Знаменская Пёстровка - самая настоящая российская глубинка. Сюда Александр попал, отработав год учителем в другом селе. На новом месте к молодому специалисту присмотрелись и назначили директором средней школы - на долгие 24 года.
Принял хозяйство, а это ветхое деревянное строение, и более полутысячи учеников. Ребят приво­зили из семи соседних сел, занимались в две смены. Пап и мам в школе не собирали, запрягали школьную лошадь, и учителя сами ездили по деревням проводить родительские собрания. Директор школы сродни зав­хозу, отвечает за все. Бывало, среди урока открывается дверь и запыхавшийся ученик из соседнего класса несет «благую» весть: «Александр Сергеевич! У нас отопление течет!» Не поверишь, но карманы куртки (на уроках не раздевались - холодно) топырились заточенными, как карандаш, деревяшками - «чибышами». Ими и затыкал фонтанчики, хлеставшие из проржавевших насквозь труб. Туалет, понятное дело, на улице.
Со временем добился сооружения нового двухэтажного, не считая цокольного этажа, здания. Интернат уже был. В нем потом разместили стационар больницы. В школьных стенах и судьбу свою встретил - Ларису Валентиновну, учителя русского языка и литературы.
- Наступили лихие 90‑е, - продолжает рассказ Александр Сергеевич. - Работы не стало, сельчане потянулись из родных мест. Число учеников сократилось, детский сад тоже закрыли.
Пока существовал колхоз, до Иссы можно было в любой момент добраться если не на рейсовом автобусе, то на попутке, да и у школы был свой транспорт. Сейчас автобус ходит три раза в неделю, и субботний спецрейс - на рынок. Как-то автобус сломался, так мы два месяца без транспортного сообщения оставались.
В конце концов и меня как директора достали материальные проблемы. Прохудилась в школе крыша. Специалисты произвели замеры и составили смету ремонта на 41 тысячу рублей. С этим документом иду в отдел образования и слышу: «Денег нет, ищите спонсора». Напоминает крылатое «денег нет, но вы держитесь». Нет в селе богатых меценатов. Из всей спонсорской помощи, помню, одну тысячу рублей дал владелец ларька на приобретение пакетов для новогодних подарков детям. Поэтому, как только достиг пенсионного возраста, написал заявление с просьбой освободить от директорских обязанностей. Правда, потом еще семь лет проработал рядовым учителем.
В разговор вступает Лариса Валентиновна, у которой вся трудовая биография тоже связана со школой:
- Сейчас много разговоров о патриотическом воспитании. Увы, чаще лозунгами и призывами дело и заканчивается. Здесь, в глубинке, люди не привыкли к громким словам, хотя дискуссии и обсуждения политических и экономических новостей случаются. Например, в ожидании автофургона, который по понедельникам, средам и пятницам привозит хлеб из райцентра.
С искренним энтузиазмом старше­клас­сни­ки взялись за исследования на тему «Какие имена давали детям в русской деревне в первой половине XIX века».
За основу взяли не только сведения, почерпнутые из бесед со старожилами, но и переданные в школьный музей метрические книги XVIII-XIX веков из Спасо-Преображенского храма соседнего села Никольская Пёстровка. Церковь в Знаменской Пёстровке в свое время не выдержала натиска воинствующего атеизма и была разрушена. Тем не менее местные бабушки продолжают креститься, проходя мимо кирпичных руин. Исследование получилось настолько солидным (со статистикой, таблицами, выводами), что материалы были представлены на областной научно-практической конференции «Старт в науку».
Принимали ребята участие и в исследованиях по топонимике. Любопытно ведь, почему овраг за селом нарекли «кисельным» (грязь на дне по густоте напоминает кисель), а неофициальное название одной из улиц - Самодуровка (крестьяне начали ставить там свои дома «самодуром», то есть без разрешения помещика).
Воспитанию патриотизма способствовал и подбор литературы для внеклассного чтения. Помню, читали вслух «Ночевала тучка золотая» Анатолия Приставкина. Настало время разво­зить школьников по их деревням, а они так увлеклись, что ни в какую. Сами, мол, пешком дойдем, только дочитайте до конца.
Очень жаль, что из программы исключили «Сына полка» Валентина Катаева.
После такого экскурса в далекое и недалекое прошлое идем в школу знакомиться с нынешним директором Галиной Степановной Ашмариной. Площадка перед зданием чисто выметена, клумбы с цветами, над входом плакат «Добро пожаловать!». Однако насторожила непривычная для школы тишина.
Ответ Галины Степановны на первый же вопрос о численности учеников шокировал.
- В День знаний школьный звонок прозвенел для… девяти учащихся муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя школа села Соловцово» в селе Знаменская Пёстровка. Так теперь называется наша школа, получившая в 2014 году статус филиала. А в 2015‑м состоялся выпуск последних трех одиннадцатиклассников, и мы перестали существовать как средняя школа.
- И каковы перспективы?
- Судите сами: в начальной школе по одному ученику в 1‑м и 3‑м классах, трое пятиклашек, по одному в 6‑м и 8‑м и две девятиклассницы. Сдадут они весной экзамены и… Нам уже дали понять, что нынешний учебный год может стать последним. Учеников придется во­зить в Соловцово.
- Как же вы организуете учебный процесс в таких условиях?
- Три учителя живут здесь же, в селе, и еще пять предметников приезжают из головной школы.
В школе есть компьютеры, доступ в Интернет с блокировкой вредных сайтов (иногда блокирует и полезные ресурсы), интерактивная доска с возможностью создавать презентации и проводить видео­уроки. Дома ноутбуки и планшеты есть у многих, но не у всех есть доступ в Интернет, так что искать во Всемирной паутине ответы к задачкам проблематично.
Для качественного обучения имеется все. Даже столовая на 60 мест. Учеников только нет. На все село только два ребенка дошкольного возраста.
- Малокомплектная школа - явление специфическое…
- Пожалуй. Каждому ученику максимум внимания, дисциплина (ни в учебе, ни в шалостях уже не спрячешься за спину товарища), более прочное усвоение материала. Отсюда средний балл по ЕГЭ выше, чем в районе или области. Мало того, все, кто уезжал из Знаменской Пёстровки и продолжал обучение в других школах и вузах, подтверждали высокий уровень полученных у нас знаний.
Для иллюстрации. Недавно пришел к нам в 5‑й класс мальчик из Пензы. Какое-то время ему надо по семейным обстоятельствам пожить у бабушки. Так вот, для парнишки было полной неожиданностью, что его никто не ругает, а еще на каждом уроке спрашивают.
Для сельской школы вопроса, кто должен заниматься воспитанием, не существует. Вспомним слова Д.И.Менделеева: «Обучение без воспитания - меч в руках сумасшедшего». Не в обиду крупным школам, условия все-таки разные, но наши дети более воспитанные. Мы учили их пап и мам и все, что в семьях происходит, знаем и вовремя вместе с родителями принимаем меры, если того требует поступок ребенка.
Проводим праздники, где все независимо от наличия таланта и участники, и зрители. Или коллективный труд. У школы есть участок земли, на котором выращиваем для нашей столовой картофель, капусту, морковь, лук. Все, что по силам, ребята делают сами.
- Теперь о вашей гордости - школьном музее.
- Все делали своими руками. И получилось неплохо. В 2006 году областные инстанции присвоили нашему детищу статус историко-краеведческого музея.
Экспонаты собирали всем миром. Работали в областном архиве, разговаривали со старожилами. Однажды зашли в дом, чтобы позаимствовать фотографию для стенда. Вынули ее из рамки, а за ней подлинный диплом участника ВДНХ, датированный 1935 годом. Мы собрали большой массив подлинных документов. Из представленных артефактов могу назвать фрагменты костей мамонта и других доисторических животных, каменные топоры, наконечники стрел периода татаро-монгольского нашествия и многое другое.
Большую работу проводим по сбору документов и установлению судеб односельчан - участников ВОВ.
Сейчас собираем еще одну экспозицию, посвященную истории самой школы, которая ведет свое летоисчисление с 40‑х годов XIX столетия. Одна беда - что станет с музеем, когда закроется школа.
Вечером дома у Доронькиных листаю пухлую папку, в которой собраны дипломы, почетные грамоты, в том числе за победы Александра Сергеевича в районных шахматных турнирах, вырезки из газет. Из них узнаю, что сельский учитель иногда свои чувства облекает в поэтические формы. В одном стихотворении есть такие слова: «Не хочу, не хочу, чтоб Россия потеряла деревню свою».

с. Знаменская Пёстровка, Пензенская область, фото автора