Во времена оптимизации численность сотрудников служб охраны труда в некоторых вузах сократилась. Работы прибавилось, а финансирования как не было, так и нет. Все сложнее приобретать спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты, проводить специальную оценку условий труда, обучать.
Большую часть рабочего времени в службе охраны труда занимает профилактическая работа: ежедневное проведение вводного инструктажа, беседа с работниками, постоянный контроль за состоянием условий труда, разработка и пересмотр инструкций, подготовка предложений по улучшению условий труда работников и проектов локальных актов. Эта работа понимания у руководителей подразделений не встречает.
Во многих образовательных учреждениях комиссии создаются, как правило, формально, поэтому вся работа ложится на работников службы охраны труда. Они готовят необходимые документы, а члены комиссии только подписывают. Будь то расследование несчастного случая, специальная оценка условий труда, выдача компенсаций или проверка знаний по охране труда.
Специалистов по охране труда в образовательных учреждениях недостаточно, и это ощутимо сказывается на всей, не только на профилактической, работе. А в школах их и вовсе нет. Всю работу по охране труда директор перекладывает на работника, который не имеет соответствующего уровня знаний в этой области. В результате вопросы безопасности условий труда и учебы решаются формально, зачастую только на бумаге.
Чтобы подготовить локальные акты (приказы, инструкции и так далее), многие обращаются к Интернету. Копируют, не читая, подписывают и утверждают. Думают, что документ готов. По понятным причинам не называю те организации, которые допускают подобные ляпсусы, но примеры приведу. На титульном листе написано: «Инструкция предназначена для работников Ямало-Ненецкого округа», хотя организация находится на территории Татарстана. Или «Без мата не влезать» - из инструкции по безопасному лазанию по канату. «При прыжках в длину подкладывай песок в яму приземления». И еще много других анекдотичных формулировок. Возникает чувство неловкости…
Некоторые руководители подразделений также перекладывают свои обязанности на службу охраны труда. Подразделение кадров - вопросы, связанные с обязательным предварительным медосмотром при приеме на работу, отдел пожарной безопасности - работу по составлению инструкций и проведению инструктажа по эвакуации во время тренировочных занятий, отдел снабжения - по организации приобретения и выдачи спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты. Плюс к этому зачастую добавляется работа по промышленной безопасности, производственному контролю.
Размышляя над причинами столь удручающего состояния охраны труда, сами сотрудники этой сферы указывают в первую очередь на неграмотность руководителей и недостаток финансирования. То есть необходимая законодательная и нормативная база существует и должна выполняться, но объем средств, выделяемый на решение вопросов охраны труда, недостаточен даже для обязательных мероприятий.
Таким образом, образовательные учреждения находятся в непростой ситуации, особенно после внесения изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и значительного увеличения штрафных санкций за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах.
Проблем много. Существует и человеческий фактор: недостаточное внимание работников к вопросам охраны труда («меня это не коснется, авось и пронесет»), ослабление самоконтроля, недисциплинированность, незнание правил, инструкций и алгоритмов безопасного поведения, отсутствие профессионального мастерства, недостаток правовой подготовленности… Недоработано трудовое законодательство. Некоторые нормативные правовые акты противоречат друг другу. Зарплата тоже, к сожалению, у специалиста по охране труда не на должном уровне.
Многие, как ни странно, не считают сферу образования опасной настолько, чтобы уделять повышенное внимание вопросам охраны труда и безопасности. А как же вредные вещества (кислоты, щелочи), различные инструменты, приборы и оборудование, спортивные снаряды, которые используются на уроках? А порой это и аварийное состояние зданий, самодельные лестницы, стремянки, несоответствующие строительным нормам, отсутствие перил и кондиционеров в классах, неработающие вытяжные шкафы, охранниками в образовательных учреждениях часто работают немощные пенсионеры или инвалиды. Список можно продолжить!
На мой взгляд, очень важно сформировать у нынешних студентов, будущих руководителей, вдумчивое отношение к вопросам охраны труда, функционированию системы управления, понимание ценности человеческой жизни и ответственности за нее. Каждый человек, который приходит на работу и учебу в образовательное учреждение, должен быть уверен, что его жизни и здоровью ничего не угрожает.

Между тем

В последнее время ситуация с охраной труда в Казанском национальном исследовательском техническом университете имени А.Н.Туполева изменилась. Хорошим индикатором послужило отношение ректора к вопросам охраны труда и здоровья своих работников, учащихся. Увеличилось финансирование, выделен и оснащен кабинет для проведения вводного инструктажа, в котором есть компьютер и другая необходимая техника, тренажер по оказанию первой доврачебной помощи.
Со службой охраны труда тесно сотрудничает профком университета. Нет ничего ценнее жизни, и избежать трагедий позволит соблюдение правил и норм охраны труда, а также четко спланированный и хорошо организованный профсоюзный контроль.

Татьяна ЗИМИНА, начальник отдела охраны труда Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н.Туполева