Нужно заметить, что во всех приветственных речах звучала мысль о том, что сельская школа - это центральная ось, подобная воображаемой оси планеты Земля. Благодаря ей живут и сменяются поколения, происходят и чередуются события. Вся жизнь села так или иначе связана со школой. Эту истину подтвердили все более 100 отобранных работ сельских учителей. Любой разговор с участниками проекта тоже в той или иной мере касался этой аксиомы. Учителя рассказывали, почему важно сохранять сельские школы.
Например, упорную борьбу за жизнь ведет школа из села Малая Хвощеватка Воронежской области. Как рассказал директор школы и учитель физики Александр Деркачев, малочисленную школу, в которой сегодня обучаются всего 26 человек, неоднократно пытались закрыть. И однажды это даже получилось: Хвощеватская школа не слышала детских голосов целых 20 лет - с 1976 по 1996 год. Когда детей в селе прибавилось, школа начала работать, однако угроза реорганизации продолжала висеть над ней. В 2006 году школу опять чуть было не закрыли, однако родители сумели доказать, что без их согласия эту процедуру провести нельзя. Еще один шаг, угрожающий существованию школы, был сделан в 2011 году, когда здание было признано аварийным, но, как пояснил Александр Деркачев, все село опять выступило единым фронтом, и благодаря спонсорской помощи удалось построить новое здание школы. Маленькая школа выиграла свою победоносную войну, но нужны ли были эти жертвы?
-Да, нужны, - считает Александр Деркачев. - Почему мы спасли школу? Да потому что мы знаем: если нет школы, то нет села. Если потеряем село, то потеряем корни, семью.
- Школа все равно является центром, даже если в селе есть библиотека и клуб, - поддерживает эту позицию учитель физической культуры из школы села Новые Забалки Пензенской области Сергей Ягудин. - Люди приходят сюда по всем вопросам. Исчезнет школа, через 20 лет исчезнет село. Даже если человек родился в этом селе, если нет школы, он поведет детей в школу другого села. Конечно, селу повезло, если оно расположено на перекрестке дорог, в нем есть крупное хозяйство, которое дает рабочие места, но также очень многое зависит от желания жителей сохранить село. Мы на этой земле родились и должны ее беречь. Мне кажется, самое ценное, что дает сельская школа, - это воспитание. Мы стараемся прививать детям уважение к себе. Если человек будет уважать себя, то он перенесет это уважение на окружающих. Воспитание ведь из чего складывается? Из моментов. Например, мы недавно выкопали картошку, собрали урожай, принесли в школу. Яблок тоже принесли. Сами приготовили угощение, покушали, как дома. Дети во всем помогали. Кросс «Золотая осень» проводили, а после финиша лотерею разыгрывали. Все сели, чай попили и ждут лотерею, а там детские наклейки, воздушные шарики, но радости было и у детей, и у взрослых! Из таких моментов для нашего 31 ученика жизнь складывается. Это и есть воспитание.
Многие из сельских учителей уверены, что нормативно-подушевое финансирование губительно для малокомплектной школы. Большим школам оно на пользу, поскольку они принимают много детей, за ними следуют деньги, и на эти средства есть возможность обновлять материально-техническую базу, улучшать условия для получения качественного образования и соответственно ожидать нового притока учеников. Маленьким школам нечем привлечь детей, соответственно они живут на то, что есть. К сожалению, в таких школах недостаток финансирования не позволяет оплачивать некоторые уроки, а также многие виды внеклассной деятельности. Например, в начальных классах могут объединить 1‑й и 3‑й, 2‑й и 4‑й классы, таким образом, 2 учителя ведут по 2 класса.
Большая нагрузка у учителей - это тоже норма для сельской школы. Например, в той же Пензенской области учителя меньше 30 часов нагрузки не берут. 1,5 ставки у педагога - это минимум. Понятно, что учителя набирают часы не от хорошей жизни. Если средняя зарплата по экономике по региону 27 тысяч рублей, то учитель с 33 часами нагрузки «чистыми» получает… 19 тысяч рублей. Выручают всех только собственное хозяйство да компенсация за услуги ЖКХ.
Еще одной сложностью учителя малокомплектных школ называют то, что у многих детей родители ездят на заработки в крупные города или районные центры, часто оставаясь там на месяцы, а то и на годы. Ребятишки находятся под присмотром бабушек и дедушек, которые то балуют детей, то, наоборот, так «завинчивают гайки», что приходится спасать ребенка.
В школах, где учеников побольше, тоже есть свои болевые точки. Например, по словам учителя русского языка и литературы Елены Виговской из школы села Зюльзя Забайкальского края, где учатся почти 200 детей, школа расположена в 100 километрах от районного центра, и главная проблема заключается в том, что возможности выезжать на различные мероприятия скоро ни у взрослых, ни у детей не будет. У школы есть один старенький автобус, но эксплуатационный век его подходит к концу. Как потом вывозить ребят на соревнования и конкурсы, а учителей на семинары и конференции, никто не представляет. Сейчас ситуацию спасают те педагоги, кто имеет личный автотранспорт, но не всегда бывает так, что все машины исправны.
И все же, как заметила в своей статье, открывающей сборник «Сельский учитель в большой России», Елена Ядровская, «при всех сложностях сельской жизни и при решаемых в итоге проблемах технических сельская школа нередко дает ребенку гораздо больше, чем самая современная городская: внимание к каждому ученику, близость к природе, живое общение между учителями и учениками воспитывает чувство Родины».
Из 41958 школ в России 23895 сельские, половина из них - малокомплектные. В сельских школах обучаются почти 4 миллиона детей.
За последние 2 года было построено 44 новые школы в сельской местности.