1. Ваши впечатления от работы в Совете молодых педагогов.
2. В чем, на ваш взгляд, основная миссия Совета молодых педагогов?
3. Как вы видите себя в новой роли наставника? Что значит быть наставником?
4. Каковы основные задачи клуба «Наставник»? Что может сделать клуб для образования, для молодых учителей?


Иван КАЙНОВ, главный специалист аппарата территориальной организации профсоюза Санкт-Петербурга и Ленинградской области, председатель Совета молодых педагогов города Санкт-Петербурга:
1. Ощущение большого и важного дела.
2. В обновлении профессионального сообщества.
3. Продолжать уже начатое дело, но под другим углом зрения, практикуя новые формы работы.
4. В системе образования, как и в профессиональном союзе, работают представители разных поколений. С учетом этого система наставничества полезна не только молодым педагогам, но и «стажистам», методистам, ветеранам педагогического труда, победителям профессиональных конкурсов, ведь они хотят делиться опытом, а молодые готовы учиться. Важная задача - содействовать развитию системы профессионального роста, о которой сегодня так много говорят. Хотелось бы совместными усилиями выработать федеральную концепцию наставничества в системе образования.

Джаваир АЗЕРЛИ, учитель истории и обществознания школы №134 Нижнего Новгорода, председатель Совета молодых педагогов при Нижегородской областной организации профсоюза:
1. Работа в Совете молодых специалистов при ЦС профсоюза может оставить только позитивное впечатление! Ведь в совет входили и входят ребята, которые «болеют» своим делом. Наш СМП реализует идеи из разных регионов страны.
2. Мне кажется, что истинная миссия СМП - это социально-профессиональная адаптация и поддержка молодых педагогов.
3. Наставник - это тот человек, который своим личным примером способен помочь молодому педагогу войти в профессию и полюбить ее.
4. Клуб «Наставник» может стать хорошим «старшим другом» для СМП, ведь все члены клуба до недавнего времени были председателями советов молодых педагогов у себя в регионах или остаются ими до сих пор. А лучший пример - это личный пример!

Мария ВИКУЛОВА, заведующая отделом детского технопарка «Кванториум «Дружба» города Рязани, председатель Совета молодых педагогов Рязанской области:
1. Я люблю все масштабное, необычное, интересное. Вместе с тем мне важно показывать опыт нашего региона, нашего совета, нашего профсоюза. Я побывала в разных местах, пообщалась с разными людьми, нашла наставников для себя, смогла привезти в свой регион интересных людей, новые идеи, и наши молодые педагоги смогли побывать в разных местах, на всероссийских и межрегиональных площадках. Каждый из них рассказывает в школе, в молодежном педагогическом сообществе, что он видел, делится опытом. Дальше идут «круги», как от камушка, пущенного в воду. Огромное количество людей стали активно повышать свой личный и профессиональный уровень. Все это влияет на систему образования в нашем регионе.
2. Для меня основная миссия Совета молодых педагогов - способствовать развитию системы образования в регионах. В Рязанской области профсоюз и сфера образования - одна единая система, дружная команда. Совет в этой структуре - юный помощник. О его деятельности знают, мои коллеги входят в разные общественные советы, их мнение учитывается в работе.
3. В первую очередь я себя вижу наставником в своем регионе. Я хочу, чтобы у нас была новая команда в совете, в активе, чтобы это были люди, которые только зашли в профессию. Я готова им помогать. Самая главная помощь - в профессиональном развитии, в личностном развитии. Мы создаем площадки, на которых люди могли бы себя проявить. Все-таки педагог - открытая профессия. Ты постоянно должен быть в гуще событий, на одной волне с людьми.
4. Клуб «Наставник» может проводить мероприятия и образовательные события, объединяющие разные поколения педагогов, активно помогать советам молодых педагогов в регионах в реализации их идей и проектов, курировать взаимодействие с властью или какими-то крупными организациями, проводить мастер-классы для актива СМП в регионах.

Олеся ГОНЧАРУК, учитель физики средней школы №88 Волгограда, председатель Совета молодых педагогов Волгоградской областной организации профсоюза:
1. Участие в работе Совета молодых педагогов связано с развитием личных и профессиональных качеств. Эта деятельность дала мне возможность для непрерывного самообразования, реализации проектных идей, совместной деятельности с лучшими педагогами страны. Я принимаю участие в мероприятиях на всероссийском уровне, нахожу единомышленников, делюсь профессиональным опытом и получаю его от коллег. В общем, живу яркой и насыщенной жизнью.
2. Вижу несколько основных задач СМП: расширение и популяризация молодежного педагогического движения, привлечение и закрепление молодых педагогов в образовательных учреждениях, выход профессиональной деятельности за рамки образовательного учреждения, внедрение инновационных моделей взаимодействия.
3. Быть наставником - значит обладать высокими профессиональными и нравственными качествами, коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Иметь стабильно высокие показатели в профессиональной и общественной деятельности. Уметь и быть готовым транслировать свой профессиональный опыт.
4. Помогать молодым педагогам и сотрудничать с более опытными коллегами. Организовывать единое образовательное пространство, разрабатывать и внедрять новые, перспективные проекты. Обмениваться профессиональным и общественным опытом.

Усман ИЛЬЯСОВ, заведующий организационно-информационным отделом аппарата Чеченской республиканской организации профсоюза:
1. Пока я занимался молодежными делами, скажу честно, чувствовал себя молодым душой. После каждого заседания, общения с начинающими свой педагогический труд коллегами вырабатывалась энергия.
2. Основная миссия совета в том, чтобы направить молодое поколение педагогов по избранному пути, не дать им разочароваться в своей профессии, помочь держаться вместе, научить без стеснения консультироваться у старших коллег, поддержать стремление ввести новшества в педагогическую сферу.
3. Быть наставником значит всегда быть готовым прийти на помощь педагогу, ветерану, всем, кто нуждается в поддержке, а следовательно, самому надо быть начитанным, грамотным, быть в курсе всего происходящего в области образования, быть хорошим психологом, немного правоведом и даже экономистом.
4. Основная задача клуба - поддержать, заинтересовать, зажечь. Для начала надо совместно составить план дальнейшей работы. Клуб «Наставник» может помочь конкретному лицу, группе продвигать проекты, разработанные для развития системы образования или общества в целом.

Наталья КИРИЛАХ, заведующая информационным отделом Красноярской краевой организации профсоюза, заместитель председателя Совета молодых педагогов при Красноярском краевом комитете профсоюза:
1. Работа в Совете молодых педагогов - уникальный опыт. Это команда профессионалов. Работали мы не только с молодыми педагогами, но и с лучшими экспертами, тренерами, лекторами, специалистами аппарата профсоюза, встречались с представителями федеральной власти. Безусловно, это положительно отразилось на личностном, профессиональном развитии и на работе Совета молодых педагогов в нашем Красноярском крае.
2. Я считаю, основная миссия Совета молодых педагогов - создание прочного фундамента будущего системы образования. Мы активно работаем над тем, чтобы личным примером показать - в образовании можно работать, развиваться профессионально и получать от этого удовольствие.
3. Роль наставника очень почетная. Но, получив этот статус, чувствуешь колоссальную ответственность. Требования к себе и уровню собственного образования резко возрастают. Ведь ты должен быть на шаг впереди тех, кому передаешь свой опыт. Так что это дополнительный стимул не останавливаться в развитии, узнавать еще больше и становиться еще лучше, чтобы помогать тем, кто только начинает. Считаю, что наставником может стать только тот, кто почувствовал внутри себя острую потребность «отдавать». Это должно быть очень искреннее желание.
4. На мой взгляд, одна из задач, которая стоит сегодня перед клубом «Наставник», - это объединение тех, кто обладает уникальным опытом в создании объединений молодых педагогов, проведении мероприятий и т. д. Но это лишь вершина айсберга, потому что клуб объединит еще и профессионалов в педагогической деятельности - победителей профессиональных конкурсов, тренеров и лекторов профсоюза, других мастеров. Для молодых учителей это будет ресурсом, аналогов которому не существует.
В клубе «Наставник» я планирую продолжить развиваться как тренер-лектор, «прокачивая» у молодых педагогов навыки создания эффективных презентаций, формируя их визуальную и информационную культуру. Интересные перспективы вижу в проектной деятельности.

Ольга КОВРУ, координатор по проектной работе исполкома регионального отделения Общероссийского народного фронта в Республике Карелия, председатель Совета молодых педагогов при Карельской региональной организации профсоюза:
1. Совет молодых педагогов при ЦС профсоюза активизировал молодежное педагогическое движение в Северо-Западном федеральном округе, нам удалось создать подобные советы в каждом субъекте. Совет молодых педагогов Карелии - известная и уважаемая организация в педагогическом сообществе республики, ежегодно проводим форум для молодых педагогов Карелии и СЗФО «Karjalan Nuorus», участвуем в грантовых конкурсах, выигрываем гранты и реализуем проекты.
2. Основная миссия центрального Совета молодых педагогов - поддержка СМП в регионах, информационная и разъяснительная работа по важным вопросам сферы образования, реализация общероссийских профсоюзных проектов, в том числе Всероссийской педагогической школы, проведение мониторинга по актуальным проблемам, выработка предложений по улучшению качества работы и жизни молодых педагогов.
3. Наставник - это старший товарищ и помощник для молодых педагогов, координатор молодежного движения, организатор педагогического сообщества «Молодые - молодым», где молодые, но уже опытные профессионалы становятся наставниками для начинающих коллег.
4. Задачами клуба «Наставник» могут стать создание региональных клубов наставников, состоящих из молодых профессионалов, в том числе победителей конкурсов профессионального мастерства, формирование сообществ экспертов по актуальным вопросам для молодых педагогов, создание банка лучших образовательных практик и технологий.

Ольга МАЙЕР, педагог дополнительного образования детского экологического центра «Экодом», председатель Совета молодых педагогов города Домодедова Московской области:
1. Работа в СМП для меня - это невероятный скачок вверх. Новые возможности, развитие, потрясающие люди вокруг. Я училась у лучших, и при этом они не были недосягаемыми звездами, с ними можно было обсудить любую тему и решить любую проблему. Мне посчастливилось быть куратором, координатором, организатором и участником огромного количества мероприятий всероссийского уровня. Это колоссальный опыт.
2. Основная миссия совета - «зажечь свет»! Многие молодые педагоги живут страхами, переживаниями, им просто необходимо быть услышанными, нужна поддержка и доброе дружеское слово. Совет помогает педагогу понять, что быть учителем - это круто! Совет защищает права и интересы учителей.
3. Быть наставником - значит не быть равнодушным. Дать мудрый совет из собственного опыта, помочь составить конспект урока или сочинить оригинальный сценарий. Я очень рада, что меня включили в состав клуба «Наставник», и готова использовать все свои ресурсы, чтобы достойно нести это звание. Могу проводить мотивационные тренинги, творческие мастер-классы и развлекательные программы. Ко мне можно обратиться за креативной идеей или для того, чтобы просто поговорить по душам…
4. Считаю, что клуб «Наставник» объединил людей, которые дадут старт новому большому взлету молодежного педагогического движения в России. Когда работа клуба приобретет системный характер, каждый молодой педагог будет чувствовать себя максимально комфортно, любая проблема будет решаться быстро и эффективно, потому что мы команда идейных и талантливых людей, которые сообща найдут выход из любой ситуации. Любой педагог, обратившись к наставнику, получит то, что ему необходимо в данный момент. Думаю, в клубе родится много крутых и мощных проектов, будут интересные встречи и современные стильные мероприятия. Я в полном восторге от всей этой затеи.

Руманият МАХМУДОВА, специалист аппарата Дагестанской республиканской организации профсоюза, председатель Совета молодых педагогов при Дагестанской республиканской организации профсоюза:
1. Совет молодых педагогов для меня - это отличная школа личностного роста и развития. Я получила богатый багаж знаний и бесценный опыт. Не боюсь признаться в том, что до участия в работе президиума СМП при Центральном совете профсоюза я не совсем понимала и осознавала роль Совета молодых педагогов в нашем регионе. Обсудили, решили, постановили - быть мне председателем, а что именно нужно делать, никто не разъяснил. Я благодарна ЦС профсоюза за этот этап в моей жизни и работе. Участие в работе президиума раскрыло во мне много новых граней, научило быть лидером, инициативным и креативным. Заряжаясь от коллег со всей России, я решалась на то, о чем и не подумала бы год назад. Само собой, личностное развитие лидера поднимает деятельность всего движения в регионе на иной уровень. Становишься требовательнее, инициативнее, видишь цели и не замечаешь препятствий, организуешь мероприятия, которые приводят к популяризации не только СМП, но и всего профсоюза в целом.
2. Совет молодых педагогов - это эффективная площадка для обмена опытом с коллегами не только в своем образовательном учреждении, но и за его пределами. Анализ положения молодых специалистов в сфере образования позволяет молодым заявить о своих возможностях и потребностях. И основная миссия совета, по моему мнению, - это фокусировка внимания власти на молодежи в образовании.
3. Наставник - это тот, кто может научить чему-то новому или помочь совершенствовать уже имеющиеся навыки. Я, как наставник, могу поделиться опытом профсоюзной работы в сфере организации молодежного движения. Являясь первопроходцем в этом направлении у себя в республике, могу направить по нужному пути тех, кто создает советы в других регионах, как направляли меня.
4. Основная задача клуба «Наставник», как мне кажется, - объединение умных, креативных, обладающих специфическими навыками и умениями специалистов профсоюза и профессионалов, которые будут направлять молодых, доводить необходимую информацию, опираясь на свой собственный опыт. Каждый наставник, пройдя определенный путь, может и должен помочь тем, кто делает первые шаги в том же направлении.

Евгений УСКОВ, методист городского информационно-методического центра работников образования Мурманска:
1. Тем, что делал в СМП, удовлетворен. Хочу распространять полученный опыт.
2. Деятельность Совета молодых педагогов помогает учителю осознать значение педагогической деятельности в масштабах города, региона, страны, сформировать активную гражданскую позицию.
3. Сопровождать молодого педагога, оказывать моральную поддержку. Осознаю важность новой роли на уровне региона, пропагандирую идеи наставничества с помощью таких мероприятий, как круглые столы, через СМИ и так далее.
4. Мотивировать молодых специалистов к развитию, популяризировать профессию педагога, в том числе с целью привлечения молодых кадров, организовывать консультации опытных педагогов для начинающих (всероссийская, региональные «Школы наставника»), создать кадровый педагогический резерв.

Владислав ЯКОВЛЕВ, специалист по работе с молодежью и студентами, специалист по информационной работе Астраханской областной организации профсоюза, председатель Совета молодых специалистов при Астраханской областной организации профсоюза:
1. Совет молодых педагогов невозможно назвать работой, это дружба и большая заинтересованность друг в друге. Друзьям со всей России ты можешь написать или позвонить поздно вечером (вне часовых поясов) и попросить помочь с той или иной проблемой, посоветоваться, как организовать мероприятие, и просто… выговориться. Совет - это возможность стать частью профессионального сообщества, у которого нет границ.
2. Совет объединяет неравнодушных к своей профессии людей. Если он помогает педагогу справиться с различными трудностями в первые годы работы и из молодого учителя вырастает творческий, креативный профессионал, готовый так же прийти на помощь коллеге, то со своей задачей совет справился.
3. Мне 27. И мне есть что рассказать. Ломаю стереотип о том, что опыт приходит с годами. Опыт бывает разным. Конечно же, это совершенно не значит, что я считаю себя самым умным и образованным, я всегда открыт к новым знаниям и уверен, что лучше всего прожить жизнь, узнавая что-то новое ежедневно. Но к тем, кто не делится своими знаниями, я отношусь скептически. Молодой наставник может стать проводником в мире современных технологий, генератором идей для будущих проектов.
4. Клуб «Наставник» должен стать площадкой для свободного обмена опытом между учителями, вне зависимости от возраста и стажа. Искренне верю в то, что опытом работы может поделиться не только учитель с большим стажем, но и тот, кто провел хотя бы один урок. У педагогов сегодня есть потребность в этом.
Мечтаю о том времени, когда фамилии современных педагогов будут так же известны в стране, как имена политиков и артистов. Если клуб «Наставник» и Совет молодых педагогов смогут повлиять на общественное мнение и учительство перестанут считать сферой услуг, то это станет нашим общим и главным достижением для образования России.

Мнение

Дмитрий ГОЛУБЕВ, главный специалист отдела по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования:
- Тема наставничества не новая, но вызовы современности требуют новых неформальных подходов к развитию этого института, разработки новых моделей. Клуб «Наставник» - одна из возможных моделей. Первые участники клуба - неслучайные люди. Они участвовали в зарождении молодежного педагогического движения в профсоюзе и очень много сделали для его становления. Спектр их профессиональных компетенций широк. Наставники могут помочь создать совет молодых педагогов на региональном и муниципальном уровне, организовать мероприятие, разработать проект на соискание гранта и многое другое. Но не менее важны их личностные качества. Одно из них - неравнодушие, с которым они подходят к работе. Любое дело, в котором они участвуют, становится для них не просто проектом, а частью их жизни.

Перспектива

Елена ЕЛШИНА, секретарь - заведующая отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования:
- Клуб «Наставник» - объединение успешных педагогов, руководителей и членов региональных советов молодых педагогов, чей опыт и возраст вышли за рамки деятельности молодежного совета. Они могут самостоятельно продвигать педагогические, профсоюзные и социальные проекты, оказывать консультационную и методическую помощь начинающим профсоюзным лидерам и активистам. Надеемся, что количество наставников, а это реальный кадровый резерв профсоюза, будет расти, их деятельность займет заметное место в работе региональных (межрегиональных) организаций профсоюза. Стратегические цели клуба - повышение привлекательности педагогической профессии, усиление роли педагогического сообщества в формировании образовательной политики в регионах и в России в целом, дальнейшее формирование положительного имиджа Общероссийского Профсоюза образования в обществе.