учитель рассматривает «Европейскую цивилизацию», которая выдвинула в качестве важнейшей идеи ценность личности. Это привело в свою очередь к идеям прав человека, гражданского общества, основанного на признании потребностей и интересов личности, защите ее достоинства и свободы. Многие достижения европейской цивилизации приобрели значение общечеловеческих ценностей. Идеи выдающегося философа Джона Локка (1632-1704 гг.), право на жизнь, свободу, собственность, открыли дорогу по пути к Всеобщей декларации прав человека.

Познавая первые ступени демократии и республики, учащиеся знакомятся с историей Англии. А Билль о правах 13 февраля 1689 г. дает понятие закона свободы слова. Первое место в европейской цивилизации занимает переход к конституционным формам правления, и особое место принадлежит Франции, где яркую страницу занимает Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1789 г., где источником верховной власти объявлялась нация. Декларация провозгласила свободу слова, печати, передвижения, право граждан участвовать в принятии законов и установлении налогов. Частная собственность «нерушима и священна». Свобода, равенство, собственность - основные права человека. Они положили основы правового государства во Франции и показали пример всем странам на планете Земля.

План-график проведения мероприятий в лицее №395

Педсовет по утверждению перспективного плана работы.

сентябрь-октябрь

Семинар классных руководителей о ходе конкурса в лицее («круглый стол», обмен опытом, обзор международных правовых документов).

Утверждение открытых классных часов по параллелям.

ноябрь

10) Деловая игра «Выбери президента и парламент лицея №395». Лозунг: «Требуется президент республики Лицей».

I Подготовительный этап к игре

Из учащихся 11-х классов создается штаб и избирком. Штаб организует подготовку и проведение игры, расписывает роли, готовит программу просвещения избирателей, плакаты, объясняющие процесс голосования, распространяет листовки, регистрирует партии, организует процесс конференции, дебаты, встречи кандидатов с избирателями, приглашает гостей, подводит итоги выборов.

Средства массовой информации обеспечивают освещение избирательной кампании, берут интервью у кандидатов, избирателей, членов избиркома, дают информацию о кандидатах: «политический портрет», задают вопросы на пресс-конференциях, изучают проблемные темы, пишут статьи, выпускают газеты и журналы «Выборы». Фотокорреспонденты иллюстрируют ход избирательной кампании.

Политический лидер

I. Навыки, которыми должен обладать демократический лидер

1. Навыки поведения, позволяющие завоевывать уважение и доверие избирателей.

2. Аналитические навыки, необходимые для умелого сбора и обобщения информации, анализа различных ситуаций, выбора вариантов действий, оценки людей.

3. Организационные навыки, помогающие определить цели, выбрать пути их достижения и добиться их решения.

4. Навыки делового общения помогают формулировать идеи, привлекать сторонников, создавать коллектив единомышленников.

II. Черты демократического лидера

1. Выслушивает других.

2. Уважает мнение других людей.

3. Открыт для новых идей.

4. Умеет поддержать дискуссию.

5. У него нет подготовительного плана действий, скрытого от единомышленников.

6. Старается уладить разногласия между другими.

7. Считается с чувствами других людей.

8. Обладает нормальной самооценкой.

9. Предан целям коллектива.

10. Готов поделиться славой с другими.

11. Принимает на себя вину за неудачи.

12. Доверяет другим членам коллектива.

13. Добивается согласия в коллективе.

14. Умеет защитить права личности.

15. Обладает ораторским мастерством.

III. Личные качества лидера

1. Высокая нравственность.

2. Компетентность.

3. Образованность.

4. Организованность.

5. Уверенность в себе.

6. Надежность.

7. Любознательность.

8. Ответственность.

9. Умение хранить секреты.

10. Честность.

11. Законопослушность.

12. Сила духа.

13. Сдержанность.

14. Собранность.

15. Честолюбие.

16. Энергичность.

17. Гибкость.

18. Терпимость.

Анкета для участников игры «Выборы президента»

1. Фамилия, имя, класс.

2. Какую роль ты исполняешь в деловой игре?

3. Понравилась тебе игра «Выборы президента» или нет?

4. Чему ты научился, участвуя в игре?

5. Хотел бы ты вновь принять активное участие в игре? Если да, то в какой роли? Почему?

6. Хотел бы ты выдвинуть свою кандидатуру на пост президента? Почему?

7. Какие критические замечания ты можешь высказать по организации и проведению игры?

8. Что бы ты изменил в ходе игры, чтобы она стала еще интереснее?

Выпуск школьной правовой газеты

Первая рубрика - правовое просвещение.

Выборы в демократическом обществе

Основные понятия:

- демократия (прямая и представительная);

- выборы;

- ответственность;

- право голоса;

- диктатура;

- тоталитаризм;

- анархия;

- парламент;

- меньшинства;

- кандидаты и депутаты.

Избирательное право

- избирательная система;

- легитимность;

- мажоритарная, пропорциональная и смешанная системы;

- избирательный ценз.

Политическая партия

- группа интересов;

- плюрализм;

- соревнование;

- платформа или программа партии;

- политическая стабильность, сосуществование партий.

Избирательная кампания

- закон о выборах;

- гражданские права и обязанности;

- открытость и гласность выборов;

- выдвижение кандидатов;

- функции избирательной кампании;

- роль политических партий в избирательной кампании;

- отражение хода избирательной кампании средствами массовой информации.

День выборов

- зачем нужны выборы?

- выборы;

- избирательная кампания;

- кандидат;

- предвыборная программа.

Право

- гражданина на участие;

- право голоса;

- прямая демократия;

- представительная демократия;

- избирательный бюллетень.

Основные типы избирательной системы

- парламентская система;

- президентская система.

Роль политических партий на выборах

- группы по интересам;

- политические партии;

- плюрализм;

- политическая стабильность;

- программа партии;

- кандидат в депутаты;

- политика;

- политическая активность;

- социальная апатия;

- СМИ.

Политические дебаты и выборы президента

- голосование;

- гласность;

- политические партии;

- кандидаты;

- избирательная комиссия;

- избиратель;

- агитация.

Рубрика лучших школьных рисунков. «Права человека и Я» - «Европа в школе».

Наш кандидат

Интервью с кандидатом, с его группой поддержки.

Проблемные вопросы:

Кандидат и партия:

1. Что такое политическая партия?

2. Может ли демократия функционировать без политической партии?

3. Должны ли партии выбирать кандидатов или кандидаты выбирать партии?

4. Какая разница между двухпартийной и многопартийной системой?

1) Как гарантируется доступ граждан к СМИ?

2) Все ли граждане имеют доступ к СМИ?

3) Есть ли какие-либо ограничения для свободы слова и прессы?

4) Может ли деятельность СМИ нанести вред обществу?

5) Что говорится в законе о печати?

Избирком:

1. Что такое всеобщее голосование?

2. Почему так важно участие граждан в выборах?

3. Какую роль может сыграть один голос на выборах?

4. Почему голосование должно быть тайным?

5. Что плохого в покупке или продаже голосов?

Независимые наблюдатели:

1. Какими должны быть демократические выборы?

2. Зачем нужны независимые наблюдатели?

3. Как деятельность независимых наблюдателей может повлиять на результаты выборов?

Избирком предлагает примеры:

Партии:

1. «В защиту прав ученика»

Тематика газеты: «Учимся демократии».

Интересные предложения:

1. Составьте и запишите свод законов жизни вашей группы.

2. Выпустите газету «Свод законов вашего «государства».

3. Мини-сочинение «Мне есть кем гордиться».

4. Моя роль гражданина РФ.

5. Провести социологический опрос: «Какими личными правами и свободами вы обладаете?»

6. Провести социологический опрос: «Что такое достойный уровень жизни?» Узнайте показатели безработицы в районе.

Подведение итогов:

1. Создана модель гражданского общества в лицее №395.

2. Создание избирательного закона республики Лицей №395, на основе которого в сентябре пройдут выборы в учредительный парламент, кандидатами считать победителей первой и второй ступени.

II этап

О кандидате и его программе.

Оформляются бюллетени, в которых рассказывается о кандидатах, предвыборных программах партии; распространение своих листовок, проведение агитации.

III этап

Вступительное слово учителя о задачах ролевой игры. Учитель обращает внимание учащихся на то, что в ходе игры они смогут реализовать свои знания об избирательном процессе в практической деятельности, проверить свои организаторские способности и приобрести практические навыки участия в выборах.

Порядок проведения политических дебатов

Ведет подготовленный учителем ведущий (из 11-го класса - член школьного избиркома). Он представляет кандидатов от партий на пост президента и их доверенных лиц.

Жанна ВЕРШАНСКАЯ, учитель обществознания

Санкт-Петербург